По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Президент России Владимир Путин призвал закрепить в Конституции РФ статус и роль Госсовета. При этом, по его мнению, Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Об этом он заявил в ходе своего ежегодного послания Федеральному собранию в среду, 15 января.
«По моей инициативе был возрожден Государственный совет, в работе которого участвуют главы всех регионов. За прошедшее время Госсовет показал свою высокую эффективность. Его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан страны вопросов. Считаю целесообразным закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного совета», — сказал он.
В ходе послания глава государства также призвал дать больше полномочий Госдуме, в частности, поручить ей утверждение председателя правительства, вице-премьеров и всех министров. Кроме того, он призвал повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне.
Может ли «усиление» Госсовета стать началом транзита власти-2024?
— Разумеется, усиление Госсовета является ключевым моментом транзита власти, драйвером этого процесса. В случае более тесной спайки парламента и правительства, их взаимоконтроля и взаимной ответственности, а также привлечения к этим процессам президента, Госсовет оказывается очень суверенной структурой российской власти в целом, — считает член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
— Госсовет — это совещательный орган, который помогает президенту в проведении госполитики, но не обладающий властными полномочиями, — поясняет эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов.
— В настоящее время основной задачей Госсовета является координация усилий по реализации нацпроектов. Также в рамках Госсовета обсуждаются наиболее актуальные вопросы государственной политики.
«СП»: — По словам Путина, за прошедшее время Госсовет показал свою эффективность, его рабочая группа обеспечивает профессиональное всесторонне и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов. В чем, например, это проявилось? Большинство граждан, полагаю, вообще не в курсе существования такого органа…
— Эффективность Госсовета связана с ходом реализации нацпроектов. Заседания Госсовета часто в прямом эфире транслируются по телевидению. Орган играет заметную роль и знаком всем гражданам, интересующимся политикой.
«СП»: — При этом многие путают его с Советом безопасности…
— Совет безопасности рассматривает вопросы, связанные с функционированием силовых структур, внешней политикой, экономической стратегией. Госсовет обсуждает вопросы внутренней политики, экономические и социальные проблемы, непосредственно касающиеся повседневной жизни граждан. СБ — орган глобальный, Госсовет ближе к земле.
— Роль Госсовета пока расплывчатая, — поясняет доцент кафедры регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Туда по принципу ротации входят губернаторы, на заседания приглашают министров. Собирают его время от времени, обсуждают насущные вопросы… Действует он давно, а роль не до конца ясна. Так что ясность на законодательном уровне не помешает. Кто туда входит, что решает — пора это прописать.
Необходимо прописать, кто и по какому принципу входит в его состав, какие вопросы относятся к ведению этого органа, что он обсуждает, и кто отвечает за воплощение его решений в жизнь.
«СП»: — Сегодня много разговоров ведется о трансфере власти, который предстоит уже через 4 года. Может ли изменение роли Госсовета сделать привлекательной для самого Путина должность его руководителя?
— Я думаю, что для этого его и собираются «повысить». Это будет площадка для бывших президентов или премьеров.
«СП»: — Путин вновь говорил о возможностях изменения формулировки о двух сроках в Конституции. Какие еще варианты трансфера власти, по-вашему, возможны, и какие еще изменения в Конституцию в связи с этим могут быть предложены?
— Могут усилить роль Думы и Совета Федерации. Могут часть полномочий президента передать премьеру, а саму эту должность временно может снова занять Путин. И как премьер он может возглавить Госсовет, и присматривать там «преемника для преемника».
«СП»: — Путин собирается вынести изменения в Конституцию на референдум. Для чего? Большинство граждан у нас в этом ничего не понимает, а о существовании Госсовета вообще не знает…
— Это формальность. Он покажет, что голос народа власть слышит. И вряд ли народ будет против. Госсовет — не та вещь, которая раздражает людей. Тем более если придать ему социальную направленность.
— В настоящий момент Госсовет, прежде всего, является площадкой, создающей дополнительные возможности для контактов губернаторов с руководством страны (хотя в его состав, естественно, входят не только главы регионов), — подчеркивает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Недаром и президент говорил о закреплении в Конституции статуса и роли Госсовета в рамках задачи «кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне». Это приобретает дополнительное значение в ситуации круговорота кадров с периодическим переходом федеральных чиновников на губернаторские посты. Таким образом, такие губернаторы с опытом работы в федеральных структурах могут получить дополнительный статус, в том числе, возглавляя рабочие группы Госсовета.
Обратим внимание, что в последнее время многие значимые инициативы Владимира Путина (в том числе, в социальной сфере) обсуждались на заседаниях президиума Госсовета. Вспомним хотя бы расширенное заседание президиума Госсовета по проблемам системы здравоохранения, проходившее осенью 2019 года в Светлогорске. Мировая практика также знает примеры закрепления в Конституции статуса консультативных и совещательных органов. Вспомним хотя бы Экономический, социальный и экологический совет во Франции.
Интересный аспект, будет ли в итоге в российской Конституции просто прописан статус Госсовета в нынешнем виде или эта структура получит дополнительные прерогативы. Очень часто любые предложения об изменения в Конституцию политологи и журналисты рассматривают в рамках задач, которые могут быть реализованы уже в ближайшей перспективе.
Но обратим внимание, что из четырех принятых ранее законов о поправках в Конституцию один касался чисто косметических изменений (положение о ежегодном отчете правительства перед Госдумой), а одна норма до сих пор остается «спящей» (о президентской квоте в Совете Федерации). Вполне вероятно, что ряд нынешних инициатив в данной сфере также является реакцией на потенциальные, а не текущие политические вызовы.
«СП»: — Могут ли все эти изменения создать новые варианты трансфера власти в 2024 году?
— Многое будет зависеть от того, как именно изменится статус Госсовета после внесения поправок в Конституцию. Например, и.о. вице-премьера Виталия Мутко недавно отметил, что Госсовет будет «уже не просто будет совещательным органом». Также не будем сбрасывать со счетов, во многом, более самостоятельную роль, которую получит после изменений в Основной Закон и глава правительства. Поэтому не стоит делать поспешных выводов о том, какой Владимир Путин видит конфигурацию власти после истечения своих президентских полномочий.
Комментарий редакции: Не стоит питать иллюзий относительно появления новых возможностей для смены власти, расширения основ народовластия. Мы прекрасно знаем, что нынешние высокопоставленные государственные деятели в прошлом тонкими методами обеспечивали сохранение собственного фактического руководства страной даже после своей отставки. Возьмём, к примеру, 2008 год, когда В.В. Путин заверял всех, будто он не намерен выдвигать свою кандидатуру на третий срок. Формально он тогда на четыре года уступил президентское кресло. Но, по мнению целого ряда экспертов, де-факто оставался первым лицом государства. По крайней мере, в вопросах выработке основ социально-экономической политики решающим было слово Владимира Путина. Что же касается Государственного совета, то многие не без основания утверждают о возможности действующего главы государства стать его руководителем после ухода. Всё это вполне возможно. Получается, что роль президента как бы несколько уменьшилась (сугубо несколько!). Функции парламента расширились — равно как и Государственного совета. Но ведь доминирует в органах законодательной власти «Единая Россия». Получается, что они будут контролировать самих себя? Абсурд полнейший. В целом, мы писали, что в результате перечисленных комбинаций фактическая власть Владимира Путина может сохраниться. Похоже, всё идёт именно к этому. Только вот он уже двадцать лет правит нашей страной. Что получила Россия от путинского правления? Может быть, на определённый период удалось остановить сепаратистские тенденции на территории нашей страны. Но при этом Россия продолжала сидеть на сырьевой игле. Реальный сектор экономики в запущенном состоянии. Нарастала зависимость от импорта товаров и инвестиций. Масштабы социального расслоения увеличивались. Разрушительные тенденции в демографической сфере набирали обороты. Да и были потеряны многие позиции России на мировой арене. В основе всех перечисленных контрпродуктивных процессов лежит ставка на рыночно-капиталистическую систему. Ту модель, которая держит в чёрном теле нашу страну. Поэтому невозможно рассчитывать на прорывные результаты, пока правят нашей страной политические наследники Ельцина.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Почти, как у Ленина. Только вместо Вся власть Советам! Вся власть Госсовету!