Русские не сдаются!

Русские не сдаются!

Крепость Осовец располагалась на так называемом «Польском мешке» — выступе Восточного фронта на территории Царства Польского, уязвимом для атак с севера и юга. Сама крепость состояла из четырех фортов в излучине реки Бобр, соединенных между собой траншеями. Основные укрепления находились на восточном берегу, на западном была только одна Сосненская позиция. Местность была болотистой, а позиции защитников могла поддерживать артиллерия фортов. Крепость запирала сообщение по железной дороге «Лык – Граево – Белосток», а также прямое шоссе на Белосток.

Крепость Осовец дважды штурмовалась немецкими войсками – в сентябре 1914 г. и в феврале-марте 1915 г. На крепость обрушились тонны снарядов и фугасов, но все предложения сдаться были отвергнуты. На июль-август 1915 г. немецкое командование приняло решение о третьем и решающем штурме Осовца. Для наступления были стянуты 14 пехотных батальонов, 1 саперный батальон, до 30 тяжелых артиллерийских орудий 30 батарей отравляющего газа (хлора). Передовой рубеж русской обороны защищали пять рот 226-го Землянского пехотного полка и четыре роты ополченцев.

Для штурма передового рубежа обороны Осовца, немцы подтянули одну дивизию два полка, снабженных химическим оружием – газообразным хлором. Десять дней немцы ждали благоприятно ветра для газовой атаки.

Утром 24 июля (6 августа) 1915 г., как только ветер подул в сторону русских позиций, немецкая артиллерия открыла огонь, а газовые батареи начали выпускать газовую смесь хлора и брома. Образовалось облако газа, высотой до 11 метров и шириной до 2 км. По мере продвижения к русским позициям, ширина облака выросла до 8 км.

Несмотря на предпринятые меры защиты от атаки (сжигание соломы и пакли перед окопами, поливание брустверов известковым раствором, использование респираторов), все, кто не успел укрыться от газа в помещениях, получили смертельное отравление. Растительность вокруг почернела и пожухла, пожелтели листья на деревьях, на медных частях орудий и снарядов проступил налет окиси хлора.

Как только облако рассеялось, немцы, решившие что русские погибли во время газовой атаки, пошли в атаку – всего семь тысяч человек. Артиллерийский обстрел при этом не прекращался. Но едва немецкие солдаты подошли к передовым укреплениям русской обороны, как им навстречу в контратаку поднялись выжившие защитники первой линии обороны – остатки 13-й роты 226-го Землянского пехотного полка, всего около 60 русских солдат под командованием подпоручика В.К.Котлинского. Сотрясаясь от кашля, вызванного химическим ожогом легких, обмотав окровавленные лица тряпками, русские с винтовками с приткнутыми штыками бросились на строй немцев. Вид контратакующих поверг немецких солдат в настоящую панику, все они немедленно начали в панике отступать. Одновременно открыли огонь уцелевшие орудия русской артиллерии. Атака немцев была полностью отбита, к 11 часам дня прекратился и обстрел немецкой артиллерией.

Возглавивший атаку подпоручик В.К.Котлинский был посмертно награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Позднее его прах был забран матерью и перезахоронен на родине в Пскове. Там же, в столетнюю годовщину были открыты памятник русским воинам и памятный знак воинскому подразделению – 226-му Землянскому пехотному полку.

Участник обороны Осовца, будущий советский генерал-лейтенант инженерных войск Сергей Хмельков, в своих мемуарах в 1939 г. назвал атаку выживших русских бойцов 6 августа «Атакой мертвецов». Несмотря на то, что в советскую эпоху возвеличивание эпизодов империалистической войны не приветствовалось, знаменитая контратака никогда не замалчивалась в историографии.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *