Противостояние не знает карантина

Противостояние не знает карантина

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Сергей Кожемякин

В Латинской Америке продолжается борьба за определение путей развития. Власти Чили пытаются сдержать массовый протест против неолиберального курса. А левое правительство Никарагуа защищает страну от экспансии капитала.

Наследники диктатора

Столкновение империализма и национально-освободительного движения, капитализма и социалистической альтернативы характерно для всех стран Латинской Америки. В Чили это противостояние приобрело наиболее острую форму. Пятьдесят лет назад здесь победил блок «Народное единство» в составе социалистов, Коммунистической партии (КПЧ) и ряда других сил. Под руководством Сальвадора Альенде в стране прошли прогрессивные реформы: была национализирована горнодобывающая промышленность, проведена аграрная реформа, укреплялись отношения с социалистическими странами.

Успехи Чили напугали местную олигархию и мировой капитал. В сентябре 1973 года правительство Альенде было свергнуто. Хунта генерала Пиночета развернула кровавые репрессии, на долгие годы страна превратилась в полигон для самых бесчеловечных экспериментов. И дело не только в изощрённых пытках и убийствах, которым бы позавидовали палачи третьего рейха. Именно в Чили отрабатывалась неолиберальная модель, которая затем сослужила капиталу службу в десятках других стран.

С уходом диктатора модель не рухнула. Демократические реформы 1990-х годов изменили лишь внешний фасад режима. Гарантией господства крупной буржуазии является Конституция. Принятая при Пиночете, она закрепила гегемонию частной собственности в экономике и социальной сфере, выгодные для правых сил процедуры принятия решений в парламенте и т.д. Эту твердыню не смогли поколебать даже левоцентристские кабинеты.

В результате Чили является страной с гигантскими диспропорциями. Одна из богатейших в регионе по уровню ВВП на душу населения, она лидирует и по неравенству доходов. Очередные неолиберальные реформы стали искрой, приведшей осенью прошлого года к массовым выступлениям. От волнений прошлых лет их отличали невиданный размах и радикализм требований. Протестовавшие потребовали не просто корректировки отдельных положений, а отмены Конституции.

Власти попытались подавить выступления, введя в города армию. При разгоне манифестаций погибли свыше 30 человек, тысячи пострадали. Почти 500 из них частично или полностью потеряли зрение, став жертвой чудовищного развлечения силовиков — стрельбы по живым мишеням. Но жестокость лишь подхлестнула возмущение. В результате власти отступили, согласившись на конституционную реформу.

Пандемия коронавируса дала им передышку. Референдум был перенесён с апреля на 25 октября. Полученное время президент Себастьян Пиньера использует для перехвата инициативы. Этим продиктована серия популистских шагов. Правительство предложило снизить зарплаты президенту, министрам, депутатам и губернаторам. «Я знаю, что многим семьям трудно, поэтому мне кажется справедливым снизить высокие зарплаты госслужащих и больше помогать людям», — велеречиво заявил Пиньера.

Таким же притворством проникнуты призывы ограничить возможность переизбрания депутатов, установив предельный срок нахождения в парламенте 12 лет, и в целом сократить их число. Истинная цель таких лозунгов — сохранить власть в руках буржуазии. Как откровенно заявил на встрече с президентом депутат от ультраправого Независимого демократического союза Хуан Антонио Коломо, избирательная реформа должна затруднить избрание коммунистов и других левых.

Подобные уловки выдают страх правящего класса. Свыше 80 процентов чилийцев не одобряют политику правительства. Этому способствуют провальные действия во время пандемии. Кабинет Пиньеры долгое время отказывался признавать опасность. Министр здравоохранения Хайме Маньялич призывал жителей «сходить в кафе и выпить пива», когда в стране бушевала инфекция. В конце концов чиновник вынужден был уйти в отставку из-за искусственного занижения статистики по смертности. Власти отчитывались только об умерших в больницах пациентах с положительным результатом тестирования, хотя больше половины инфицированных скончались дома или в домах престарелых.

Вспышка коронавируса выявила пороки частной медицины, руководствующейся прибылью и не контролируемой государством. Острый недостаток коек интенсивной терапии привёл к тому, что страна вошла в первую десятку по числу заразившихся, а смертность здесь даже выше, чем в Бразилии и США.

Сложно назвать адекватной реакцию властей на трудности, порождённые пандемией. Ограниченные меры вроде отсрочки выплат по ипотеке не смогли сдержать рост бедности и безработицы. Первая уже увеличилась с 9 до 15 процентов, вторая — с 7 до 12 с лишним процентов. И это не считая людей, вынужденных работать неполный рабочий день. Свыше 800 тыс. жителей затронул закон «О защите занятости», позволивший приостанавливать действие контрактов и снижать зарплату.

Кризис привёл к новым протестам. В пригородах Сантьяго вышли на улицы не дождавшиеся обещанных продуктовых наборов жители. Во время разгона митинга был застрелен 21-летний демонстрант. Ужесточены репрессии против народа мапуче. Индейцы возмущены жёстким карантином, который в отсутствие мер социальной поддержки поставил их на грань голода, а также преследованием своих лидеров. Один из них — Селестино Кордова — приговорён к 18 годам по обвинению в убийстве без заслуживающих доверия доказательств. 1 августа толпа ультраправых активистов при поддержке полиции напала на индейцев, занявших несколько административных зданий и объявивших там голодовку.

Преследованиям подвергается оппозиция. Продолжается судебное дело против депутата от КПЧ Уго Гутьерреса. Он обвиняется в том, что разместил в «Твиттере» детские рисунки, якобы оскорбляющие президента. Угрозы убийства поступают в адрес коммуниста Даниэля Джадуэ, возглавляющего муниципалитет Реколета с населением 160 тыс. человек. Его стараниями открыт университет с бесплатным обучением, запущена программа доступного жилья, а проект «Народная аптека» позволил снизить цены на лекарства путём прямых закупок. Большой резонанс имел иск Джадуэ против Пиньеры. Коммунист назвал президента виновным в гибели 62 жителей Реколеты, не получивших своевременную медицинскую помощь. По опросам, Джадуэ опережает всех возможных кандидатов на президентских выборах 2021 года.

Удар по авторитету власти нанесла пенсионная реформа. Она позволяет гражданам снять до 10 процентов со своих счетов, а это важное подспорье при кризисе. Правительство и крупный бизнес пытались сорвать принятие закона. Система частных пенсионных фондов, учреждённых при Пиночете, не гарантирует обеспеченной старости. Средняя пенсия составляет лишь треть от средней зарплаты, а работающие в условиях неформальной занятости миллионы чилийцев лишены и этого. Зато пенсионная система служит кормушкой для капитала. Накопленные в фондах 200 млрд долларов используются для финансовых афер.

Одобрение реформы подавляющим большинством граждан вынудило поддержать её некоторых депутатов правящей коалиции, а президента — поставить свою подпись. Это произошло 24 июля, а спустя несколько дней Пиньера заменил глав МВД, МИД и ряда других министерств. Новые чиновники представляют крайне правый фланг. Например, министр внутренних дел Виктор Перес был мэром при военной хунте и пользовался личным расположением Пиночета. Кроме того, Пиньера попытался включить в кабинет внучатую племянницу диктатора Макарену Сантеличес, известную симпатиями к кровавому режиму, но был вынужден отправить её в отставку после массовых возмущений.

Переход правых в контрнаступление выразился и в предложенном Независимым демократическим союзом антикризисном плане. Он предусматривает приватизацию национальной корпорации CODELCO — крупнейшего в мире производителя меди и одновременно главного донора бюджета. Значение компании таково, что её не решились приватизировать даже при Пиночете. Профсоюзы и левые силы выступили против, заявив, что конечная цель власти — закрепление неолиберальной модели. Июльский пленум ЦК КПЧ поставил главную задачу-минимум: не дать сорвать референдум и созыв Учредительного собрания, которое разработает новую Конституцию. Без этого, уверены коммунисты, Чили не избавится от родовых пятен диктатуры.

Пособие для мятежа

Если в Чили капитал стремится удержать свои позиции, то в Никарагуа его задача — восстановить владычество. Четырнадцать лет назад Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО) триумфально вернулся к власти. С тех пор оппозиция и поддерживающие её США не оставляют попыток реванша.

Последнее массированное наступление страна пережила в 2018 году. «Мирные протесты» быстро переросли в расправы над сторонниками правительства и внешне слепой, но в действительности глубоко продуманный разгул вандализма. Агрессивные толпы громили предприятия, выводили из строя общественный транспорт, поджигали административные здания. Беспорядки нанесли Никарагуа огромный ущерб, но не привели к главной цели — свержению правительства Даниэля Ортеги.

Не помогло даже внешнее вмешательство. Американское руководство объявило события в Никарагуа «угрозой национальной безопасности США» и внесла страну в «тройку тирании» наряду с Кубой и Венесуэлой. На демократически избранное руководство и ряд компаний наложены санкции. «Мы продолжим преследовать тех, кто поддерживает режим Ортеги», — заявил 17 июля, после очередного их расширения, министр финансов США Стивен Мнучин.

После провала беспорядков Вашингтон сделал ставку на объединение правых сил. Однако «Национальная коалиция», которая должна была выступить единым фронтом против правительства, погрязла в сварах. Несколько партий покинули её, обвинив партнёров в стремлении провести на руководящие посты политиков, запятнавших себя участием в коррупции правых кабинетов 1990—2006 годов.

Это активизировало подготовку переворота. В руки никарагуанских журналистов попал многостраничный документ, представляющий собой подробный план «перехода к демократии». Его целью объявлено установление экономической системы, «основанной на защите прав частной собственности», а говоря проще, шоковая терапия с уничтожением завоеваний правительства Ортеги. Также документ анонсирует полное очищение госаппарата от сторонников левых взглядов и уничтожение «параллельных институтов власти» в лице СФНО, организации «Сандинистская молодёжь» и т.д.

Надежду на мирную победу оппозиции авторы стратегии считают бесперспективной. Смена власти будет насильственной, а толчком для мятежа должно стать некое «потрясение». Среди возможных вариантов документ называет «кризис здравоохранения», «внутренний конфликт» и стихийные бедствия. Координирующую роль при этом должны сыграть американское посольство во главе с Кевином Салливаном и агентство США по международному развитию (ЮСАИД). Эта организация и прежде вмешивалась в дела Никарагуа. За три последних года оппозиция получила от неё свыше 30 млн долларов. После того, как в апреле ЮСАИД возглавил сын кубинских эмигрантов антикоммунист Джон Барса, подрывная деятельность агентства стала ещё очевиднее.

Публикация плана обнажила подоплёку действий оппозиции и её кураторов. С началом пандемии они твердили о «неминуемой катастрофе», а после того, как власти сумели удержать ситуацию под контролем, стали кричать о «фальсификациях».

В том, что страна справилась лучше большинства соседей, на самом деле нет ничего удивительного. Левое правительство увеличило расходы на здравоохранение из расчёта на душу населения более чем вдвое. Число врачей выросло с 2,7 до 6,2 тыс., а медсестёр — с 6,4 до 11,1 тыс. Построено два десятка новых больниц, созданы почти 500 сельских медпунктов и 80 мобильных клиник.

К этому следует прибавить двукратное снижение уровня бедности и расширение доступа к базовым услугам. Так, количество подключённых к электрическим сетям населённых пунктов выросло с 48 до 97 процентов. Тысячи семей получили стабильный доход благодаря сельскохозяйственным кооперативам. Их развитие является составной частью стратегии «народной экономики».

Потерпев неудачу с раскруткой «коронавирусных протестов», сценаристы переворота лихорадочно ищут выход. Новым поводом стал пожар в столичном католическом храме. Хотя он был быстро потушен и ни один человек не пострадал, оппозиция обвинила в поджоге членов СФНО. Абсурдные нападки тут же подхватили американские СМИ и чиновники.

Выступая 19 июля по поводу 41-й годовщины сандинистской революции, Ортега заявил, что страна продолжит сопротивление иностранному вмешательству и не принесёт свои достижения в жертву империализму. В этой решимости заключается залог победы прогрессивных сил Латинской Америки.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *