«Майские указы» президента, в которых доминировали политические призывы к импортозамещению в различных отраслях народного хозяйства, сегодня стараются забыть даже члены правительства. Они, как и его «февральские поручения» по импортозамещению в области информационных технологий, оказались на практике заурядными пиар-акциями. Эти жесты требовались только для того, чтобы продемонстрировать озабоченность президента состоянием дел в России после введения по отношению к ней всяческих санкций со стороны стран Запада, в частности США.
ДАВАЙТЕ ДЛЯ НАЧАЛА вспомним, что, до того как возникла проблема замещения импорта отечественными товарами, в годы горбачёвской «перестройки» и последовавших за ней ельцинско-путинских «демократических реформ» в России были разрушены предприятия, производившие продукцию массового спроса. Так, уничтожение колхозов и совхозов привело в конечном итоге к тому, что основными поставщиками продовольствия для населения стали не отечественные частные фермеры, которые были разрекламированы как спасители Отечества от любого дефицита. Даже если допустить, что по своей природе они были способны на хотя бы частичное решение продовольственных проблем, они не могли ничего сделать уже из-за того, что находились в кабальной зависимости от коммерческих банков.
Вместо них поставлять продовольствие к столу россиян стали сельхозпроизводители из дальнего зарубежья. При этом качество продуктов питания в целом снизилось, а цены из года в год росли как грибы после тёплого дождя. Дело дошло до того, что для подавляющего большинства населения страны цены на самые необходимые продукты стали просто неподъёмными.
Поэтому рабочие, специалисты, ветераны из индустриальных городов, получившие когда-то для отдыха земельные участки в 4—6 соток, перестали использовать их как средство досуга, а превратили в участки для выращивания картофеля, овощей, фруктов, для разведения кроликов, птицы, а иногда коз, овец, свиней и даже крупного рогатого скота. Таким образом, Россия от эффективного крупного коллективного сельскохозяйственного производства, которое в советскую эпоху всё больше приобретало индустриальные черты, была вынуждена перейти к мелкому непроизводительному сельхозтруду. Произошло возрождение фактически патриархального уклада.
За четверть века правящий режим Российской Федерации полностью отказался рассматривать досуг трудящихся как средство восстановления их рабочей силы и повышения её качества. Были разрушены заводские профилактории, многие дома отдыха, санатории и прочие лечебно-оздоровительные учреждения. Модой стало упование на заграницу. Но из-за подскочившего курса доллара и евро даже люди, ещё недавно имевшие относительный достаток, в последние год-два лишились возможности выехать на отдых за границу. По данным ВЦИОМ, 80% населения страны в 2016 году вынуждены проводить свой отпуск дома на приусадебных участках.
Таков ещё один фактор, содействовавший расцвету патриархального уклада в экономике нынешней Российской Федерации. С одной стороны (со стороны населения), это плохо, а с другой (со стороны правительства) — весьма хорошо, поскольку позволило подавляющему большинству населения страны перейти на продовольственное самообеспечение. Последнее подтверждается тем, что в 2016 году более чем на 40% возрос спрос на семена всех огородных культур. К тому же вдвое увеличились посадки картофеля, моркови, свёклы и капусты на приусадебных участках. В сложившихся условиях население уже не может доверять свою судьбу государству и капиталистической экономике.
ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ кучи «Целевых программ по развитию промышленности России» на ближнюю и сверхдальнюю перспективу, то по ним уже перестали «победно гудеть» даже в проправительственных СМИ, поскольку ни одна из них не выдерживает критики. Неудивительно: они же базируются на попытках привлечь в промышленность частный капитал и инвестиции от коммерческих банков и зарубежных инвесторов на невыгодных для них условиях. Таких инвесторов государственные интересы не волнуют — им нужна только прибыль, в том числе и за счёт разорения государственных предприятий.
В высокотехнологичных отраслях промышленности (например, в гражданском авиастроении) никто и не помышляет об импортозамещении. Так, разрабатываемый вслед за пресловутым Суперджетом-100 магистральный самолёт МС-21 предполагается оснастить не отечественными двигателями типа ПД-14, а двигателями одной из фирм США. Правда, количество комплектующих зарубежного производства с 80%, как на Суперджете-100, снизилось до 60%. Но все панели из композитных материалов, используемые в качестве конструктивных элементов фюзеляжа, центроплана, крыльев и хвостового оперения, хотя и производятся на двух отечественных предприятиях, но из зарубежного сырья. В то же время своего сырья у нас достаточно.
Более 15 лет специалисты возмущаются по поводу того, что самолёт Суперджет-100 на четыре пятых укомплектован зарубежной техникой, которую в полном объёме готова заменить отечественная промышленность. Однако руководство Объединённой авиастроительной корпорации и минпромторга РФ по этому поводу никаких импортозамещающих шагов не предпринимает.
С ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕМ в области информационных технологий дело обстоит не лучше, чем в других отраслях промышленности и сельском хозяйстве. Четверть века разрушали на всех уровнях технологическую основу отечественной электронной промышленности. Всю энергию по «перестройке» и проведению «демократических реформ» в стране сосредоточили на внедрении зарубежных достижений по использованию Интернета в управлении российской экономикой. При этом власти почему-то не реагировали на тревогу со стороны отечественных высококлассных специалистов по поводу того, что в любой момент со стороны США, являющихся основным владельцем ресурсов и структуры Интернета, возможны атаки на российскую экономику. Проблемы информационной безопасности с самого начала использования нами Интернета были на виду у всех специалистов, и только сидящие в правительстве и администрации президента дилетанты не хотели видеть этого.
Президент лишь в прошлом году признал, что реальная угроза нашей экономике, которая может исходить от Интернета, полностью находится в руках США. Однако «февральские поручения» из 16 серьёзных пунктов, срок исполнения которых уже истёк, свелись лишь к бурной активности всех ветвей российской власти на страницах курируемых ими СМИ. Практически же сформировать за этот короткий срок контуры нового суверенного российского Интернета, надёжно защищённого от западной угрозы, не удалось.
И не случайно. Ведь для этого надо было обеспечить приоритет российскому программному обеспечению, организовать мониторинг угроз в Интернете, обосновать и внедрить новые требования к шифровке данных, проработать возможности внедрения отечественных технологий индустриального Интернета. Необходимо было решить колоссальный объём других задач из упущенных за 25 лет возможностей нашей электронной промышленности и работавшей на неё прикладной науки.
Необходимость избавиться от внешней зависимости от стран Запада существует не только по линии Интернета, но и по другим направлениям экономики. С опорой лишь на собственные силы и ресурсы России решить эту задачу можно, хотя этот процесс может затянуться на десятилетия. Ускорить его возможно лишь при кооперировании с Китаем, в частности с
крупнейшей фирмой Huawei. Для этого потребуется широкое привлечение российских системных программистов, которые отсутствуют в Китае. Китайцы могли бы взять на себя аппаратурную часть Интернета, а наши специалисты — его программное обеспечение. Представляется, что это реальный взаимовыгодный выход из создавшейся ситуации и для России, и для Китая, который, как и Россия, желает иметь свой «суверенный Интернет».
От редакции: Казалось бы, в условиях, когда «мировое сообщество» не скрывает своих враждебных намерений в отношении России, вопрос проведения фронтальной новой индустриализации является вопросом выживания государства. Однако мы являемся свидетелями сохранения полуколониального характера российской экономики. Все пафосные слова о «модернизации», об «импортозамещении» оказались фарсом. Данные идеи не могли быть реализованы в нынешних условиях. Так, частный капитал, на который делает ставку буржуазное правительство Путина — Медведева, ориентируется на краткосрочную перспективу возврата инвестиций, но не на реализацию долгосрочных проектов развития, которые, помимо всего прочего, носят затратный характер. Это раз. И не связаны с погоней за прибылью. Это два. Далее, кабинет министров (особенно его финансово-экономический блок) прилагает все усилия, направленные на удушение остатков отечественных производительных сил. Отказ поддержки реального сектора экономики в области финансовой, кредитной, налоговой политики, поощрение хищнической деятельности банковского и сырьевого капитала, затягивающего петлю на шее отечественной промышленности (и населения) своей кредитной и тарифной политикой, создание неравных условий для российского производства с конкуренцией с зарубежным капиталом (в пользу последнего), сохранение членства в ВТО и ориентация на его установки (даже в услояих международных санкций) — всё это, как и многое другое, позволяет утверждать, что правящий режим проводит политику в интересах международного капитала, заинтересованого в сохранении России в качестве сырьевого придатка. Об индустрализации можно вести речь лишь в случае генеральной смены курса.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.