Писатель Юрий Трифонов появился на свет в один день и год с другим известным русским литератором — фантастом Аркадием Стругацким.
Он родился 28 августа 1925 года в Москве. Интересно, что судьбы членов его семьи неоднократно пересекались с биографиями руководителей Советского государства, в частности, Иосифом Сталиным, который до революции останавливался в квартире бабушки будущего прозаика Татьяны Александровны Лурье (Словатинской) на Васильевском острове Санкт-Петербурга. По некоторым слухам (неизвестно, достоверным ли…) у них был роман.
Отец Юрия — Валентин Андреевич, революционер родом с Дона, хорошо знал Иосифа Джугашвили еще с царских времен и, как и будущий вождь, был очарован красотой и умом Татьяны Словатинской. Впрочем, затем донской казак Трифонов увлекся дочерью своей бывшей возлюбленной, Женей, и сделал девушке официальное предложение выйим за него замуж Мать Юры была младше отца на 16 лет и, кроме сына, родила супругу дочь, названную в честь бабушки — Татьяной.
Известно также, что почти все родственники будущего автора знаменитого «Дома на набережной» имели склонность к литературе. Мама публиковала произведения для детей под псевдонимом Е. Таюрина, а отец в 1936 году написал книгу «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на Советский Союз. Дядя по отцу издавал романы про Гражданскую войну, а двоюродный брат и ровесник Юрия Георгий Трифонов впоследствии стал известен как автор стихов и автобиографической прозы Михаил Демин.
Когда Юре исполнилось 7 лет, семья переехала жить в здание, построенное для партийных и советских руководителей – дом на улице Серафимовича – «дом на набережной». Впрочем, в 1937 году отца арестовали, а через год расстреляли. Репрессировали и мать, но бабушка посредством старых связей добилась смягчения участи дочери, хотя из дома на набережной семью все-таки выселили. С началом войны Юрий с бабушкой и сестрой эвакуировался в Ташкент, но вскоре вернулся в Москву и работал на оборонном заводе. Тогда же он вступил в комсомол. Затем поступил в Литературный институт. Дипломная работа выпускника Трифонова повесть «Студенты», была удостоена Сталинской премии.
В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков Трифонова «Под солнцем». В 1963 году после поездки в Туркмению писатель опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением не стал.
Позднее Трифонов публикует многочисленные произведения на спортивные темы; а во второй половине шестидесятых годов появляются на свет рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и повесть «Отблеск костра» (1967), в последней писатель впервые затронул тему, ставшую одной из главных в его творчестве. Это осмысление революции и её последствий для страны и народа.
В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» , объединенные неофициально в цикл «Московские повести». При этом, самую большую славу Юрию Трифонову принесла повесть «Дом на набережной», описывающая быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов.
В выше перечисленных произведениях читатель встречает фактически нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.
Ряд книг Юрия Трифонова посвящен истории: роман «Старик» рассказывает об установлении советской власти на Дону, а «Нетерпение» — о Желябове и других народовольцах. Когда «Нетерпение» вышло в свет, в Европе обострилась проблема терроризма, и на волне интереса к людям, идущим во имя идей на убийства, произведения Трифонова стали популярными за рубежом. В 1980-м Юрия Валентиновича выдвинули на соискание Нобелевской премии по литературе. К сожалению, получению высшей литературной награды помешала смерть автора.
Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Роковым числом для писателя считается число «двадцать восемь». 28 августа он родился, а 28 марта умер, и случилось это в последний год брежневской эпохи.
Проза Юрия Трифонова зачастую автобиографична. Одна из главных тем — это судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. История в его произведениях тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.
Подготовлено по материалам открытых источников.
Людмила Васильева специально для Пресс-службы МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.