В предыдущей статье мы обнародовали множество сведений, подтверждающих возможность пребывания Ю.Л. Пятакова в Осло в декабре 1935 года. На основании предъявленных фактов и сведений была доказана несостоятельность жалких попыток и корреспондентов норвежских газет Афтенпостен» и «Арбейтербладет», и персонала аэродрома Хеллер в Осло, и норвежского депутата Конрада Кнудсена, и, конечно же, троцкистов доказать противоположное. Тем более что они не обладали должным уровнем аргументов, работавших на их, с позволения сказать, версию.
Так, важно обратить внимание на ряд достоверных фактов, зафиксированных в материалах спецсообщений, адресованных в 1937 году руководящими деятелями НКВД СССР И.В. Сталину. В частности, представляется интересной содержание одной из телеграмм, направленных в данное время из Осло в Москву: ««Тиденштейн» в небольшой заметке пишет: когда Троцкий в декабре 1935 г. появился в Рингколлене, то это вызвало всеобщее удивление, так как со слов местных жителей в предрождественские дни зимние дачи в районе Рингколлен пустуют. Во время этого тура (визита семьи Троцкого в избу Кнудсена — прим.авт.) хозяйственная часть была возложена на секретаря Троцкого, а обеды доставлялись из Рингколлен – отеля…». Действительно, какой был смысл посещать практически безлюдную дачную местность? Единственное, такая обстановка полностью благоприятствовала совершению конспиративных переговоров. Между прочим, газета «Тиденс тайн» в одном из своих выпусков писала, что в течение одного-двух дней Лев Троцкий вместе со своим секретарём провёл без охраны в отдалённом сельском домике своего квартирохозяина Кнудсена, расположенного в лесной местности около озера Ойанген.
Следует иметь в виду, что таинственное исчезновение Бронштейна на несколько дней из Осло в декабре 1935 года стало поводом беспокойства со стороны правительственных структур Норвегии. Как следует из адресованного И.В. Сталину заместителем начальника 7-ого отдела ГУГБ НКВД спецсообщения, в беседе с Советским вице-консулом в Осло норвежский министр юстиции Тригве Ли заявил о своём намерении поручить полиции выяснить, «когда и при каких обстоятельствах в средних числах декабря – месяца 1935 года Троцкий исчез на несколько дней из Осло». Не для того ли, чтобы в максимальной степени скрыть свои контакты со своими тайными подельниками в СССР и в других странах мира?
Подобные предположения не лишены основания. Прежде всего, следует принять к сведению, что зимой 1935 – 1936 гг. много политических соратников Льва Давидовича посетили Осло для проведения с ним совещаний. Так, авторы опубликованной в выпуске газеты «Тиденс тайн» от 25 января 1937 года статьи «Московские агенты следили за Троцким в Генефоссе день и ночь» утверждали, что во время пребывания Бронштейна в Норвегии «он был центром заговоров и конспираций». Кроме того, «бес мировой революции» «был тем, что пытались опровергать те, которые думали, что он ведёт образ жизни больного в доме редактора Кнутсена в Генефоссе». Например, в феврале 1936 года (два месяца спустя после визита Юрия Пятакова) в Норвегию прибыл для встречи со Львом Троцким американец Морис Спектор. Вместе с ним был гражданин США Сильмен Пайн. Вполне понятно, что такой же возможностью воспользовались и соратники рассматриваемого нами деятеля, орудовавшие в СССР. И это было реальностью.
Ранее можно было постоянно ломать себе голову в поисках точного ответа на вопрос о визите Юрия Пятакова в Норвегию в декабре 1935 года. Однако после полного ознакомления с содержанием вышеупомянутой статьи, размещённой на страницах газеты «Тиденс тайн» 25 января 1937 года, отрицание соответствующего факта равносильно попыткам подвергнуть сомнению вращение земли вокруг солнца. Вы обратите внимание на следующие слова авторов публикации: «Газете «Тиденштейн» сообщили, что Пятаков действительно был в это время в Осло. Пятаков заявил, что он знакомился с местной кооперацией. Поскольку мы понимаем, русское Полпредство об этом знало». При этом журналисты добавили, что «обстановка его приезда была обставлена весьма конспиративно».
Мы не располагаем возможностью точно сообщить о конкретном способе получения редакцией газеты «Тиденс тайн» информации о визите Юрия Пятакова в Осло в декабре 1935 года. Тем не менее, изложенный факт свидетельствует о том, что заместителя Наркома тяжёлой промышленности СССР всё же удалось обнаружить в норвежской столице. Кто его выследил и при каких обстоятельствах, пока никто не может сказать. Однако факт пребывания Ю.Л. Пятакова в Осло в рассматриваемый нами период подтверждён.
Разумеется, Юрий Пятаков не сказал о своей подлинной цели визита. Напротив, он прикрылся в наибольшей степени подходящим для него предлогом. Казалось бы, Советский государственный деятель, отвечавший за развитие тяжёлой промышленности (находящейся как в общенародной, так и в кооперативной собственности), стремится в максимальной степени обобщить опыт работы новых форм экономики зарубежных стран с целью его частичного использования в Советском Союзе. Вполне возможно, что он во время своего нахождения в командировке в Берлине на сутки исчез под предлогом поездки с целью изучения опыта работы норвежской кооперационной промышленности. Тем не менее, в конце 1935 года зарубежная пресса, Советские, немецкие и норвежские компетентные органы не стали делать полученную ими новость достоянием гласности. Да и нужно ли им было разоблачать представителей собственной политической агентуры? Это касается как спецслужб враждебных нашей стране государств, так и скрытых заговорщиков в СССР, получившими на определённое время контроль над органами государственной безопасности. Напротив, в их интересах было замести следы активности их подельников. Но, как говорится, шила в мешке не утаишь. По крайней мере, обнародованные к настоящему времени документы, свидетельства и факты позволяют всё расставить по своим местам.
Михаил Чистый
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.