По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Арсений Замостьянов
20 декабря 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которая стала щитом и мечом революции. Ровно через три года после этого, 20 декабря 1920 года, председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский подписал приказ №169 «О создании Иностранного отдела (ИНО) ВЧК», то есть приказ о создании ведомства внешней разведки — самостоятельного подразделения, которое сразу же взялось за дело и заставило считаться с собой все самые сильные разведки мира.
ИМЕННО Дзержинский, ещё до организации ИНО ВЧК, продумал и реализовал первую в истории Советской России закордонную разведывательную операцию. Это было в самом начале 1918 года. Тогда Феликсу Эдмундовичу удалось привлечь к сотрудничеству бывшего банкира и издателя газеты «Деньги» Алексея Филиппова, «закоренелого буржуя», которого трудно было заподозрить в симпатии к большевикам. С секретной миссией он прибыл в Финляндию и, пользуясь своим влиянием, убедил командование кораблей Балтийского флота, находившихся в финских портах, перейти на сторону Советской власти.
Советская разведка по многим аспектам была первой в мире. Денег у ИНО критически не хватало. Никакого золотого дождя пролиться на спецслужбу молодой Советской республики не могло. Но впервые в истории на нашу разведку стали работать не за страх, не за деньги, а по убеждениям. Среди тайных агентов ИНО преобладали те, кто равнялся на Советскую власть, разделял коммунистические ценности.
Но вот уже почти 30 лет площадь, которая долгие годы носила имя Дзержинского, а ныне называется Лубянской, лишена архитектурной доминанты. Лишена смысла как образ, как великая площадь великого города. Когда-то в самом её центре стоял памятник Феликсу Эдмундовичу — настоящий шедевр искусства (на снимке). Это не преувеличение. Почти 30 лет прошло, а площадь без него всё равно выглядит сиротливо, куце. Нет памятника — и это ощущается, отзывается болью в сердцах.
За фигурой Дзержинского стоят эпоха восстановления страны после разрухи, спасение беспризорников, налаживание работы транспорта. Идея увековечить образ Дзержинского на площади его имени возникла ещё до войны. В 1940 году даже провели конкурс, который выиграла скульптор Сарра Лебедева, лично знавшая первого председателя ВЧК, и создала несколько его прижизненных изображений. Великая Отечественная война помешала реализовать этот замысел.
Памятник установили в 1958 году, и его автором стал великий советский ваятель — Евгений Викторович Вучетич. У него получился настоящий шедевр. Нет сомнений, что того уровня, которого достиг Евгений Вучетич, работая над памятником Железному Феликсу, пока не достиг никто. Я говорю о постижении духа истории, об отношении к выдающейся и драматичной личности. Скульптор-фронтовик, к тому времени уже создавший монумент советскому «Воину-освободителю» в Трептов-парке, глубоко осмыслил эту тему. Бросается в глаза, что в его наследии памятник Феликсу Дзержинскому занимает особое место. Там меньше внешнего символизма, чем в других классических работах Вучетича. Памятник аскетичен и реалистичен, но именно это позволило скульптору передать в образе Дзержинского суть нашей истории. Вучетич прославил Дзержинского — рыцаря революции,
и это получилось у него безупречно. Но гениальность (без преувеличений!) этого скульптурного образа в том, что он передаёт подвиг жизненного выбора Феликса Дзержинского, который положил всю свою жизнь, всё здоровье на алтарь революции. Вспоминаются слова первого председателя ВЧК: «Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнёмся под её бременем, потому что это — жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но вечно действенной жизнью, а над нашим прахом прольются горячие слёзы благородных людей».
Дзержинский писал: «Работа чекистов тяжёлая, неблагодарная (в личном отношении), очень ответственная и важная государственная, вызывающая сильное недовольство отдельных лиц и саботажных учреждений. Вместе с тем работа, полная искушений на всякие злоупотребления властью, на использование своего положения и одного факта службы в ЧК для личных выгод». Именно такого Железного Феликса — мыслителя, борца, известного по делам, документам, письмам, — и отобразил Вучетич.
Памятник стал жертвой предательства и подлости 22 августа 1991 года. В народе к Дзержинскому всегда относились почтительно, его судьба и образ вызывали искреннее уважение, которое не поколебали и разоблачительные, по сути, провокационные публикации начала 1990-х. Провокаторы и учинили расправу над памятником. Его свергли с пьедестала и с санкции Моссовета (которую быстро подготовил Сергей Станкевич) вывезли с площади и бросили возле Центрального Дома художника. Через некоторое время там сформировался парк низвергнутых монументов — Музеон. Статую подняли, даже подреставрировали. Но сам этот парк сродни кунсткамере, а место великому творению Вучетича — на одной из центральных площадей Москвы, на высоком пьедестале.
Несколько лет назад депутат-коммунист Николай Харитонов призывал вернуть памятник на его заслуженное место. Он не был услышан. Иначе и быть не может, ведь нынешняя власть, даже если в кабинетах некоторых её представителей висят портреты Дзержинского, принципиально противостоит всему, что делал Феликс Эдмундович и что было ему дорого.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.