По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Татьяна Офицерова
Отчёт Счётной палаты РФ о работе за минувший год традиционно вызывает и у депутатов, и у общественности повышенный интерес: кто, как не аудиторы, может вскрыть финансовые нарушения и передать расхитителей государственной казны в руки правоохранительных органов?! В повестке дня работы Госдумы на 7 апреля отчёт Счётной палаты за 2020 год стоял в числе первоочередных вопросов.
Двадцатиминутный доклад руководителя высшего органа государственного аудита, конечно, не мог вместить весь объём информации по тем 334 мероприятиям, что провела палата в ушедшем году. Коротко А. Кудрин остановился на наиболее резонансных проверках.
Так, анализ эффективности мусорной реформы показал, что федеральный проект с поставленными задачами не справляется: уровень переработки отходов не превышает 7%, а более 90% мусора по-прежнему направляется на свалки и полигоны. При этом в ряде регионов мощность официальных полигонов практически на исходе. «Ключевые проблемы: нехватка финансирования, плохо проработанные проекты, не прописаны меры по сокращению объёмов новых отходов, ничего нет в данной программе о раздельном сборе мусора», — констатировал А. Кудрин. Вот это новость! Почитай вся страна платит за сортировку твёрдых бытовых отходов, а в госпрограмме об этом ни строчки и мусор как сваливался в общую кучу, так и сваливается. Куда же идут деньги граждан и кто сколачивает себе состояния, обирая по нитке всё население страны? Ответы на эти вопросы не прозвучали.
Занималась Счётная палата и темой управления федеральным имуществом. Сделанные выводы тоже примечательны: нет единых подходов к дивидендной политике, никакими нормативными актами не зафиксировано, какой объём чистой прибыли и дохода должен перечисляться в бюджет. Словом, рука тех, кто стоит во главе госкомпаний и акционерных обществ с госучастием, — владыка: сколько захочет, столько и кинет государству, которое является акционером, грошей на бедность.
В фокусе Счётной палаты находилась также проблема незавершённого строительства. Анализ показал, что количество брошенных объектов и долгостроя не только не сокращается, а, наоборот, увеличивается. По итогам 2019 года общий объём вложений в такие объекты по главным распорядителям средств федерального бюджета составил 3,9 триллиона рублей.
Глобальную проверку под руководством аудитора Сергея Штогрина, делегированного в финансовый контрольный орган думской фракцией КПРФ, провела Счётная палата по Пенсионному фонду. В результате проверки персонифицированных данных удалось выплатить пенсионерам около 70 миллионов рублей недополученных ими денег.
Алексей Куринный попросил председателя Счётной палаты оценить эффективность институтов развития, которых сегодня насчитывается по всей стране аж четыре десятка. Правительство планирует провести их реорганизацию, после чего должно остаться около полутора десятков. Так что самое время подвести итог. Главный аудитор страны, отвечая на вопрос парламентария, ограничился указанием лишь некоторых проблемных точек.
Так, на Северном Кавказе планировалось за счёт институтов развития создать новый инновационный медицинский кластер. Было выделено 2 миллиарда рублей, но к выполнению задачи так никто и не приступил.
На Дальнем Востоке, отметил Кудрин, регулярно росли зарплаты сотрудников фондов, но результаты деятельности этих институтов развития незаметны.
Базирующийся в Москве Российский фонд информационно-коммуникационных технологий тоже ударно трудился только на своё собственное благо. За 10 лет существования из 14 проектов, которые он должен был реализовать, выполнен только один. Зато выплаты зарплаты сбоев не давали.
Масштабная проверка Корпорации МСП показала, что за пять с половиной лет в рамках национальной гарантийной системы поддержкой охвачено чуть меньше одного процента субъектов малого и среднего предпринимательства. Зачем торопиться, если деньги из госказны и так капают?
По результатам проверки Счётной палаты решено упразднить Фонд развития моногородов, в задачу которого входило создание новых рабочих мест. Почему-то фонд сосредоточил свою деятельность на тех моногородах, где ситуация была более-менее благополучная, а вот зажатые в тиски безработицы он спасать не торопился.
Наверное, давно пора было разворошить эти осиные гнёзда, живущие за счёт государства и ничего не дающие ему взамен. Только открытым остался вопрос: «Во сколько обошлись бюджету так называемые институты развития и кто будет компенсировать убытки?». Не исключено, что реорганизация обернётся новыми доходными местами для приближённых к власти.
Не ответил руководитель Счётной палаты и на вопрос депутата-коммуниста Алексея Куринного о результатах проводимой с 2015 года деофшоризации. «Какие суммы удалось вернуть в бюджет Российской Федерации?» — вопрос не праздный, учитывая с каким многообещающим восторгом говорили думские «единороссы» о законодательных инициативах по возвращению к родным пенатам активов российских компаний, скрывающих свои доходы в офшорах.
Михаил Щапов, представляющий один из самых лесных регионов нашей страны — Иркутскую область, в который раз поднял проблему недостаточности субвенций, выделяемых регионам для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. «Уже многие годы наши леса горят, их вырубают «чёрные лесорубы», кругляк вывозится в Китай, а налоговые арендные поступления в бюджет от отрасли минимальные», — заметил депутат. По данным Рослесхоза, площадь леса, пройденная огнём в 2020 году, составила почти 10 миллионов гектаров. За последние 15 лет этот показатель вырос в разы. «Сложно тушить пожары и охранять леса, когда не хватает людей, техники и оборудования… Методику расчёта финансирования надо менять», — убеждён М. Щапов.
Вопрос, заданный Кудрину Олегом Смолиным, имел концептуальный характер. Депутат обратился к указу президента № 204 от 7 мая 2018 года, где ставилась задача достичь темпов развития экономики выше мировых. Задача эта с треском провалена. А в 2015 году, напомнил депутат, президент России утверждал, что наши проблемы на 25% от санкций, а на 75% мы сами недоработали. «Согласны ли вы с президентом, что главная причина многолетней стагнации экономики — это недоработка исполнительной власти?» — спросил депутат. И в риторическом вопросе высказал свою точку зрения по этому поводу: «Нужно ли, на ваш взгляд, увеличивать вложения в человека: в образование, медицину, науку, культуру и активнее сокращать бедность, чтобы преодолеть стагнацию и исполнить указ № 204 в части экономического роста?»
Глава Счётной палаты никак не отреагировал на последнюю фразу, зато вспомнил, что, когда он был в 2007—2011 годах вице-премьером, ему пришлось участвовать в реализации задачи, поставленной президентом в начале 2000-х, по удвоению за 10 лет ВВП по сравнению с уровнем 1999 года. «Конечно, за 10 лет не удалось это выполнить, но в 2018 году ВВП России удвоился к величине 1999-го, то есть хоть и с опозданием, экономика растёт», — сказал он. Значит, вроде как и стагнации нет. А следовательно, и вложения в человека ни к чему. Увязав всё-таки низкие темпы экономического роста с проводимой политикой, главный аудитор страны отделался туманными замечаниями о необходимости структурных реформ и выразил надежду, что при пересмотре национальных проектов правительство нарастит темп преобразования.
Сложно судить, о каких преобразованиях шла речь, но что касается амбициозных, поддерживаемых всем обществом нацпроектов, то они, напротив, перешли в режим замедленной съёмки. Их исполнение правительство сдвинуло с 2024 года на 2030-й.
Николай Коломейцев обобщил позицию фракции КПРФ в оценке работы Счётной палаты за 2020 год. Он отметил падение у депутатов интереса к содержанию бюджетного процесса. По мнению координатора фракции КПРФ, это связано с тем, что Счётная палата, которая создавалась как главный контрольный орган Федерального собрания, всё больше стала выполнять поручения президента.
Депутат обратил внимание председателя Счётной палаты на ряд проблем. Проверили три подпрограммы по развитию села, заметил Н. Коломейцев. Но село как было обездоленным, так им и осталось. Вроде бы системы и газоснабжения, и электроснабжения подвели, но не подключились. Почему? Потому что в подавляющем большинстве регионов само подключение равно годовому доходу селянина. На этот счёт главный контрольный орган должен дать свои рекомендации, чтобы исправить положение.
Распоряжение земельными ресурсами также требует фундаментальной проверки, считает депутат-коммунист. Надо проанализировать результаты деятельности Федерального агентства научных организаций, которое, по мнению Н. Коломейцева, нанесло колоссальный урон прикладной науке и перевело земли, предназначенные для научных целей, совсем в другое русло.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ подтвердил требование депутатов-коммунистов провести фундаментальную проверку лесного хозяйства. Государство не получает и 20% от реализации лесных ресурсов. Зато «теневая» экономика имеет здесь сверхдоходы.
Банки также должны быть предметом аудиторского контроля, полагает Н. Коломейцев. Отсутствие их ответственности за рост экономики приводит к таким уродливым перекосам, когда при падении экономики в прошлом году на 3,5% выручка банков увеличилась на 8%. Для сравнения: выручка банков в странах Европы упала на 33%, и Европейский центральный банк в августе 2020-го фактически запретил до 1 января 2021 года платить дивиденды сотрудникам банков.
Госбанки в России, получая от государства дармовые деньги, монополизировали банковский сектор, подчеркнул Н. Коломейцев. Отсечение от региональных и муниципальных программ привело к уничтожению малых и средних банков. Поэтому необходимость фундаментальной проверки эффективности использования бюджетных средств, переданных государственным банкам, перезрела, полагает депутат.
Депутат напомнил о нашумевшей истории с Внешэкономбанком, когда после выявленных колоссальных нарушений он был преобразован в институт развития. А куда делись деньги, так и не ясно. Зато за последующие три года ВЭБ получил от государства 1,2 триллиона рублей. И эффективность вложения этих средств опять же неизвестна. Вообще институтам развития государство передало 5,2 триллиона рублей. «Чувствуете, сколько мы денег можем найти, если как следует потрясём?» — заметил Николай Коломейцев.
Остановился парламентарий и на пенсионной реформе. С 2013 года заморожена накопительная пенсия. На тот момент было собрано 3,35 триллиона рублей. Какова эффективность использования этих денег? Ждёт своего часа проверка негосударственных пенсионных фондов, число которых после отзыва лицензий сократилось со 109 до 20. А вместе с канувшими в Лету фондами исчезли и 97 миллиардов рублей пенсионных накоплений.
Минфин России крепко завязан с Международным банком реконструкции и развития. «Хорошая кормушка для кого-то, вы бы проверили», — посоветовал Н. Коломейцев главному аудитору. «И вообще нам надо не иностранное направление брать, — памятуя об участии Счётной палаты РФ в аудите международных организаций, заметил депутат, — а глубже копать у себя и развивать экономику своей страны».
После обсуждения отчёта Счётной палаты депутаты приступили к рассмотрению законопроектов. Фракция КПРФ в очередной раз выступила с инициативой повышения заработной платы педагогам и медработникам. Законопроект, под которым подписались все депутаты фракции КПРФ, предусматривает введение в Трудовой кодекс правовой нормы, в соответствии с которой базовая ставка заработной платы педагогических и медицинских работников не может быть ниже двукратного минимального размера оплаты труда, установленного в регионе.
Эту позицию Олег Смолин обосновал предельно конкретно. В сферах образования и медицины наблюдается колоссальный дефицит кадров. В школах не хватает 44% учителей математики, 39% — учителей иностранного языка, 30% — учителей русского языка и литературы и 26% — учителей начальных классов. Для того чтобы компенсировать этот дефицит и немного улучшить своё материальное положение, педагоги вынуждены работать на полторы ставки и даже больше. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы, каждый седьмой учитель работает на две ставки.
Такая же ситуация и в здравоохранении. По данным Росстата, ещё в 2016 году дефицит терапевтов в первичном звене составлял 27%, педиатров — 18%, врачей общей практики — 23%. И эта нехватка продолжает увеличиваться. В службе «скорой помощи» свободна каждая вторая ставка, а бригады заполняются за счёт того, что медработники берут полторы и две ставки.
Ещё один аргумент в пользу принятия законопроекта коммунистов — это указ президента от 7 мая 2012 года, предписывающий довести зарплату учителей до размера средней зарплаты по региону, а врачам поднять зарплаты к 2018 году вдвое выше уровня средней заработной платы по региону. Указ так и не выполнен. И, судя по тому, что «медведи» в очередной раз «прокатили» законопроект коммунистов, указы и пишутся для того, чтобы их вообще не выполнять или отодвигать срок исполнения за горизонт.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Они издают указы, мы платим за их выполнение, они их не выполняют. Таков примерно итог сообщения Счетной палаты.