Цензуры нет, но есть диктатура денег

Писатель-публицист, депутат Госдумы фракции КПРФ Сергей Шаргунов комментирует скандальные заявления худрука театра «Сатирикон» Константина Райкина, обвинившего государство в цензуре культурной жизни, в попытках контролировать искусство с точки зрения нравственности через «общественные организации», «группки мерзких людей», которые «ведут себя нагло, прикрываясь словами о Родине, народе и патриотизме…», а власть к ним «странно нейтральна».

С. Шаргунов отвечает и подчеркивает:
– Меня смущает то, что голословные обвинения в цензуре входят в резонанс с теми безумными антироссийскими нападками, которые сегодня происходят в мире. Россию исключают из Совета ООН по правам человека, против России хотят учинить международный трибунал, против России ведется жестокая информационная война. И на фоне антироссийской истерии в мире звучат речи о будто бы цензуре в искусстве внутри нашей страны.
Но ведь никакой цензуры на самом-то деле нет. Обвинения – абсолютная неправда. Есть очевидный перекос в ряде театральных постановок, когда, например, героинями становятся чуть ли не три сестры-лесбиянки… Это, конечно, смущает аудиторию.
Мне бы, к примеру, хотелось, чтобы было как можно больше достойных классических спектаклей, на которые хотелось бы пойти семьей, с ребенком. В каком, например, театре покажут «Повесть временных лет»? Ни в одном репертуаре нет этого произведения.
А претензии к государству есть. И зачастую они сводятся к тому, что государство, видите ли, не собирается поощрять то, что так мило представлениям того или иного режиссера.
Так в чем же цензура? В том, что государство вправе распоряжаться бюджетными средствами? Тогда не о цензуре речь, а о том, что некоторые спектакли вызывают вопросы и недоумения, и это выдается на весь свет за страшные проявления диктата и подавления, раздувается на всю страну узкой группой лиц. А когда нечто раздувается до неимоверных масштабов, когда поднимается вой до небес, то это уже похоже на пропагандистскую шумиху с предсказуемым результатом – сказать, будто бы в России нет свободы творчества, нет свободы в искусстве. Но это же не так!
Дело в том, что талантливый человек занимается прежде всего творчеством. А крики о цензуре в нынешней ситуации – от лукавого, они становятся лишь поводом для того, чтобы обвинить государство… даже не власть, а страну как таковую.
Оказывается, у нас «неправильный» народ. И этот тезис подхватывается… в том числе отдельными журналистами, повторяется в СМИ, что в России вроде бы народ не такой, что мешает «проклятое большинство», ничего не понимающее в искусстве. Эти размашистые, лозунговые и крайне спорные суждения вписываются в информационную войну, развязанную Западом против нас. Эти заявления, на мой взгляд, связаны не столько с реальными проблемами, сколько с настоящей пропагандой.
Брезгливые разговоры о «большинстве», «группках мерзких людей», осуждающих модерновые постановки, оскорбительны для культуры как таковой. Задача деятелей искусства в России всегда была в просвещении народа. Об этом говорили и Пушкин, и Толстой, и Чехов. Задача была в том, чтобы люди приходили в театр, чтобы классика была популярной. Недаром в советское время так замечательно экранизировали классические литературные произведения, привлекая к ним внимание людей.
А в наше время люди всё меньше ходят в театры. Придя туда, они обнаруживают там всякую пошлятину, видят, как падает уровень театрального искусства, актерской игры, спектаклей. Нечасты стали сегодня талантливые спектакли. Это связано, конечно, и с утратой сильной драматургии.
Я люблю театр. С удовольствием хожу в театры Дорониной, Губенко, Табакова. Яркие современные пьесы ставятся в новых театрах. Интересные постановки идут по произведениям Юрия Полякова, в которых показана социальная правда нашего времени. Такие спектакли оставляют сильное впечатление, публика им восторженно аплодирует.
Но проблема в том, что люди всё меньше ходят в театр еще и потому, что возникла определенная недоступность театра. Люди обеднели и чересчур затюканы своей жизнью…
В советское время посещение театра и чтение книг было частью жизни человека. Власть создавала условия для развития личности, когда человек открывал для себя новые знания, находился в постоянном процессе совершенствования, а сейчас это утрачивается. Есть только узкая тусовка, которая живет припеваючи, из среды которой звучат все время вопли о будто бы страшном консервативном большинстве, которое ее подавляет.
Подчеркиваю: нет цензуры, нет диктатуры консерватизма, но есть диктатура денег. Вот что самое страшное. Диктатура денег бьет по всем без исключения. По авангардным и по консервативным мастерам. Диктатура денег неизбежно превращается в диктатуру пошлости. Мне бы хотелось, чтобы высказывания Райкина не стали поводом для очередной дешевой информационной войнушки. Вижу, как из ничего создается ажиотаж, раздаются выкрики известных тусовочников. А молчаливое большинство грустно смотрит на всю эту картину и подсчитывает гроши в кармане. Оно по большому счету отсечено от культуры, от храма искусства.
Театр – великая сила. Это понимают в ДНР. Бывая в Донецке, я вижу, как там, несмотря на обстрелы и тяготы военного времени, продолжают действовать театры драмы, оперы и балета, как появляются новые мастера, интересные артисты, драматурги. Люди, измученные войной, ходят в театры, там они черпают духовные силы, заряжаются стойкостью.
А в РФ русофобы устраивают травлю тех, кто не с ними. Они ищут повода, чтобы вцепиться в какую-то фразу, в какой-то эпизод и раздуть изо всего большой скандал. Так и хочется сказать: господа фрондеры, остановитесь! Искусству нужны глубокие идеи и таланты, а не базарная трескотня с финансовым подтекстом.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *