Как сообщили эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье», смертность населения в 2015 году выросла более чем в трети (31 из 85) регионов РФ. Показатель смертности по стране в целом на 4,8% превысил показатель, установленный государственной программой «Развитие здравоохранения» (он составил 13,1 случая на 1000 человек населения при нормативе 12,5). В частности, целевые показатели не достигнуты в 61 регионе страны.
СПЕЦИАЛИСТЫ фонда проанализировали данные Росстата и информацию, предоставленную регионами в ОНФ, и выделили десять российских регионов, где в 2015 году наиболее заметно вырос показатель смертности населения. Среди них Республика Карелия (+5%, или 15,3 случая на тысячу человек), Ненецкий АО (+4,5%, 9,3), Забайкальский край (+4%, 12,9), Еврейская АО (+3,4%, 15,4), г. Москва (+3,1%, 10,0), Республика Хакасия (+2,3%, 13,5), Ульяновская область (+2,1%, 14,9), Ямало-Ненецкий АО (+2,0%, 5,2), Смоленская область (+1,9%, 16,4) и Новгородская область (+1,7%, 17,6).
Ранее эксперты фонда «Здоровье» сообщали, что минздрав РФ год назад убрал показатель «общая смертность населения» из перечня критериев качества и доступности медпомощи в стране, на который опирается программа госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи. Однако этим широко признанным критерием пользуется в том числе Всемирная организация здравоохранения.
«Чиновники из минздрава в последнее время публично заявляли о том, что общая смертность «зависит от демографической ситуации» и не может служить критерием качества и доступности медпомощи. В то же время, когда им удаётся зафиксировать снижение смертности по стране или в отдельном регионе, они с гордостью рапортуют об этом как о результате своей работы. Но тут уж надо выбрать что-то одно; и, если хочется принимать поздравления с победами, надо брать на себя ответственность и за поражения», — сообщил директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.
Эксперты фонда также установили, что более чем в двух третях регионов (61 из 85) в 2015 году не были достигнуты показатели по общей смертности населения, установленные в госпрограмме «Развитие здравоохранения».
Максимальное отставание от целевых показателей продемонстрировали Курская область (–17,3%), Республика Крым (–14,9%), Оренбургская область (–14,2%), Смоленская область (–13,9%), Курганская область (–13,4%), Республика Карелия (–10,9%) и Еврейская АО (–10,0%).
— Показатель смертности по стране в целом на 4,8% превысил целевой показатель, установленный государственной программой «Развитие здравоохранения». И хотя это важнейший вопрос компетенции минздрава, сегодня чиновники стараются о целевых показателях даже не вспоминать. Иначе оказалось бы, что общая картина со смертностью выглядит не так благостно, как об этом сообщают руководители отрасли, — заявил Эдуард Гаврилов.
В список 15 регионов с самыми высокими абсолютными значениями общей смертности в 2015 году вошли: Псковская область (18,2 случая на тысячу населения), Тверская область (17,7), Новгородская область (17,5), Тульская область (17,1), Владимирская область (16,5), Орловская область (16,4), Смоленская область (16,3), Курская область (16,3), Курганская область (16,1), Костромская область (16,0), Ивановская область (16,0), Тамбовская область (16,0), Рязанская область (15,8), Брянская область (15,8) и Ярославская область (15,6).
НАИБОЛЬШУЮ тревогу экспертов фонда вызвал тот факт, что происходит рост смертности в больницах из-за сокращения коек. По данным фонда «Здоровье», в 2015 году в российских больницах умерло на 24 тыс. человек больше, чем годом ранее. И это при том, что число госпитализированных пациентов в России за тот же период уменьшилось на 817 тысяч (в 2014 году число госпитализированных составило 31,2 млн. человек, а в 2015 году — 30,4 млн. человек). Но ведь люди не стали меньше болеть! По мнению директора фонда «Здоровье» Эдуарда Гаврилова, сокращение госпитализаций связано со снижением доступности медпомощи в больницах, а рост внутрибольничной летальности свидетельствует о серьёзном ухудшении ситуации в больницах. За один только 2015 год была ликвидирована 41 тыс. коек, а с 2013 года — более 100 тыс. коек.
Самые серьёзные проблемы с нехваткой коек проявляются в сельской местности. На селе в первую очередь сокращались специализированные лечебные места: кардиологические, неврологические и пульмонологические. В итоге пациенты с инфарктами и инсультами попадают на общетерапевтические койки, где оказать им специализированную помощь некому и нечем, говорит Гаврилов.
Наибольший рост внутрибольничной летальности, по данным фонда «Здоровье», отмечен в 10 регионах: в Мурманской, Курской, Пензенской, Волгоградской, Нижегородской, Тюменской областях, Карелии, Пермском и Краснодарском краях, Республике Марий Эл. В регионах же, где количество внутрибольничных смертей снизилось, подчёркивают в фонде, в 2015 году росло число госпитализированных пациентов.
НО САМОЕ удивительное, что минздрав уже не первый год не может определить истинную потребность в финансовых ресурсах, о чём свидетельствует недавно обнародованный проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
— Дело в том, что численность застрахованных граждан, и в первую очередь неработающих, не может считаться достоверной, — считает Эдуард Гаврилов. — Как установила Счётная палата РФ ещё в 2015 году, регистр включает дублирующие данные, а также категории граждан, которые не подлежат обязательному медицинскому страхованию, — военнослужащих и приравненных к ним лиц. Однако работа по изменению порядка ведения персонифицированного учёта застрахованных граждан минздравом России не была проведена, соответствующее постановление Государственной думы 2015 года не исполнено. Эти граждане получают медицинскую помощь как за счёт средств федерального бюджета, так и в рамках территориальных программ ОМС, что неоправданно увеличивает нагрузку на систему здравоохранения. В результате регионы ежегодно теряют по несколько десятков миллиардов рублей, которые могли бы быть направлены на развитие здравоохранения, образования и социальной защиты.
До сих пор не разработан главный инструмент расчёта финансирования — стандарты медицинской помощи, которые могли бы при их расчёте показать истинную потребность в средствах на здравоохранение, — полагает эксперт. По словам Эдуарда Гаврилова, в 2017 году подушевой норматив финансирования медпомощи увеличится на 7,5%. Но хватит ли такой прибавки, чтобы оплатить ощутимо выросшие коммунальные и другие бытовые услуги, лекарственные препараты, транспортные расходы бригад скорой медицинской помощи и при этом обеспечить рост зарплаты медработников, не знают ни чиновники, ни эксперты.
От редакции: Усугубление демографической катастрофы — прямое следствие усугубления антисоциальной политики последних лет. Это и урезание социальных расходов, и замораживание зарплат и пенсий, и рост цен, и т.н. «оптимизация» здравоохранения (в купе с коммерциализацией). Такова плата за бесконечные «игры» в монетаризм, в «свободный рынок», который предусматривает, что надо «подождать, пока экономика заработает, а следовательно, начнет улучшаться жизнь народа, без вмешательства государства». Однако главный виновник — капитализм, во время кризиса которого верхи перекладывают всю его тяжесть на плечи трудящихся. И мы видим, как данная практика оказывает разрушительное воздействие на Россию и на народ. Соответственно, есть все основания охарактеризовать проводимую политику как социальный геноцид.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.