Сергей Кожемякин. Новый президент переставляет фигуры

Сергей Кожемякин. Новый президент переставляет фигуры

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Шавкат Мирзиёев официально вступил в должность президента Узбекистана. Одновременно с этим в республике сформировано новое правительство, чей состав оказался неожиданным для большинства наблюдателей. Глава государства пообещал провести серьёзные реформы и пригрозил чиновникам уголовным преследованием за ненадлежащее исполнение обязанностей.

ИЗБРАНИЕ руководителем Узбекистана Шавката Мирзиёева закреплено юридически. Напомним, что по итогам выборов 4 декабря Центризбирком присудил ему «чистую» победу — 88,6 процента голосов при явке в 87,7 процента. А уже 14 декабря состоялась инаугурация нового президента. На совместном заседании верхней и нижней палат парламента Мирзиёев принёс присягу. Положив руку на Конституцию и Коран, он поклялся «верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и законам республики, гарантировать права и свободы граждан». После этого председатель Центральной избирательной комиссии Мирза-Улугбек Абдусаломов вручил Шавкату Мирзиёеву удостоверение президента страны.

Вступление в должность нового главы государства стало не единственным важным событием этого дня. На том же совместном заседании парламента Мирзиёев вынес на рассмотрение депутатов кандидатуру премьер-министра. Кто возглавит правительство, вплоть до последнего времени оставалось интригой, разрешения которой с нетерпением ждали не только в Узбекистане, но и за его пределами. Дело в том, что должность премьера ещё с 2003 года занимал сам Мирзиёев. После смерти Ислама Каримова он был назначен исполняющим обязанности президента, но сохранил за собой пост главы кабмина. Фигура нового премьер-министра и в целом состав нового парламента должны были продемонстрировать расклад сил в руководстве страны.

Наиболее вероятным претендентом назывался Рустам Азимов. Являясь министром финансов и одновременно первым вице-премьером, он пользовался особым расположением покойного президента и многими рассматривался в качестве преемника. Приход к власти Шавката Мирзиёева большинство экспертов связывали с тайными договорённостями между кланами. Как ожидалось, важнейшие государственные должности разделят между собой представители влиятельных группировок. Азимову как лидеру так называемого ташкентского клана прочили в этом сценарии должность премьер-министра. События, казалось, подтверждали прогноз: сразу после утверждения исполняющим обязанности президента Мирзиёев подписал указ о переназначении Азимова министром финансов и первым заместителем главы правительства.

Но, видимо, скрытое от глаз противостояние изменило расклад сил. Согласно Конституции, кандидатуру премьера выдвигает партия, занявшая первое место на парламентских выборах. Таковой является Либерально-демократическая партия. 12 декабря на заседании её политсовета была названа фамилия претендента на пост главы кабмина. Им оказался не Азимов, а Абдулла Арипов. До 2012 года этот человек являлся вице-премьер-министром, но после разгоревшегося коррупционного скандала он стал фигурантом уголовного дела и был снят с поста.

Впоследствии обвинения с Арипова были сняты, но коридоры власти он уже покинул, сделавшись преподавателем в профессиональном колледже связи. Всё изменилось со смертью Каримова. В сентябре Арипов снова стал заместителем главы правительства. Можно предположить, что вернувший его во власть Мирзиёев рассчитывает на особую преданность чиновника, а потому способствовал выдвижению Абдуллы Арипова.

ПРЕДСТАВЛЯЯ кандидатуру премьер-министра, президент подчеркнул его честность, уважительное отношение к людям, преданность родине и народу. «Абдулла Арипов обладает необходимыми способностями и потенциалом для решения стоящих сегодня перед нами широкомасштабных вопросов, то есть выведения на новый уровень работы по модернизации и обновлению страны», — добавил Мирзиёев. После этого депутаты утвердили главу правительства.

Не удостоившись должности премьера, Рустам Азимов потерял и два прежних поста. Первым заместителем премьера назначен директор АО «Узбекские железные дороги» Ачилбай Раматов, а руководителем минфина — первый заместитель министра экономики Ботир Ходжаев. За экс-фаворитом Каримова пока сохранено кресло вице-премьера, но, судя по всему, его позиции не являются прочными.

Всё это говорит в пользу того, что новый президент гораздо более самостоятельная фигура, чем предполагалось ранее. Этим, вероятно, объясняются и довольно решительные шаги Шавката Мирзиёева. Выступая на торжественном заседании по поводу 24-й годовщины принятия Конституции, он пригрозил чиновникам наказанием за отсутствие диалога с гражданами. По его словам, с момента открытия в сентябре интернет-приёмной президента туда поступило более 200 тысяч обращений. Далеко не все чиновники спешат решать проблемы жителей и тем самым нарушают закон «Об обращениях физических и юридических лиц». «Руководителей и должностных лиц, не выполняющих требования данного закона, следует привлекать не только к административной, но и к уголовной ответственности», — заявил Мирзиёев.

Кроме того, согласно обнародованным планам, Узбекистан ждут глубокие реформы. В стадии разработки находится стратегия развития страны на 2017—2021 годы. По словам президента, она будет включать модернизацию госуправления и судебно-правовой системы, либерализацию экономики, а также реформы в социальном секторе. Среди уже сделанных шагов — создание Республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции и сокращение количества проверок предпринимателей.

Итак, к исполнению обязанностей в качестве полноправного главы страны Шавкат Мирзиёев приступил со всей решительностью. На сколько хватит этого запала и не являются ли смелые инициативы всего лишь имитацией активности, узнаем в ближайшие месяцы.

От редакции: Важно даже не то, кто будет назначен на руководящие правительственные должности, а то, какой будет политика внутри страны (и не только). Вполне понятно, что только переход к социализму сможет последовательно решить накопившиеся в обществе проблемы. А попытка реализовать полумеры (при сохранении частной собственности на средства производства) не даст результата в долгосрочном смысле. Что же конкретно предлагает новый президент Узбекистана? Безусловно, противодействие коррупции в государственном аппарате — благая вещь. Однако в намерениях новой власти сразу виден подвох. Так, они ставят вопрос о либерализации экономики. Между прочим, модель свободного рынка заведомо непригодна в современных условиях. Она и обрекает страну на деиндустриализацию, и на обнищание трудящихся и рост социального расслоения, и на усиление зависимости от иностранного капитала. Разве не то же самое наблюдалось в нашей стране в постсоветский период, в Восточной Европе, в Латинской Америке и т.д.?

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *