По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Вера Жердева
На торгах Московской биржи доллар опустился до 96 рублей, а евро — до 105 рублей. Как это скажется на продуктовой корзине?
Эксперты считают, что рубль «подрос» из-за того, что Россия намерена перевести расчеты за поставки российского газа в «недружественные страны» с иностранной валюты в рубли. И говорят много красивых слов о важной для россиян «психологической отметке» — доллар не должен стоить дороже 100 рублей.
Однако, судя по комментариям в сети, наши граждане уже стали заправскими финансистами и рассуждают о состоянии рынка валют со знанием дела:
«Курс любой валюты сейчас не имеет никакого смысла, кроме спекулятивного»;
«Курс определяется многими факторами и не только продажей выручки экспортёрами, но и финансовой политикой регулятора т.е. ЦБ РФ, внешней политикой власти, внешних факторов т.п.»;
«Точный курс доллара определяет цена за 800 грамм гречки в магазине под маркой „Каждый день“ — 112₽».
Кстати, о ценах. В последние недели они плавно, но ощутимо для кошелька, ползут вверх. Система скидок и фиксированных цен не особо спасает ситуацию. Росстат подсчитал, что за три мартовских недели ценники в магазинах «подросли» в среднем на 6,2%. За прошлую неделю темпы их роста немного притормозили: до 1,9% против 2,1% на предыдущей. Наибольшей прытью отличились сахар-песок и репчатый лук. Сахар подорожал на 13,8% (но это в среднем по стране, в отдельных регионах он подорожал почти на треть), а репчатый лук — на 13,7%.
Повышению цен никто не удивился. Обычно, если доллар лезет вверх, растут и цены. Но сейчас-то он съезжает, как с горочки на санках. Чем это грозит нам, потребителям? Цены тоже начнут снижаться или взлетят ещё выше?
— Рубль сейчас укрепляется, но я не уверен, что это настоящее укрепления. Дальше могут быть и падения, — полагает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
— Я не вижу в этом никакого драматизма, это переходный период, так что колебания допустимы. Реальный курс мы узнаем тогда, когда Россия выстроит новые логистические цепочки, производственные и торговые площади, и адаптирует под эту систему расчётов. Вот тогда значимость рубля будет совсем другой. До момента реальной переориентации, курс будет варьироваться: любое сообщение об обострении ситуации на Украине на нём скажется отрицательно. Вот сейчас там затишье — рубль укрепляется. Но фундаментального изменения системы пока не произошло. Для этого нужно время.
Впрочем, Андрей Бунич считает, что рост цен, с которым мы столкнулись в марте, связан не с колебаниями курса валют, а с паникой, возникшей на фоне событий на Украине и антироссийских санкций. Но это — временное явление.
— Все бросились повышать цены кто как может. Я вижу, они уже завышены. Маловероятно, что в ближайшее время еще будут расти. Даже если курс доллара пойдёт вверх, они не смогут повышаться, потому что уже и так накрутили достаточно много, и дальше начнётся снижение спроса. Он ограничивает аппетиты производителей и торговцев: люди в какой-то момент просто перестанут покупать. Завышенные цены держали, в частности, владельцы западных брендов. Особенно это заметно на рынке одежды и электроники. Они давно выстроили монополистическую схему воздействия на цены на товары, которые в России завышены в разы. И наши крупные компании от западных коллег не отстают. Россияне за качественными вещами ездят в Италию, в Турцию — там дешевле.
Откуда у нас такие цены, да еще при невысоком уровне доходов населения? Надо ведь смотреть на соотношение цены и доходов! Это — результат деятельности монополистических структур, которые пролоббировали очень много решений, запрещающих так называемый параллельный импорт. То есть ввозить товар (и это касается многих позиций) может только тот, кто получает на это право. А раньше могли это делать все желающие, И это тянуло цены вниз. Но ФАС уже готов разрешить параллельный импорт в полном объёме, и это приведёт к конкуренции, ввозить товар можно будет по любым каналам. Как только будет отработана система оплаты, изменится логистика доставки товаров, заработает параллельный импорт, по различным каналам, через разные страны к нам пойдут товары в большом объёме по гораздо более низким ценам. Потенциал снижения в условиях свободной конкуренции — в два или в три раза. Поймите правильно: если ввоз товара разрешить всем, между ними развернётся борьба: кто больше ввезёт и продаст. Тот, кто не опустит цены — ничего не заработает.
«СП»: — Но это касается непродовольственных товаров. А что будет с ценами на продукты?
— Правительство сейчас принимает меры по снятию всех препятствий для импорта продовольствия. Хотя бы временно. К тому же у нас идет работа по импортозамещению. И, если всё сложится как надо, у нас пойдёт резкое снижение цен и на продукты питания. Но для этого нужно, чтобы правительство грамотно сработало. Потому что параллельно следует сделать много вещей, например, в денежно-кредитной политике. Помощь населению тоже должна оказываться, чтобы удержать ситуацию под контролем.
Андрей Бунич также отметил, что сейчас пока перевешивают панические настроения. Но скоро эта тенденция будет переломлена. К тому же количество денег у населения не бесконечно — те, кто сейчас лекарства и продукты накупил на пару лет вперёд, теперь длительное время не будут ничего покупать. То же самое касается спроса на другие товары. Период истерических покупок, когда люди расхватывали всё, что попадало под руку, проходит.
— Я считаю, что дальнейший потенциал укрепления рубля и реальное изменение всех производственных и торговых процессов, при условии того, что импортозамещение заработает, приведут к тому, что примерно через полгода цены начнут снижаться, — обнадёживает эксперт.
Комментарий редакции: Народу России постоянно обещают скорое снижение цен на потребительские товары. Время проходит, а стоимость продуктов меняется исключительно в сторону увеличения. Так было и в 1992 году, и на протяжении последующего времени. То же самое происходит сейчас. При этом власти по сути призывают общество мириться с ценовым беспределом как с объективной реальностью, рекомендуют ожидать «лучших времён», когда дороговизна спадёт. А сколько потерь Россия понесёт в экономической, в социальной и в демографической сферах? Во имя чего должен жертвовать народ? Недаром многие россияне в недоумении от происходящего. И это справедливо – тем более, что при выборе действенных приоритетов в социально-экономической политике удалось бы стабилизировать обстановку. Важно, например, заняться системным государственным регулированием цен, развивать российский АПК, поставить заслон банковским спекуляциям. Тогда, несомненно, удастся сбросить ценовую удавку с шеи россиян. Но для этого важно преодолеть косность буржуазного правящего класса.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.