Мазут портит нервы Алекперову, а заодно и вице-премьеру Новаку

Мазут портит нервы Алекперову, а заодно и вице-премьеру Новаку

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»

Людмила Николаева

Падение спроса на мазут из-за санкций ведет к нехватке мощностей для его хранения. Об этом в минувший четверг предупредил «Лукойл».

В письме к вице-премьеру Александру Новаку совладелец компании Вагит Алекперов просит разрешения перенаправить появившийся избыток на ТЭЦ, где обычно его используют только в случаях перебоев с поставками наиболее дешевого топлива — газа, и временно отменить высокие штрафы за негативное воздействие на экологию. Аналогичные меры требуются, по мнению Аликперова, и для сжигания попутного нефтяного газа.

«Лукойл» — второй по величине после «Роснефти» нефтепереработчик в РФ. У компании четыре НПЗ. В прошлом году они переработали порядка 43 млн. тонн «черного золота». Что немаловажно — именно наша российская компания стала в последние годы крупнейшим поставщиком нефти и нефтепродуктов в США.

Янки покупают у нас мазут марки М-100, который используется в котельных, ТЭЦ и ТЭС. Покупали они его также у Венесуэлы, в Канаде и на Ближнем Востоке. Но Венесуэла сейчас под санкциями, введенными при президенте Трампе. А договоренности с Арабскими Эмиратами и саудитами нужно регулярно подтверждать и обновлять — Восток, известно, дело тонкое. Остается Канада. И — Россия.

Наши поставки за океан в последние годы постоянно росли. Согласно данным EIA US (Управления энергетической информации США), в прошлом году РФ продала США 9 млн. тонн сырой нефти и 25 млн. тонн нефтепродуктовРекордные показатели пришлись на май.

Перебои с экспортом начались у «Лукойла» нынешним мартом. То есть, практически сразу после введения западных санкций. За месяц объемы упали в 1,5 раза по сравнению с февралем. А снизить производство нефтепродуктов без общего сокращения загрузки НПЗ невозможно. В этом на сегодня главная проблема.

Нынешние непростые для отечественной нефтеперерабатывающей отрасли времена нельзя назвать вызовом, проверкой ее на прочность. За последние годы она пережила не один кризис. Достаточно вспомнить 2020-й, когда из-за пандемии было непонятно, куда, кому и сколько топлива сбывать. Но справились, вышли в итоге даже на более высокие показатели.

Сейчас по данным Forbes, санкции могут затронуть более 11% российского нефтеэкспорта. Хотя тот же дядя Сэм себя, любимого, аккуратно из-под них выводит. Как с удобрениями, которые исключил из очередного «смертного приговора для русской экономики». Это Европе им приказано отказаться от наших энергоресурсов. Не США. Там, в ЕС, а не за океаном, уже появились, благодаря кукловоду, симптомы грядущего горюче-смазочного дефицита.

«Любая перестройка экспортного потока — это проблема», считает Тамара Канделаки, председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, доктор экономических наук. — Баланс спроса и предложения на мировом рынке углеводородов от этого не поменяется, и российское сырье будет востребовано. Потому, что самые хорошие торговые отношения — длительные отношения».

С ней солидарен Александр Фролов, директор Института национальной энергетики. Он напоминает о том, что, начиная со второй половины прошлого года, заметно вырос спрос на мазут у энергетиков: «С мазутом могли бы быть проблемы, если бы не энергокризис. Он создает предпосылки для увеличения спроса на него. Если в ближайшие два месяца США не договорятся с Венесуэлой, а также не удастся значимо нарастить производство жидких углеводородов в Канаде, Вашингтону придется искать нефть и мазут у других поставщиков. При этом произойдет перераспределение долей на региональных рынках».

Но что мы все про американцев, британцев, ЕС. Нам самим, в России, тот же мазут разве не нужен?

Об этом «СП» поговорила с Игорем Юшковым, ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ.

 — Конечно, мазут и нам самим нужен, — сказал Игорь Валерьевич. — Он востребован, например, в отдаленных регионах страны. В том числе, на крайнем Севере. В этом, однако, и загвоздка: доставлять его туда весьма накладно. Да и период доставки ограничен обычно летними месяцами. К тому же, не будем забывать, что мазут гораздо дороже газа.

С другой стороны, как не велика Россия, а такого гигантского рынка, какими являются для нее США и ЕС, заменит пока некем. Американцам мазута в последние три года шло больше всего. Потому для «Лукойла» санкции стали серьезной проблемой.

«СП»: — То есть, компания Алекперова — жертва обстоятельств? Но если бы они своевременно модернизировали собственное производство, активней искали новые рынки сбыта, не зацикливаясь на янках, не пришлось бы, наверное, просить сейчас помощи у государства.

 — Не он же и его сотрудники виноваты в происшедшем! Они в своей работе все делали, в общем-то, правильно. Все случилось слишком быстро с санкциями. Так же быстро нужно сейчас перестраивать свою производственную политику. Выходить на азиатских потребителей.

Мазут так же, как и бензин, востребован во всем мире. Так что месяцев через 2−3 ситуация с его поставками за рубеж у «Лукойла», думаю, нормализуется. А сейчас, чтобы не закрывать свои заводы, компании нужно избавиться от излишков. Думаю, правительство разрешит использовать для этого ТЭЦ, несмотря на заранее очевидные протесты Минприроды. В нефтеперерабатывающей отрасли задействовано большое число работников. Оставлять людей в нынешней ситуации без работы, а, значит, и без зарплаты, никак нельзя.

Иной взгляд на проблему у Алексея Анпилогова, президента Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание», профессионального физика, публициста.

 — Во-первых, несмотря на санкции, невостребованными российские углеводороды не останутся. Показателем тому — предпосылки для дефицита нефти и нефтепродуктов в мире, — уверен Алексей Евгеньевич. — Во-вторых, что мешало «Лукойлу» начать искать потребителей за рубежом не сейчас, когда петух, извините, клюнул, а хотя бы лет на пять раньше? Как и своевременно модернизировать свои НПЗ.

Аликперов гонит на Запад мазут, который там загружают в местные заводы и после определенного технологического процесса получают бензин. Что мешало самим это делать? «Роснефть» еще несколько лет назад пошла по этому, более перспективному пути, и сейчас получает дополнительную прибыль, в частности, от приобретенной в Индии сети заправок. Умно? Грамотно? Безусловно. Это то, что называется государственным подходом. Одно могу сказать: дальнейшая судьба команды Алекперова напрямую зависит от того, как быстро они сориентируются, перестроятся и еще от того, что именно будет доминировать на азиатских рынках — поставки чистой нефти или её производных, нефтепродуктов.

Комментарий редакции: События последних недель заставляют всерьёз задуматься о нашей экономике. Постоянная ориентация на вывоз любого сырья, на сидение на нефтяной игле не сулит ни подлинной стабильности, ни повышения народного благосостояния, ни укрепления позиций нашей страны на геополитической арене. А выход может быть найден в системном развитии реального сектора экономики, внутреннего рынка. Важно решить задачу переориентации ТЭКа на удовлетворение потребностей нашей страны (а не иностранных государств). Перечисленные мероприятия потребуют больших затрат, на что капитал не пойдёт по соображениям выгоды. Следовательно, важно снова поставить на повестку дня давно назревший вопрос о национализации топливно-энергетического комплекса. Только при таком раскладе будет решена задача обеспечения рационального использования российской минерально-сырьевой базы.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *