Назначенцы Путина предложат гражданам довериться решениям президента.
За неделю до старта единого дня голосования (ЕДГ) 2022 года можно сказать, что предположения об его отмене, похоже, не оправдываются. Хотя это помогло бы избежать выборов губернаторов даже не референдумного, а плебисцитарного вида, Кремль на такое не пошел. Особо рискованными будут кампании в пяти регионах, куда в начале мая экстренно назначены врио, у которых нет времени для знакомства с электоратом. Им придется рассчитывать лишь на доверие граждан к президенту. Это обычно означает применение админресурса.
Несмотря на слухи, в регионах не переставали готовиться к ЕДГ 11 сентября. Партии дорабатывают списки кандидатов, пытаются спрогнозировать ход кампании, власти субъектов РФ получают финальные указания от федерального Центра.
Если выборы пройдут точно по графику, а судя по всему, к этому все идет, то в условиях спецоперации ожидается их более жесткое, чем обычно, администрирование. И в первую очередь это коснется избрания губернаторов – особенно тех, кто сейчас находится в статусе врио. Напомним, что таковых восемь из 14, однако трое были назначены еще осенью. Таким образом, руководители Владимирской, Тамбовской и Ярославской областей уже выстроили коммуникации с местными элитами и жителями или по крайней мере попытались это сделать.
Между тем в Республике Марий Эл, Кировской, Рязанской, Саратовской и Томской областях ситуация сложнее. Скажем, саратовский Роман Бусаргин, прежде возглавлявший правительство этого региона, хотя бы примерно знает, с чем ему придется столкнуться в ходе выборов. Остальным четверым – соответственно Юрию Зайцеву, Александру Соколову, Павлу Малкову и Владимиру Мазуру предстоит прямо по ходу дела придумывать, с чем им каждый день выходить к людям.
Так что уже появляются сообщения, что в администрации президента готовы отказаться от политтехнологических кампаний, когда под назначенца Путина в том или ином субъекте РФ формируется отдельная команда специалистов. Например, Telegram-канал АНП прогнозирует «радикальное сокращение государственных расходов на выборные кампании и технологов, уже в ЕДГ-2024 смогут принять участие лишь придворные технологи высокого уровня». Утверждается, что политтехнологи, обслуживающие партии и конкретных кандидатов, будут менее востребованы «благодаря еще большей централизации инструментов управления выборным процессом в руках администрации президента, а также объективным процессам цифровизации». Имеется в виду, в частности, дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Более актуальными для выборов станут профессии из сферы SMM – дизайнеры, специалисты социальной коммуникации низового уровня и пр.
И действительно, в условиях, когда страна проводит военную спецоперацию на территории другого государства, можно предположить, что федеральный Центр будет подходить к региональным и даже местным кампаниям с точки зрения большей их централизации. В свою очередь, партиям будет предложено пойти на договоренности по выборам – особенно губернаторов. Пока, конечно, остается вопрос, будут ли эти договоренности также централизованы, то есть проводиться напрямую Кремлем с лидерами парламентских партий, или же их спустят на уровень самих глав регионов. Но если будет введен единый стандарт, то первый вариант, понятно, более вероятен.
И получается, что таким, как сейчас, «авральным врио» можно будет рассчитывать только на то, что они назначены президентом, а стало быть, если граждане верят ему, они должны и проголосовать за тех, кому он поручил руководить на местах. Примерно так следует кратко описать суть предстоящих губернаторских выборов как минимум в половине регионов ЕДГ-2022. Опора исключительно на авторитет Путина превращает эти кампании даже не в референдумы о согласии с курсом президента, а в плебисциты о доверии к нему. Однако за последние годы такой подход сложился в систему, когда назначенцам Кремля, по сути, дается индульгенция на неограниченное применение админресурса. Главное условие потенциального отпущения всех грехов – это выигрыш выборов с убедительным результатом.
Глава аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ», что вокруг выборов этого года вообще очень много «утечек» и спекуляций: «То нам говорят, что выборы не состоятся, то отдельные политики предлагают их перенести, теперь вдруг новость, что затраты на провластных политтехнологов снизятся. Все это делается для того, чтобы ослабить внимание и хватку оппозиции, этакая дымовая завеса, чтобы дезориентировать политических оппонентов – типа «спите спокойно, орлы боевые». На самом же деле мы наблюдаем, что команды политтехнологов по-прежнему финансируются в регионах, так что партия власти ослаблять хватку и не собирается». Коммунист подчеркнул, что хотя ключевая ставка КПРФ в этом году – это выборы в заксобрания, но губернаторские кампании не будут обойдены вниманием. Так, кандидаты практически по всем регионам уже согласованы с ЦК, дискуссии идут пока лишь по Бурятии. «Практически везде будут выдвинуты первые секретари. Среди них у нас много молодежи, например, зампред Заксобрания Свердловской области Александр Ивачев. Но даже молодняк у нас боевой, тот же Ивачев выиграл выборы по одномандатному округу», – подчеркнул Обухов. Он согласен, что выборы изначально были бы очень жесткими, а в условиях спецоперации тем более будут: «Все давно заравнивается и администрируется, если уже СМИ без решения суда смогут закрывать, то как можно говорить о свободных выборах? Сейчас всеми силами будут тянуть рейтинги врио и действующих глав, постараются даже в тех регионах, где у властей низкий авторитет, например, в Рязанской области и Марий Эл, чтобы там тоже провести кампании референдумного типа. На примере выборов мэра Ярославля мы уже наблюдали, что на голосовании половина пришедших – это досрочники, по сути, происходит корпоративная мобилизация». Поэтому коммунист уверен, что партия власти будет поднимать явку среди бюджетников, попутно замораживая общую явку для того, чтобы протестный избиратель остался дома.
Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил «НГ», что, несмотря на спецоперацию, раз выборы никто не отменял, то и условия кампаний радикально не поменяются. «Не стоит ждать кампаний исключительно плебисцитарного типа, никогда нельзя заставить людей думать и голосовать одинаково, все равно будет какая-никакая конкуренция», – утверждает он. При этом эксперт уверен, что и утечки о сокращении трат на политтехнологов не соответствуют действительности: «В регионах ничего такого не наблюдается, команды специалистов-консультантов как работали, так и работают, пока преимущественно с информационными сетями. И, судя по всему, никто эти региональные пулы политтехнологов сокращать не планирует. Другое дело, что скорее всего в этом году откажутся от приглашенных звезд из других регионов, прежде всего из Москвы», – отметил Куртов. По его словам, в этом есть свои минусы и плюсы. Минус в том, что взгляд со стороны всегда менее ангажирован и более объективен по отношению и к обстановке в регионе, и к кандидату. Такой специалист «не заточен на то, чтобы понравиться региональному начальству, а значит, более ценен и интересен с точки зрения выстраивания кампании». Плюс же в том, что местные технологи лучше знают специфику и проблемы региона, местные элиты, ЛОМов, внутренние конфликты и территорию в целом, а стало быть, «смогут провести более акцентированную на региональную специфику кампанию».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «Никаких сюрпризов в нынешней избирательной кампании ждать не стоит. На губернаторских выборах ожидаемо будут кампании исключительно референдумного типа. Все основные соперники будут согласованными и слабыми, серьезных кандидатов-тяжеловесов от оппозиции ждать не стоит». При этом эксперт уверен, что согласования пройдут централизованно, хотя «нельзя исключать, что будут дополнительные консультации на местах в администрациях губернаторов уже по конкретным персоналиям». Сама же кампания в совокупности будет «спокойной, тихой и даже подсушенной». Поэтому Калачев уверен, что снизятся затраты не только на политтехнологов, но и на агитматериалы, реклама будет не ярой и не сильно заметной. «Политтехнологи, сотрудничающие с администрацией президента, так или иначе, конечно, найдут себе работу, но для большинства консультантов тучные времена прошли, настали времена мобилизационные», – подчеркнул он. На случай же неожиданностей со стороны оппозиции, напомнил эксперт, у власти остаются понятные инструменты: муниципальный фильтр, с помощью которого можно будет не допустить любого кандидата, административная мобилизация бюджетников, а теперь еще появляется и ДЭГ. «Но поскольку врио забросили в регионы практически перед объявлением кампании, они не смогут объявить о своих достижениях. У них еще нет ни рейтинга, ни антирейтинга. Ставка будет сделана на три вещи: патриотизм, образ будущего и главное – авторитет президента. А когда у нас речь идет об этом авторитете, то кампании администрируюся сильно жестче, чем обычно, регионы будут стремиться показать высокие результаты», – сказал Калачев.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.