По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Владислав Гончаров
В сентябре, согласно данным Росстата, размер общей задолженности по заработной плате перед работниками российских предприятий увеличился на 15,4% (или на 112,9 млн) до уровня 845 млн рублей по сравнению с предыдущим месяцем.
Из общей суммы невыплаченной заработной платы на 1 сентября 2022 года на долги, образовавшиеся в текущем году, приходится 362 млн рублей (42,9%), в 2021 году — 129,6 млн рублей (15,3%), в 2020 году и ранее — 353,4 млн рублей (41,8%).
По видам экономической деятельности распределение выглядит таким образом: обрабатывающие производства — 44%, обеспечение электрической энергией, газом и паром — 10,9%, сельское хозяйство — 9%, строительство — 8,2%, добыча полезных ископаемых — 7,6%, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений — 6,3%, научные исследования и разработки — 5,7%, транспорт — 5%.
Если смотреть по регионам, то в ЦФО (Центральном федеральном округе) наблюдается общая задолженность в размере 191,7 млн рублей. Наибольшие цифры по долгам в рублях наблюдаются во Владимирской области (34,1 млн), Москве (32,4 млн), Московской области (30,7 млн) и Рязанской области (30 млн рублей).
По Северо-Западному федеральному округу (СЗФО, 119,9 млн) в «лидерах» Архангельская область (28,8 млн), Ленинградская область (28,4 млн) и Санкт-Петербург (20,7 млн).
В Южном федеральном округе (ЮФО, 126,5 млн) задолженность высока в Республике Крым (47,9 млн), Ростовской области (33 млн) и Волгоградской области (22,2 млн).
В Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах наблюдаются самые низкие показатели задолженности по всей стране (64,2 млн и 59,3 млн).
В Приволжском федеральном округе (ПФО, 73,4 млн) наиболее пострадали от работодателей работники из Кировской области (33,7 млн рублей).
Сибирский федеральный округ (СФО, 126,5 млн) делит третье место в антирейтинге самых «задолжавших» регионов с ЮФО. Здесь самые высокие показатели в Кемеровской области (41,8 млн), Красноярском крае (41 млн) и Новосибирской области (21,4 млн).
В Дальневосточном федеральном округе (ДФО, 83,6 млн) наиболее выделяется среди всех регионов Приморский край (39,9 млн).
Стоит отметить, что данное исследование Росстата вряд ли отражает реальную картину происходящего в сфере труда современной России, потому что реальные цифры могут быть куда внушительней. Однако и из таких данных можно делать некоторые выводы. С учётом того, что более других от задержек зарплат страдают работники на промышленных предприятиях (44%), можно вычислить, в каких регионах имеются крупные заводы и фабрики. И действительно, если мы возьмём Республику Крым, то там сохранилось немало крупных предприятий: на полуострове добываются газ и нефть, имеются машиностроительные, металлообрабатывающие и судостроительные заводы. Работает в регионе химическая и пищевая промышленность.
Кемеровская область ещё с советских времён славится своим производством. Там развита металлургия, добывающая промышленность, в частности угледобыча, а также производство алкогольной продукции.
Напрашивается и ещё один вывод: к сожалению, промышленный рабочий в современной капиталистической России всё ещё остаётся одним из самых угнетаемых наёмных работников в сфере трудовой деятельности. Это видно не только на фоне статистических исследований, но и на практике, когда рабочие выходят на забастовки, в большинстве случаев как раз по причине задержек заработной платы и несправедливого отношения работодателей к ним.
На данный момент рабочее движение в России слабое, но ему есть куда стремиться, ведь в единстве трудящихся — сила, и бывает так, что они добиваются своего, как, например, недавний случай забастовки на «Адмиралтейской верфи» в Санкт-Петербурге, о чём «Правда» писала. Сплочённый трудовой коллектив в случае задержек зарплат или других нарушений трудового законодательства в силах перевесить чашу весов в свою пользу.
Комментарий редакции: Проиллюстрированная картина фактически свидетельствует о возвращении «лихих 90-х», когда невыплата зарплат было массовым явлением. На фоне обнищания и вымирания населения России узкий круг лиц купался в роскоши. Тоже самое мы видим в наши дни. Конечно, затронутая в статье проблема во много обусловлена кризисным состоянием национальной экономики. Отсутствие со стороны власти системных мер по её развитию, по последовательному наведению финансового порядка, по пресечению афер «сильных мира сего» в конечном итоге способствует раскручиванию процессов, следствием которых являются и рост долгов по зарплате, и обострение проблемы занятости населения и т.д. Вполне понятно, что капитализм является первопричиной описанных проблем. Нет сомнений в том, что буржуи просто стремятся переложить тяготы кризиса на плечи народа, а самим — половить рыбу в мутной воде. В глобальном смысле именно переход к социализму сможет поставить заслон развитию упомянутых в материале негативных процессов. Тем не менее, в условиях противодействия Россией натиску западного империализма и его марионеток в лице украинского нацизма можно было хотя бы наступить на горло собственной песне, создав условия для обеспечения каждого нормальными условиями жизни, для укрощения произвола «элиты». Власти в силу своей классовой природы ни за что не стали бы строить социализм. Но хотя бы опыт рузвельтовского «нового курса» можно было бы использовать в условиях острой геополитической напряжённости. В числе всего прочего, проведение сильной социальной политики, организация справедливого распределения ресурсов сегодня являются важнейшими предпосылками укрепления единства нации и, соответственно, облегчения решения стратегически важных задач России по защите её единства и национального суверенитета, русского мира в целом. Но, судя по всему, верхи не настроены на нечто подобное. В перспективе отказ от смены курса способен обернуться незавидными последствиями.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.