По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Александр Дьяченко
Всего три года назад, в 2019-м, «прямая линия» с президентом России Владимиром Путиным раскалилась от звонков с вопросами по «мусорной реформе». Люди жаловались на то, что после старта новой инициативы резко выросли коммунальные платежи, а неубранного мусора во дворах меньше не стало. Путин пообещал тогда: «Несмотря на то что это вроде непривлекательная тема, мусор, но я тоже буду за этим поглядывать <…> Это не тот случай, когда нужно оттягивать на 20 лет, эти результаты люди должны почувствовать сейчас». И вот теперь стало известно, что правительство готовится внести в Госдуму законопроект, предлагающий «перенести вправо» выполнение задач реформы…
«Перенести вправо» — на языке чиновников означает отложить на более поздние сроки выполнение запланированного. Предлагая парламенту согласиться с таким решением, правительство фактически расписывается в собственной беспомощности: оно не в состоянии выполнять им же продекларированные цели.
Стоит о них напомнить. Целью «мусорной реформы» была названа ликвидация незаконных свалок и построение современной системы переработки отходов. К 2024 году предполагалось достичь 36% утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО). При том, что в 2019 году перерабатывалось лишь 3% ТКО в среднем по стране, а 97% из них хоронились на полигонах, то есть на официальных свалках.
Однако с тех пор мало что изменилось. В августе 2021 года первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Константин Цыганов заявил: «Пока в нашей стране более 90% отходов просто отправляется на полигоны, не перерабатывается, в результате накапливается вред окружающей среде. Задача — сократить к 2030 году эти объёмы вдвое и обеспечить стопроцентную сортировку отходов». А между тем, по данным «Российского экологического оператора», в стране ежегодно на полигоны поступает 59,7 млн тонн ТКО, из которых сортируются лишь 40,6%.
Теперь совершенно очевидно: мало что из продекларированного ранее будет сделано. На днях комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды выступил с официальным заявлением в связи с тем, что 1 января 2023 года истекает четырёхлетний срок, отведённый на использование устаревших площадок временного размещения твёрдых коммунальных отходов. Речь идёт о полигонах, введённых в эксплуатацию до 2019 года — до начала «мусорной реформы». Здесь было разрешено захоронение отходов до 1 января 2023 года. До этого срока планировалось по всей стране выстроить необходимую инфраструктуру переработки отходов, включая современные полигоны. Однако в четверти субъектов Федерации этого не сделано.
«В 21 субъекте по-прежнему некуда вывозить отходы, нет соответствующих объектов размещения, нет инфраструктуры. Из 26 регионов, для которых эта проблема была актуальна на тот момент, ситуация изменилась только в четырёх. Более того, есть регионы, которые приступили к разработке проектно-сметной документации только после требования со стороны комитета представить дорожные карты по созданию необходимой инфраструктуры. При этом значительная часть регионов не понимает, где брать финансирование», — говорится в заявлении комитета Госдумы.
Руководители четверти регионов опасаются мусорного коллапса в новогодние праздники, о чём сообщают некоторые депутаты. Так, в телеграм-канале председателя комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрия Кобылкина читаем: «Последнюю неделю всё чаще поступают такие звонки мне и депутатам комитета от губернаторов и региональных министров. 1 января завершается период эксплуатации объектов размещения ТКО, не имеющих документации. Это почти 6 млн тонн отходов.
Регионы отмечают, что инфраструктуры нет. И причины у всех разные: от отсутствия финансовых средств до недостаточной работы в этом направлении. Наиболее сложная ситуация в Омской области, на Камчатке, Сахалине, в Алтайском крае, Новосибирской области, Краснодарском крае. Проблема серьёзная, говорили об этом на парламентских слушаниях и при рассмотрении бюджета на следующий год».
Для решения проблемы минприроды предлагает дать регионам ещё три года, но комитет ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды считает, что эта мера не принесёт ожидаемых результатов и поставит под сомнение эффективность реализации «мусорной реформы».
«Трёхлетняя отсрочка со ссылкой на внешние обстоятельства не станет эффективным стимулом, как не стала и в предыдущие четыре года. Считаем, что наиболее оптимальным решением станет перенос сроков на один год с чётко прописанными целевыми показателями. Иначе мы рискуем вновь говорить об одном и том же после очередной отсрочки», — говорится в заявлении комитета Госдумы.
…А тем временем жители посёлка Горячий Ключ Омской области обратились в редакцию местного телевидения с жалобой на огромные кучи мусора. Отходы, а вместе с ними и крысы, и вообще антисанитария — здесь буквально на каждой улице, вплотную подбираются к домам жителей посёлка. И власти поселения, и районная администрация в курсе проблемы, но решить её у них не получается. Потому что посёлок расположен рядом с мусорной свалкой.
«Горы мусора есть на каждой улице в посёлке Горячий Ключ. Эта свалка разрослась аж до газораспределителя. Одна спичка — и пострадает весь посёлок», — рассказывает Алексей Григорьев, корреспондент телекомпании «Вести-Омск».
«С прошлого года 4 раза уже тут тушили, вызывали пожарных. А за забором подстанция, если не дай бог загорится вся улица», — рассказывает жительница посёлка Горячий Ключ Вера Науменко.
Местные чиновники играют в своеобразный пинг-понг с жителями посёлка. В администрации им говорят, что земля под санитарными площадками принадлежит сельскому Дружинскому поселению, туда и надо обращаться. Глава же Дружинского сельского поселения Наталья Ланглиц утверждает, что уборка мусора — это забота Омского муниципального района. Заместитель главы Омского муниципального района Дмитрий Деревянченко заявляет, что это забота местных поселений.
Так стоит ли жителям Горячего Ключа хотя бы в ближайшие годы надеяться на перемены к лучшему?
Комментарий редакции: Особенность обозначенной в статье проблемы во многом заключается в откровенно непродуманном характере «новаций» федеральной власти. Дело в том, что кабинет министров проводит в жизнь инициативы, не имеющие под собой фактологических оснований. Отсутствие единых, чётких правил управления мусорной переработкой, отказ делать внимание на развитие данного направления в целом, плюс неопределённость на местах вносят лепту в эскалацию неурядиц. А расплачивается за подобное в конечном итоге народ. В результате и экологические проблемы обостряются, и на плечи россиян ложится дополнительная ценовая нагрузка. Казалось бы, раз ситуация зашла далеко, впору её исправить. Но не тут то было! Представители власти открыто заявляют, что уборка мусора, оказывается, является предметом заботы муниципального района. Но при этом не подкрепляют их необходимыми средствами. В целом, такие действия полностью укладываются в русло действий «элиты», одержимой стремлением как можно больше выжать из общества, практически ничего не предоставив взамен. В перспективе развитие подобных тенденций может привести к весьма незавидным последствиям.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.