Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Левые правительства Эквадора и Венесуэлы отражают атаки правых сил. В то же время трудящиеся Бразилии, Аргентины и Мексики сопротивляются антинародной политике правящих режимов, находящихся на коротком поводке у Соединённых Штатов.
Экзамен для «Гражданской революции»
Новости, приходящие из Латинской Америки, всё чаще напоминают сводки боевых действий. Огромный регион с населением, превышающим 600 миллионов жителей, превратился в арену ожесточённых классовых битв. Правые силы, которые на протяжении последних двух десятилетий терпели одно поражение за другим, стремятся к реваншу. За ними стоят интересы крупного капитала — как местного, так и зарубежного, лелеющего мечту завладеть богатейшими ресурсами континента.
В ближайшее время предстоят решающие сражения. 19 февраля президентские и парламентские выборы пройдут в Эквадоре. На них будет определяться судьба страны и «Гражданской революции». Такое название получила система преобразований, начатых в 2007 году под руководством президента Рафаэля Корреа и Альянса ПАИС. Последний объединил левые движения страны, включая Коммунистическую партию.
Сам Корреа в третий раз выдвигаться в президенты не стал. Кандидат левых сил —63-летний политик Ленин Морено, которого действующий глава государства назвал «лучшим выбором для Эквадора». Судьба этого человека не совсем обычна. Сын преподавателя и защитника прав индейцев, сам он долгие годы работал в сфере образования и туризма. В 1998 году в результате вооружённого нападения грабителей Морено был парализован и с тех пор прикован к инвалидной коляске. Это не только не сломило его, а, наоборот, дало толчок к активной деятельности по защите прав людей с ограниченными возможностями. В 2007—2013 годах Ленин Морено занимал должность вице-президента Эквадора, а в последнее время являлся спецпосланником ООН по помощи инвалидам.
На первый взгляд, шансов победить у Морено и Альянса ПАИС много. Благодаря действиям правительства из бедности выбрались более двух миллионов человек. Эквадор, некогда являвшийся одной из самых криминальных стран континента, теперь считается островком безопасности. Коэффициент умышленных убийств снизился за десять лет с 18,7 до 5,6 случая на 100 тысяч человек. Выступая на митинге в связи с 10-летием «Гражданской революции», Рафаэль Корреа заявил, что объём государственных инвестиций по сравнению с предыдущими правительствами увеличился втрое. Доходы от экспорта не оседают в карманах олигархов, а служат сокращению бедности и неравенства. «Самое большое достижение революции — это возрождение надежды и гордости за страну», — подчеркнул президент.
Правая оппозиция, однако, рассчитывает вернуться к власти. Главным её кандидатом стал Гильермо Лассо. Много лет он возглавлял частный «Банк Гуаякиль», а в годы правления Лусио Гутьерреса был его экономическим советником, отвечавшим за связи с США и МВФ. Однако, учитывая явную одиозность персоны финансиста, параллельно «раскручивается» экс-мэр столицы, генерал Пако Монкайо. Он выступает с откровенно популистскими лозунгами, стремясь заручиться поддержкой бедного индейского населения.
Одновременно правые силы и их зарубежные покровители пытаются дискредитировать правительство Корреа обвинениями в коррупции. Нападки чрезвычайно похожи на сценарий по отстранению от власти Дилмы Руссефф в Бразилии. Среди причастных к отмыванию денег в государственной нефтяной компании «Петроэквадор» называется Карлос Пареха Яннусселли, когда-то являвшийся доверенным лицом президента. Любопытно, что к обвинениям причастны правоохранительные органы Панамы. А это наводит на мысль о том, что режиссёры скандала находятся далеко за пределами Эквадора.
Оппозиция переходит к террору
Ещё более тяжёлую борьбу приходится вести Венесуэле. На протяжении нескольких лет она сталкивается со всё возрастающим экономическим, политическим и информационным давлением. На последних парламентских выборах оппозиции удалось получить большинство мест в Национальной ассамблее. Своей главной целью она провозгласила отстранение от власти президента и прекращение в стране социалистических преобразований. Однако инициировать референдум о лишении Николаса Мадуро полномочий правым силам не удалось. Тогда оппозиция пошла на открытое нарушение закона. 9 января парламентское большинство объявило президента оставившим свой пост. В тот же день Верховный суд дал заключение о юридической несостоятельности этого решения. Там напомнили, что 233-я статья Конституции, на которую ссылаются противники Мадуро, говорит о смерти или добровольном уходе президента с должности. В свою очередь глава государства заявил: «Я — президент Боливарианской Республики Венесуэлы, глава государства и глава правительства, избранный народом, и я останусь с народом».
Неудачными оказались попытки мирного диалога. В начале ноября прошлого года правительство согласилось на переговоры с оппозицией. Однако спустя считанные недели та выдвинула правительству ультиматум с требованиями досрочных выборов, а затем и вовсе вышла из переговоров. «Правые не хотят договариваться, им нужны переворот и иностранная интервенция», — отметил Николас Мадуро.
То, что ставка делается на открытое вмешательство, видно на примере регионального экономического союза МЕРКОСУР. С нарушением ряда процедур Венесуэлу исключили из него, хотя именно к Каракасу должно было перейти председательство в организации. Тем не менее министр иностранных дел страны Делси Родригес прибыла в Аргентину, где проходила встреча глав государств — членов МЕРКОСУР. То, что произошло дальше, нельзя назвать иначе как трусливым преступлением. Родригес избили сотрудники службы безопасности аргентинского МИД, сломав ей ключицу. Беспрецедентный в мировой дипломатии шаг стал открытым предупреждением властям Венесуэлы.
Но идти на поводу у противника руководство страны не собирается. 10 января президент подписал указ о создании специальных сил по борьбе с готовящейся «цветной революцией». Цель новой структуры — «принятие превентивных правовых мер в отношении заговорщиков и террористов для недопущения свержения легитимной власти».
Злоба оппозиции и её кураторов объяснима: «неминуемый» крах ненавистного им «чавистского режима», который предрекают уже столько лет, не состоялся. Правительство держит контроль над ситуацией в стране и не свернуло ни одну из социальных программ. В минувшем году было построено 359 тысяч домов и квартир, которые бесплатно выделили нуждающимся. Доля пожилых людей, получающих пенсию по старости, достигла 90 процентов, хотя в 1990-е годы таковых было не более 16 процентов. Медицинские вузы в прошлом году подготовили на бюджетной основе 27 тысяч врачей. В целом же на социальные программы выделяется 71 процент бюджета — абсолютный мировой рекорд.
По словам руководства, 2017 год станет переломным в затянувшемся кризисе. Очевидно, это понимают противники власти, от отчаяния всё чаще прибегающие к террористическим методам. В городе Матурин был подожжён офис Компартии Венесуэлы, входящей в правящую коалицию. В штате Боливар антиправительственные протесты завершились массовыми погромами. Большинство задержанных оказались членами организованной преступной группировки.
Но ни преступления правых сил, ни успехи правительства ведущие западные СМИ не интересуют. Там следуют жёсткой идеологической установке: показывать Венесуэлу в утрированно тёмных красках. Печально, что этой лжи следуют и многие российские издания. Вот, к примеру, что говорится в одной из статей, опубликованной недавно ведущим государственным информагентством «РИА Новости»: «…Революция или смещение правителя силой будет благом или, по крайней мере, шансом на благо… Он (Мадуро) потерял легитимность и при этом не даёт сместить себя правовым способом». Подчеркнём, что это открытый призыв к перевороту в стране, которая неизменно поддерживает Россию на международной арене!
Крах неолиберальных экспериментов
Подобная близорукость тем более возмутительна, что российские СМИ вслед за западными игнорируют куда более тяжёлые кризисы в других государствах. Например, в Мексике. Эта страна, которую либералы любят ставить в пример эффективности, больше месяца охвачена массовыми протестами. Причина — увеличение тарифов на электроэнергию, цен на дизельное топливо и бензин. Последний одномоментно подорожал на 20 процентов, что повлекло за собой взрывной рост цен на большинство продуктов питания. Только за первые недели нового года были арестованы свыше двух тысяч протестующих, десятки ранены, несколько человек погибли. Полиция не церемонится с манифестантами, нередко открывая огонь на поражение.
Как отмечают недовольные граждане, теперь, чтобы полностью залить бензином бак автомобиля, мексиканец со средней зарплатой должен работать 12 дней (средний американец — 7 часов). И это при том, что Мексика входит в десятку крупнейших экспортёров нефти. Но собственных перерабатывающих мощностей в стране крайне мало. Продавая сырую нефть, в том числе для НПЗ в США, страна затем втридорога закупает у них бензин. Положение усугубляется тем, что президент Энрике Пенья Ньето объявил о масштабной приватизации. Под эту кампанию подпали и заводы по производству бензина. Они переданы в руки частного капитала (в том числе американского), по требованию которого правительство увеличивает цены и тарифы. Одновременно с этим снижены госрасходы на образование и здравоохранение. Протесты против неолиберальных реформ вряд ли утихнут в ближайшее время. Власти не идут на уступки и уже в марте хотят полностью отменить субсидии на топливо.
Схожие процессы происходят в Бразилии. Едва придя к власти, президент Мишел Темер — этот многолетний информатор американского посольства — приступил к реформам в интересах крупного бизнеса. В декабре парламент принял поправки в Конституцию, замораживающие государственные расходы на 20-летний срок. Другим шагом стала тотальная приватизация. На продажу выставлены аэропорты, железные и шоссейные дороги, гидроэлектростанции, месторождения полезных ископаемых. Кроме того, власти собираются повысить пенсионный возраст, исключить из трудового законодательства нормы о защите прав рабочих и ужесточить правила выдачи социальных пособий. Реформы проходят при полном одобрении США и МВФ, хотя экономика погружается в кризис. 2016 год Бразилия завершила с рекордным бюджетным дефицитом, по предварительным данным, достигшим 52 миллиардов долларов.
Наступление неолиберализма сопровождается массовыми протестами, а рейтинг правительства стремительно падает. Лишь 13 процентов граждан положительно оценивают его работу. Страх перед потерей власти заставляет команду Темера искать новые способы давления на левые силы. Экс-президента Лулу да Силву, которому опросы сулят победу на выборах в следующем году, пытаются обвинить в коррупции. Однако эти неудачные потуги бьют по самой власти. В конце прошлого года был лишён депутатского мандата и арестован бывший спикер парламента Эдуарду Кунья, инициировавший начало импичмента Руссефф. Замешан в коррупционных скандалах и сам Темер.
В Аргентине пришедшие к власти правые партии также уничтожают достижения левых правительств. Помимо приватизации и отмены субсидий, руководство собирается ликвидировать введённую в 2008 году государственную пенсионную систему. Отменяется и минимальный порог оплаты труда на частных предприятиях. За год либеральных реформ страна приблизилась к коллапсу. Инфляция превысила 40 процентов — максимальный уровень за 14 лет. Недовольных же бросают в тюрьмы. За мирный протест против политики правительства арестованы лидер индейского движения «Тупак Амару» Милагро Сала и несколько его товарищей.
Заявления о «смерти социализма» в Латинской Америке — не более чем пропагандистское клише, легко опровергаемое фактами. Так, Боливия заняла первое место по темпам экономического роста в Латинской Америке. А в Никарагуа уровень бедности снижен почти вдвое за 7 лет… В книге мемуаров «Признаюсь: я жил» великий чилийский поэт и коммунист Пабло Неруда писал: «Всюду борьба за перемены, и лишь старые системы цепляются за прошлое… Эта паутина твёрже стали… И всё же есть люди, верящие в перемены, они добились перемен, добились их торжества, их расцвета… Чёрт возьми!.. Весна — неодолима!» За десятки лет ощутив на себе «прелести» капиталистического «рая», миллионы жителей континента видят будущее в весне социализма.
От редакции: Как бы идеологи западного капитал не трубили на весь мир о крахе социализма в Латинской Америки, факт остается фактом: Куба продолжает демонстрировать успехи в социальной сфере. А целый ряд других стран Латинской Америки не прогибается под империалистическим давлением. И это не случайно. Ведь все знают, к чему в конечном итоге приводят МВФ-овские эксперименты. В то же время следует отдавать себе отчет в том, что на достигнутом останавливаться не следует. Социалистическая политика должна иметь последовательный характер. Для этого нужно решительнее вытеснять иностранный капитал из данного региона, принимать ускоренные меры, направленные на становление высокоразвитого индустриального потенциала как материальной основы независимости стран социалистического выбора и, нечего здесь юлить, подавления сопротивления внешней и внутренней контрреволюции.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.