По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Лариса Ягункова
Каховка, Каховка… Благодатная южная земля, политая кровью, нашпигованная металлом. Что знает, что помнит о ней наш современник, для которого она тридцать лет была «заграницей»? Понимает ли он, что, воюя за Каховку, мы возвращаем этому имени былую честь и славу?
Сегодня в Каховке страшная беда. Недочеловеки, эти новые варвары, разрушили станцию и плотину Каховской ГЭС. Затоплена громадная густонаселённая территория, нанесён чудовищный урон природе. Каховское море, невероятное создание человеческих рук, уходит в историю.
Стройкой века называли когда-то создание Каховской ГЭС и гигантского водохранилища. Осуществлялась давняя человеческая мечта — оросить засушливые степи, открыть днепровской воде дорогу в Крым. Работы шли пять лет, с 1951 по 1956 год. Надо понимать, какое это было время. Страна ещё не оправилась от разрушений недавней войны с германским фашизмом.
Строил новую Каховку со всеми её чудесами весь Советский Союз. Здесь работали посланцы всех республик, люди многих национальностей и специальностей. Трудились фронтовики, едва успевшие залечить раны, и совсем ещё молодые ребята, не мыслившие жизни без подвига.
И вот встала на днепровских берегах Каховская ГЭС, зашумело Каховское море, пошла вода по Северо-Крымскому каналу.
Великое событие отозвалось в душе великого художника — и родился художественный фильм «Поэма о море». Работа над ним началась сразу же после завершения стройки века, в 1956 году. В общественном сознании фильм тесно связан с именем замечательного кинорежиссёра Александра Петровича Довженко. Его замысел созревал одновременно с проектом Каховской ГЭС, работа над сценарием шла в разгар великой стройки. Довженко хорошо понимал, какое народно-хозяйственное значение имеет днепровская вода для юга Украины и Крыма. Он хотел участвовать в этом общечеловеческом деле как художник и мыслитель.
Написав сценарий и утвердившись в планах «Мосфильма», режиссёр провёл всю подготовительную работу, сформировал съёмочную группу, выбрал исполнителей всех основных ролей. Но его сердце остановилось накануне первого съёмочного дня. Этот замысел, как завещание художника, воплотила жена — режиссёр Юлия Солнцева. Авторство Довженко в этом случае неоспоримо — от замысла до последних мелочей воплощения.
Фильм показывал великую стройку не с парадной, а с драматичной стороны. Доживало последние дни старинное приднепровское село — оно должно было исчезнуть, чтобы открыть дорогу большой воде. И вот по призыву председателя колхоза съезжались на братскую тризну известные люди, давно покинувшие родные места. Такой драматургический материал помогал поднять большой разговор о значении и неизбежности цивилизации, о её месте в жизни обычного человека, о стремлении смертных к бессмертным идеям и свершениям.
По убеждению Довженко и его героя — председателя колхоза Зарудного строительство нового мира, отвечающего запросам цивилизации, должно идти одновременно со строительством человека. При этом экология природы должна идти рука об руку с экологией человека. Чистое дело не терпит грязных рук.
Вот почему с великой стройки изгоняется инженер, обманувший доверчивую девчонку. Частный случай здесь вырастает до размера преступления.
Художник-мыслитель Довженко, уже прославившийся фильмом об «украинском Чапаеве» — Щорсе, представлял свой новый фильм героической драмой, в которой реализм в определённый момент уступал бы место символизму. Следуя его режиссёрским разработкам, Юлия Солнцева старалась органично соединить бытовые и пафосные эпизоды. Не всегда это удавалось, но выручали мастерство, чувство жизненной правды таких замечательных актёров, как Борис Андреев, Борис Ливанов, Михаил Романов, Нина Сазонова. С большой искренностью сыграла одну из первых своих ролей в кино Зинаида Кириенко.
Фильм вызвал неподдельный интерес у широкой публики и дискуссию в художественной среде. Можно ли требовать от обычного человека, даже в самых исключительных обстоятельствах, высокого строя мыслей и чувств? Не сказывается ли в этом «довженковский идеализм»?
Журнал «Искусство кино» готов был поддержать дискуссию, напечатав письмо писателя Виктора Некрасова, противопоставлявшего пафосной с его точки зрения «Поэме…» скромный «бытовой» фильм Марлена Хуциева «Два Фёдора», снятый на Одесской киностудии.
Однако все разнотолки прекратились, когда «Поэме о море» была присуждена Ленинская премия.
Сегодня этот фильм — безусловное явление искусства — является выдающимся памятником великой эпохи, не подверженным разрушению.
Теперь, когда на наших глазах совершено преступление немыслимого масштаба, полузабытый, к сожалению, фильм становится художественной прокламацией, более того — политическим манифестом.
Горько звучит: здесь было море. Но мы выстоим в навязанной нам чудовищной войне. Мы отстроим заново Каховскую ГЭС. И рукотворное море по-прежнему будет вдохновлять поэтов и художников.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.