По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
«Прогрессивная волна» в Латинской Америке сменилась откатом. Вслед за неудачей левых сил в Эквадоре произошёл рывок крайне правых в Аргентине. Будущее социалистических проектов поставлено под вопрос в Боливии и Венесуэле.
«Банановый» триумф
Обход «острых углов» и избегание истины — как бы горька она ни была — самая опасная ошибка коммунистического движения. Анализировать поражения не менее важно, чем победы. Хрестоматийным является изучение Марксом и Энгельсом опыта Парижской коммуны — неудачного, но судьбоносного выступления рабочего класса. Как писал философ-коммунист Франц Меринг о своих учителях, «они извлекали уроки из поражения, чтобы с усиленной энергией вновь приняться за подготовку победы».
Сегодня ключевой «фронт» в войне труда и капитала — Латинская Америка. Похороненный западными идеологами марксизм вдохновил левые силы на победу в Венесуэле, Боливии, Эквадоре и других странах. Это сбило спесь с неолибералов и стало мощным стимулом для единомышленников по всему миру. Прогрессивное движение видело падения и взлёты. Обычная для классовой борьбы ситуация, однако, усугубляется тревожной тенденцией. Стремясь расширить пространство для манёвра, левые организации идут на уступки буржуазии.
Последние события могут иметь негативные последствия для региона. В Эквадоре к власти пришёл Даниэль Нобоа — «плоть от плоти» буржуазного класса. Его отец — «банановый король» Альваро Нобоа — богатейший бизнесмен страны и владелец огромного конгломерата, включающего, помимо сельскохозяйственной отрасли, активы в нефтехимии, транспорте, полиграфии. Секретом успеха являются жестокая эксплуатация и подавление профсоюзов. Корпорация печально известна работой на её плантациях детей начиная с 8-летнего возраста и расправами над бастующими.
Пять раз Нобоа неудачно боролся за президентский пост. Теперь мечту отца исполнил 35-летний сын. Выпускник Нью-Йоркского университета и Гарвардской школы Кеннеди, он с юности участвовал в семейном бизнесе, дойдя до должности коммерческого директора. Два года назад Нобоа-младший стал депутатом парламента, где поддерживал неолиберальные инициативы Гильермо Лассо. Проголосовал он и за досрочные выборы, спасшие действующего президента от импичмента.
Политик рассматривался как аутсайдер, однако в конце концов ему удалось победить с результатом 52 процента, обойдя лидировавшую в первом туре выдвиженку левой партии «Гражданская революция» Луизу Гонсалес. Причин этого несколько. Во-первых, демагогия Нобоа. Он тщательно избегал нападок в адрес левого лагеря, а правые идеи соседствовали в его программе с такими обещаниями, как рост расходов на образование и здравоохранение, снижение цен на энергоносители, бесплатное питание в школах и пособия по беременности. Нобоа обещал объявить интернет-связь «базовой услугой со всеобщим доступом» и создать рабочие места для молодёжи.
Также политик использовал страх жителей перед преступностью. За последние годы число убийств в Эквадоре выросло впятеро, одной из жертв стал кандидат в президенты Фернандо Вильявисенсио. Для борьбы с криминалом Нобоа предложил броские, но вряд ли действенные меры, начиная от использования космических спутников и заканчивая помещением преступников на морские баржи.
Второй составляющей стал контроль над информацией. Принадлежащие буржуазии СМИ вбрасывали заведомую ложь. Так, левых обвинили в организации убийства Вильявисенсио, хотя тот предупреждал об угрозах от наркокартелей и обещал разоблачить их связи с властями. На причастность окружения Лассо указывает тщательное заметание следов. Таинственно исчез мобильный телефон убитого, подозреваемые в покушении были убиты в тюрьме.
Третья причина победы — ошибки прогрессивного лагеря. Так, Гонсалес выступила за добычу нефти в национальном парке Ясуни, хотя на проведённом одновременно с первым туром выборов референдуме это отвергли 60 процентов избирателей. Кандидат призывала усилить долларизацию экономики и укрепить сотрудничество с США в сфере безопасности.
Нет сомнений, что Нобоа продолжит неолиберальный курс. Избранная с ним в вице-президенты бизнес-тренер и член кабинета Лассо Вероника Абад — сторонница ничем не ограниченного свободного рынка. Образцом для подражания она называет Дональда Трампа и экс-президента Бразилии Жаира Болсонару. Перед вторым туром Нобоа поддержали кандидаты откровенно правого толка. Одного из них — Яна Топича — теперь прочат в главы МВД. Его карьера включала службу во Французском иностранном легионе, боевые действия в Африке и на Украине на стороне киевского режима.
Сам Нобоа год назад посетил Москву, предложив посредничество в урегулировании конфликта, но это связано с бизнес-интересами. Россия — главный покупатель эквадорских бананов. В целом же политик осуждает спецоперацию, а недавно выступил с «безоговорочной поддержкой» Израиля. Он наверняка продолжит укреплять связи с США, которых Лассо недавно пригласил в страну для совместной борьбы с преступностью.
Герои антиутопий
Если у эквадорских левых есть шанс исправить ситуацию — из-за досрочного характера выборов полномочия Нобоа истекут в 2025 году, — то Аргентина рискует надолго погрузиться в трясину реакции. 22 октября здесь прошли президентские выборы, на которых лидируют кандидат от правящего альянса «Союз за родину», министр экономики Серхио Масса и ультраправый политик Хавьер Милей. «Правда» уже писала об этом человеке, в котором доходящая до абсурда эксцентричность соединилась с апологией безжалостного неравенства.
Появление таких фигур не случайно. В Аргентине растёт усталость от кризиса, борьба с которым подменена легализацией однополых браков и продвижением «полового воспитания». Играя на возмущении граждан, Милей называет государство главным врагом экономики и свободы. «Если бы мне пришлось выбирать между государством и мафией, я бы выбрал мафию, — признаётся политик. — Свобода должна быть полной и безоговорочной». Для иллюстрации своих намерений в отношении государства Милей размахивает на митингах цепной пилой.
Эти идеи не имеют ничего общего с наивными мечтами анархистов. Свобода в трактовке Милея — ничем не ограниченное право сильного. Это хорошо выразила кандидат Рабочего левого фронта Мириам Брегман. «Когда Милей говорит о свободе, он говорит о праве уволить тебя без выходного пособия. Если ты хочешь здоровья, плати за него. Он защищает свободу загрязнять реки. В общем, свобода для Милея — это каждый сам за себя», — отмечает она. Брегман добавляет, что политик — никакой не «лев» (прозвище Милея), а послушный котёнок крупного бизнеса.
Действительно, задача Милея — устранить все барьеры для капитала. Он обрушивает ненависть на всех, кто заикается о социальных обязательствах бизнеса. «Необходимо покончить с играми в социализм и пресмыкательство перед профсоюзами, — заявляет он. — Не позволяйте соблазнить себя песнями о социальной справедливости». Даже папа римский в трактовке Милея — «иезуит, защищающий коммунистических убийц». Кандидат не скрывает симпатий к военной хунте 1976—1983 годов, говоря, что она спасла Аргентину от левых партизан.
Первым делом Милей обещает ликвидировать субсидии на коммунальные услуги и приватизировать железные дороги. В числе других задач — отмена песо и замена его долларом, ликвидация центробанка, радикальное сокращение налогов, полное открытие экономики. На этом пути, уверяет он, Аргентина достигнет уровня США — «самой свободной страны мира». «У нас должно быть всё, как в США, тогда будет порядок и исчезнет коррупция», — утверждает он. А вот отношения с «коммунистическими странами» (к ним политик относит Китай, Бразилию и даже Россию) должны быть разорваны. Ещё один объект поклонения — Израиль. Не ограничившись обещаниями перенести посольство в Иерусалим, Милей признаётся в желании принять иудаизм.
Обращаясь к МВФ, навязавшему Аргентине кабальный курс, политик призвал кредиторов не беспокоиться. По его словам, их требования незначительны по сравнению с мерами жёсткой экономии, которые осуществит он. Это напоминает самые мрачные антиутопии. Как с издёвкой уточняет политик, рабочие всегда могут поправить положение, продав свои органы. Этот рынок Милей собирается сделать абсолютно свободным.
Политику благоволит западный капитал, причём в лице разных фракций. Своего восторга не скрывает любимец российских СМИ Такер Карлсон, взявший интервью у «будущего президента». «Появление Милея породило надежду, — в свою очередь пишет газета «Уолл-стрит джорнэл». — Это то, в чём нуждается страна, чтобы вернуться к экономическому либерализму, который сделал её суперзвездой в начале XX века».
Взлёт таких персон порождён, разумеется, не их личными качествами, а запросом буржуазии, разочарованием и раздробленностью трудящихся. Левоцентристская коалиция не решила проблем страны. Уровень бедности превысил 40 процентов, годовая инфляция приблизилась к 140 процентам. Три четверти жителей не одобряют работу правительства.
Власти не оставили надежд трудящимся. Программа Массы не выходит за рамки либеральных концепций. Рост социальных расходов, по его словам, произойдёт только после «стабилизации экономики», что подразумевает сотрудничество с МВФ, налоговые льготы для бизнеса, амнистию капитала. Дистанцируясь от левого крыла своей коалиции, Масса обещает создать «правительство национального единства» с включением «лучших людей» из оппозиции, в том числе из команды Милея.
Хотя в первом туре Масса опередил соперника, его перспективы туманны. К Милею могут перейти голоса занявшей третье место Патрисии Буллрич — ещё одной поборницы неолиберализма. В Компартии Аргентины отмечают, что любой сценарий неблагоприятен для трудящихся. В то же время коммунисты призывают голосовать за Массу. По их мнению, его победа остановит фашистскую угрозу и оставит прогрессивным силам поле для дальнейшей борьбы.
Роковые раздоры
Тем тяжелее наблюдать междоусобицы левых там, где они сохраняют власть. В Боливии раскололась правящая партия «Движение к социализму». Её часть, лояльная экс-президенту Эво Моралесу, провела съезд и выдвинула политика в президенты, хотя выборы запланированы на 2025 год. Делегаты исключили из партии действующего главу государства Луиса Арсе, вице-президента Давида Чокеуанку и их сторонников. В ответ власти подали в Конституционный суд иск о незаконности съезда. Верные правительству группы встретились в городе Эль-Альто, осудив «нелегитимное собрание».
Разногласия углубляются давно. Покинув страну в результате переворота 2019 года, Моралес вернулся после победы Арсе, однако мириться с потерей власти не захотел. Экс-президент стал критиковать соратников за экономические промахи и вмешался в кадровую политику. Минувшим летом сторонники Моралеса в парламенте вместе с правой оппозицией вынесли вотум недоверия главе МВД Эдуардо дель Кастильо. Президент, однако, переназначил министра. Через некоторое время на съезде конфедерации крестьян произошли столкновения сторонников Моралеса и Арсе. Ранения получили свыше 400 человек. Наконец, Моралес заявил, что его возвращения в президенты хочет народ, а правительство противостоит желанию масс.
Драматические события происходят и в Венесуэле. «Правда» уже сообщала (см. номер от 17—20 февраля с.г.), что Коммунистическая партия (КПВ) критикует власть за неолиберальный дрейф. Его признаками стали урезание трудовых прав, приватизация, массовые сокращения. Летом бастовали сотрудники нефтеперерабатывающего завода в штате Ансоатеги, возмущённые нежеланием руководства возобновлять коллективный договор, низкими зарплатами и отсутствием социальных отчислений. В штате Боливар продолжаются выступления на сталелитейном комплексе Sidor.
Власти запрещают митинги и арестовывают активистов. В августе шесть профсоюзных работников были приговорены суммарно к 16 годам заключения. С преследованиями столкнулась КПВ. Группа граждан, часть которых была исключена из партии, а большинство никогда в ней не состояло, выступила против её руководства. На их сторону встал Верховный суд, отказавший ЦК компартии в легальном статусе и назначивший «специальный совет» из числа самозванцев.
Зато с правой оппозицией власти договорились об организации выборов. В ответ США сняли с Каракаса часть санкций, касающихся нефте- и золотодобычи. Оппозиция выдвинула в президенты Марию Мачадо, называющую целью приватизацию госактивов и сотрудничество с МВФ. На этом фоне нападки против КПВ выглядят ещё более неприемлемо.
Комментарий редакции: Как и предупреждали марксисты, заигрывания с контрреволюцией, отсутствие системности в проведении социалистических преобразований в конечном итоге дорого обходятся народу. Без всяких сомнений, надо поставить в заслугу прогрессивным правительствам стран Латинской Америки стремление положить конец диктату иностранных монополий, несправедливости. Надо обязательно решать эти вопросы. Но, приступая к этому, нужно не останавливаться на достигнутом, продуманно, но непрерывно вести дело к всё более масштабному утверждению социалистических отношений. Нет сомнений в необходимости ставить политические барьеры в отношении тех, кто пытается взять реванш и вернуть трудящихся в капиталистической стойло. В противном случае не удастся избежать рецидива всего, что связано с «правым» поворотом. И это весьма существенный урок для всего коммунистического и рабочего движений.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.