По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Александр Дьяченко
Если бы кому-то пришло в голову написать книгу с названием «Всемирная энциклопедия предательства», то наряду с такими персонажами, как Каин, Иуда Искариот, Мазепа, в ней весьма достойное место занял бы персонаж по фамилии Гнатюк. Певец, добившийся невероятной славы, снискавший любовь многомиллионной благодарной аудитории СССР, предал и эту аудиторию, и своё высокое предназначение артиста.
Их было два Гнатюка — два певца, покоривших миллионы советских сердец своими неповторимыми голосами, и оба с Украины. Один представлялся как Дмытро, или Дмитрий по-русски, другой — как Мыкола, или Николай. И, несмотря на большую разницу в возрасте (первый родился в 1925 году, второй — в 1952-м), у обоих было много общего и сходного в судьбе. Они не раз выступали на одной и той же сцене, в одних и тех же концертах. Некоторые журналисты даже шутили: не отец ли это и сын?
Знаменитого оперного певца и эстрадного исполнителя украинских песен и романсов Дмитрия Гнатюка (1925—2016) знала и любила вся огромная Советская страна. И сегодня невозможно без слёз умиления слушать некоторые из песен, исполненные его великолепным сочным баритоном, которые стали всесоюзными хитами, несмотря на украиноязычные тексты: «Ніч яка місячна», «На долині туман», «Пісня про рушник», «Марічка», «Очі волошкові», «Черемшина».
Были в репертуаре певца и песни на русском языке, такие как «Моя Родина» композитора А. Долуханяна и поэта М. Лисянского:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной милой,
мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём.
Люблю Украину,
байкальские воды,
Кавказские горы в снегу.
Широкие степи, седые вершины
Я в сердце своём берегу.
Кстати, Николай Гнатюк, как и Дмитрий, также исполнял в своих концертах песню «Моя Родина», и в этом они тоже были похожи друг на друга.
В документальном фильме-концерте 1976 года «Співає Дмитро Гнатюк» (реж. Б. Небиеридзе) проникновенным и задушевным голосом Д. Гнатюк рассказал о себе так (причём на чистом русском языке):
«Я родился в замечательном крае — Прикарпатье, на Буковине. Родился я над речкою Прут. Изумительный край! Изумительный он своими песнями, своим фольклором, своим замечательным талантливым народом. Всю творческую жизнь я черпал вдохновение от родного края. Мне повезло. Многие до меня юноши и девушки мечтали стать артистами, инженерами, врачами, учителями… Но, к сожалению, мечта сбылась только недавно. Моё поколение смогло осуществить свою мечту только благодаря воссоединению Буковины с Советской Украиной. Воссоединение с Советским Союзом нашего Прикарпатья — мечта юношей и девушек, таких как я (а их много), сбылось».
Здесь требуется историческая справка. Буковина (буквально — страна бука), или Зелёная Русь (такое название упоминается в «Православной богословской энциклопедии», изданной в Петрограде в 1900—1911 годах), — регион в Восточной Европе. В настоящее время её северная часть (Северная Буковина) составляет Черновицкую область Украины (без Днестровского района), а Южная Буковина — румынский Жудец Сучава. Этнические общины Черновицкой области, по данным переписи 2001 года, составляли в основном украинцы (75%). В 1849—1918 годах Буковина имела статус герцогства в составе Австро-Венгерской империи. В 1918 году Буковина была присоединена к Румынии. В 1940 году Северная Буковина вошла в состав УССР. В июле 1941 года румынская армия захватила Северную Буковину, но к апрелю 1944-го советские войска её освободили. После этого там вела вооружённую борьбу с советскими властями УПА (украинская повстанческая армия — вооружённое ответвление Организации украинских националистов, действовала с весны 1943 года на территориях, входивших в состав генерал-губернаторства рейхскомиссариата Украины). Украинское националистическое подполье в Черновицкой области действовало до 1952 года.
Судьба явно благоволила Дмитрию. Природа наградила его великолепным голосом с редким по широте диапазоном (более чем в две октавы!), а удачливая фортуна обеспечила ему самую головокружительную из возможных карьеру оперного и эстрадного певца. Парень из деревни Староселье, из простой многодетной крестьянской семьи (во время войны, в эвакуации с 1944 года он даже работал сталеваром в городе Нижняя Салда Свердловской области), Д. Гнатюк в итоге прошёл обучение не только в Киевской консерватории, но и стажировку во всемирно знаменитом итальянском театре Ла Скала.
А ведь действительно, при всех его невероятных певческих талантах, как сложилась бы судьба Д. Гнатюка, если бы не воссоединение Буковины с УССР и если бы не подвиг советского солдата, вызволившего этот край от румын?..
В консерваторию его приняли в 1946 году, в класс прославленного украинского баритона Ивана Паторжинского. А через два года Гнатюк пел уже в Москве, перед Сталиным вместе с хором Григория Верёвки, который предложил Дмитрию, тогда ещё студенту консерватории, поучаствовать в том судьбоносном для него концерте, посвящённом 70-летию вождя. Сталину настолько понравился молодой украинский паренёк и то, как он пел, что он даже пригласил его за свой стол.
Позднее Д. Гнатюк так вспоминал о тех незабываемых для него днях: «Григорий Гурьевич Верёвка взял меня на два месяца к себе в хор, чтобы я мог себе заработать на костюм. Я тогда учился в Киевской консерватории и уже имел какой-то успех. Сталин праздновал 70-летие. После торжественного вечера в Большом театре, на котором я пел в составе хора, к Верёвке подошёл чиновник и спросил, кто может хорошо исполнить народные песни. Сталин любил украинские песни. Меня забрали на пир. Как всё было, не помню, потому что был очень испуган. Казалось, что умру от страха. Когда увидел длинные столы, а возле них советское Политбюро, когда увидел блеск пенсне палача Лаврентия Берии… Удивляюсь, как вообще там мог петь. «Дывлюсь я на нэбо» превратилось из пения в рыдания. Такого я не чувствовал больше никогда. Сталин расспрашивал обо мне, о моих учителях, об Иване Паторжинском, которого, кстати, он любил и у которого я видел автограф вождя…»
По свидетельству Д. Гнатюка, на том юбилейном концерте присутствовал также Мао Цзэдун. Перед советским и китайским вождями, кроме Гнатюка, выступили и такие знаменитые вокалисты, как Козловский, Лемешев, любимая оперная певица Сталина Вера Давыдова, но Генералиссимус особо приветил именно молодого украинского певца и оказал ему знаки внимания.
После столь ошеломительного успеха карьера Д. Гнатюка пошла стремительно в гору. Тем более что последовавшие за Сталиным партийные вожди также приглашали его на свои торжественные мероприятия. Особенно Д. Гнатюка привечал Никита Хрущёв, с сыном которого у Дмитрия даже сложились тёплые отношения.
По сути, Д. Гнатюк стал официальным правительственным певцом, со всеми исходящими отсюда последствиями. Его послужной и наградной список (как сказали бы сейчас) дал бы фору любому советскому или партийному руководителю. Вот лишь неполный перечень званий и регалий, которыми Д. Гнатюк обладал: народный артист СССР (1960), Герой Социалистического Труда (1985), кавалер двух орденов Ленина (1967, 1985), ордена Октябрьской Революции (1971), ордена Трудового Красного Знамени (1982), ордена Дружбы народов (1975), лауреат Государственной премии СССР (1977), Премии Ленинского комсомола (1967); член КПСС с 1960 по 1990 год, депутат Верховного Совета СССР 8—10 созывов (1974—1984), член Советского комитета защиты мира (1978—1992). С 1951 года Д. Гнатюк — солист Государственного академического театра оперы и балета Украинской ССР. В 1979—1980 годах — директор, в 1980—1988 — режиссёр, в 1988—2011 — художественный руководитель и главный режиссёр данного театра. С 1985 года — также режиссёр Киевского детского музыкального театра. В 1983—1990 годах — заведующий кафедрой оперной подготовки, с 1987 года — профессор Киевской консерватории им. П.И. Чайковского; председатель Музыкального общества Украины (1985—1990), председатель Киевского межобластного театрального общества (1979—1985), член президиума Музыкального общества СССР (1986—1991).
Д. Гнатюк беспрепятственно гастролировал за рубежом. Среди стран, где он выступал, — Египет, Италия, Испания, Франция, Австралия, Канада, Китай, Мали, Нигерия, Гвинея, Гана, Новая Зеландия, США, Исландия, Япония, Норвегия, Венгрия, Португалия, Германия, Дания, Индия и др.
Николай Гнатюк (1952 г. рожд.) — эстрадный певец позднесоветской поры, когда на всех уровнях уделялось серьёзное внимание вокальным и артистическим возможностям исполнителей. Поэтому какой-нибудь «блатной» безголосый бездарь в принципе не мог попасть ни на большую сцену, ни на большие экраны телевидения, что сплошь и рядом можно наблюдать сегодня.
Имя Николая Гнатюка гремело в эпоху 1970—1980-х годов не только в Советском Союзе, но и за рубежом. «Золотой тенор», «прирождённый вокалист с неповторимым тембром голоса» — столь высоких эпитетов удостоились многие исполненные им песни, которые принесли ему международные награды и всесоюзную популярность. С песней «Танец на барабане» (Р. Паулс — А. Вознесенский), ставшей визитной карточкой Н. Гнатюка, он занял первое место на фестивале Интервидения в Сопоте 1980 года. Между прочим, участниками того конкурса, кроме исполнителей из социалистических стран, были певцы из Нидерландов, Финляндии, Испании, Швейцарии, а качество фестиваля в Сопоте было несопоставимо выше нынешнего Евровидения.
В 1981 году Николай спел песню «Птица счастья» (А. Пахмутова — Н. Добронравов), которая стала ещё одним незабываемым хитом. Затем последовали «Малиновый звон», «Девчонка из квартиры 45», «Зорька алая», которые покорили в том числе молодёжную публику, в те годы предпочитавшую слушать в основном «русский рок» и зарубежных звёзд стилей «рок» и «диско». А песню Н. Гнатюка «Ой, смерека!» (в названии — разновидность елей в Карпатах) в Закарпатье восприняли как гимн края.
Пластинки с песнями Николая выходили миллионными тиражами. Всенародная любовь многомиллионной аудитории и была главной наградой для Н. Гнатюка, который так и не стал «официальным» певцом. Хотя звания «заслуженного» и «народного» ему присвоили: заслуженного артиста УССР (1980) и народного артиста УССР (1988).
Николай Гнатюк родился в украинском селе Немировка Хмельницкой области в 1952 году, мать его была учительницей младших классов, а отец — председателем колхоза. Вокальные способности у Николая проявились с детства. После окончания школы он поступил в Ровенский педагогический институт на музыкально-педагогический факультет. Выступать на эстраде начал рано: вначале в ансамбле «Мы — одесситы», а затем в армейской самодеятельности во время срочной службы в рядах Советской Армии, куда отправился добровольно.
Отдав долг Родине, Николай начал брать уроки в студии Ленинградского мюзик-холла, с которым гастролировал по городам СССР в составе популярного вокально-инструментального ансамбля «Дружба», где, кстати, солисткой была Эдита Пьеха.
К концу 1980-х годов Николай Гнатюк выпустил в общей сложности пять пластинок и стал одним из самых популярных артистов Советского Союза. В «лихие 90-е» он переехал жить в Германию и на продолжительное время пропал из поля зрения поклонников.
По возращении, в возрасте 47 лет, Николай Гнатюк поступил в Белгородскую православную духовную семинарию (Россия) на миссионерское отделение, где проучился два года. Религиозная тема с тех пор постоянно присутствует в его творчестве, одна из его пластинок получила название «Господи, помилуй», её выпустила Свято-Успенская Почаевская лавра (Украина).
В последующие годы Николай Гнатюк продолжил появляться на телевидении, а также давать концерты, не только на Украине, но также и в других странах бывшего СССР, где поклонники подпевали его песням. Как признался Н. Гнатюк в одном из интервью, он «не боится пауз в творчестве» и считает их иногда более полезными, чем беспрерывную череду гастролей. Поэтому артист спокойно относится к своему отсутствию на телевидении и на сцене, где может не появляться по нескольку месяцев.
В 2015 году, уже в разгар конфликта в Донбассе и после воссоединения Крыма с Россией, народный артист Украины Николай Гнатюк поделился в соцсетях своими впечатлениями о Кубани, о чём сообщили СМИ. В частности, издание «Кубанские новости» 18 августа 2015 года опубликовало сообщение от Николая Гнатюка:
«Вот я наконец-то вернулся домой из России, где пробыл у родственников более 40 суток, проехал территорию от Брянска до побережья ЧМ Краснодарского края. О чём могу я, украинец, поделиться и с россиянами, и с украинцами? Понравился Краснодарский край, везде чистота, дороги не хуже, чем в Европе, поля ухоженные, магазины полные продуктов местного производства, сервис на высоком достаточно уровне, очень много богатых людей, не говоря о домах (я давно такой красоты не видел, моя Сумская область отстала лет на 200), а какие автомобили. Самое главное, я не видел передвижения войск российских ВС, хотя приходилось ехать и днём, и ночью, и в России никто не говорит о войне с Украиной. По дорогам я встречал много автомобилей с украинскими номерами, и на моей машине тоже украинский номер, но меня ни разу не остановили на постах ГИБДД и меня не ловила ФСБ. На самих курортах Краснодарского края я встречал земляков, и они подтверждают мои слова о том, что они спокойно отдыхают и никто им не говорит, что они с Украины.
А вчера я приехал в Сумы и всё поехало: Россия напала, Россия оккупировала, русские танки, батальоны десантников и морпехов, украинские ВСУ успешно отразили атаку 100 танков Кантемировской танковой бригады, бригада взята в плен.
Призыв, война — что я могу сказать? Дешёвая пропаганда, обманывают украинский народ наши СМИ. Я уверенно могу сказать, что в разжигании гражданской войны на Украине виновны СМИ Украины и Запада…»
Николай Гнатюк в 2015 году пытался остановить надвигавшийся вооружённый конфликт между братскими народами.
А какую позицию занял Гнатюк-старший с наступлением смутных времён конца 1980-х — начала 1990-х? После 1992 года Д. Гнатюк сорвал с себя маску патриота СССР и Советской Украины…
В 2004 году он участвовал в «оранжевом майдане», выступал перед его участниками вместе с оголтелыми ненавистниками России и СССР.
О политической физиономии некогда уважаемого артиста можно судить и по его высказываниям, и по его действиям. Так, в возрасте 89 лет (в 2014-м) Д. Гнатюк в интервью изданию lviv.ua заявил: «Душа болит за украинцев, нашу страну, которую уничтожают и разрывают в клочья. Россия мечтает захватить мир. Ей всё не по силам, поэтому хочет удовлетворить свои аппетиты нами. Такой огромной стране без малой Украины жизнь немыслима. А мы думали, что у нас будет независимость. Путин всё делает, чтобы этого не допустить».
И далее в интервью следует любопытный диалог, в котором значительный смысл содержится не только в ответах, но и в вопросах:
«— Вы пережили убийство родного брата-оуновца, Вторую мировую войну, разруху, а теперь на склоне лет нет уверенности, что на нашей родной земле будут мир и покой.
— Старший меня на три года брат Иван был замучен «освободителями» в 1940 году. Советской системе, как и нынешней имперской России, уничтожить человека как раз плюнуть. Долгие годы не знали о судьбе брата. Не дождалась этого наша мамочка, которая годами ходила к стенам Черновицкой тюрьмы, где молилась за невинно замученную душу своего ребёнка. Нет объяснений того, что большевики не сломали мне позвоночник из-за брата. Такова была воля Божия. Я учился в Киевской консерватории в классе славного Ивана Паторжинского, который хорошо знал обо мне. Добродушный и предусмотрительный учитель мне сказал: «Ты хочешь учиться? Тогда закрой свою прорубь». И я молчал. Ни с кем на эту тему не разговаривал. И это выручило. Надо было жить.
С первых дней я молился за Евромайдан. Кто бы мог поверить, что сделаем такое великое дело, свергнем своего доморощенного диктатора, крупнейшего вора. Хотя нас теперь атакует российский изувер, в тысячу раз более нахальный и жестокий. Не могу смириться с тем, что Крым не наш уже. Грустно мне».
В своей ненависти к России Д. Гнатюк дошёл до того, что поехал на могилу знаменитого предателя Мазепы, чтобы поклониться его праху. Вот как об этом рассказал ещё один коллега Д. Гнатюка по русофобскому ремеслу некогда известный советский поэт Иван Драч: «Помню, как мы ездили с ним на могилу Ивана Мазепы в Варницу (Румыния. — Ред.). Там Гнатюк пел прекрасную думу, которую до этого никогда и нигде не исполнял».
И здесь будет уместным напомнить, кто такой Мазепа. В изданном на Украине в 2019 году Черкасским Восточноевропейским университетом экономики и менеджмента «Малом энциклопедическом справочнике «Величайшие люди Украины» о Мазепе сказано следующее: «Мазепа Иван Степанович — изменивший России и Петру I гетман Малороссии». Однако это не единственная его измена, практику предательства Мазепа поставил на поток. Так, он предал одного из первых своих покровителей — правобережного гетмана Дорошенко, который сделал его есаулом. Дорошенко служил полякам, а Мазепа перекинулся на сторону Московии, перейдя к левобережному гетману Самойловичу, который в 1682 году поставил его генеральным консулом.
«Малый энциклопедический справочник» подробно описывает предательские похождения Мазепы: «Через пять лет, во время крымского похода, Самойлович пал жертвой интриги и был низложен, а на место гетмана избран Иван Мазепа, давший взятку в 10000 р. всемогущему тогда при московском дворе царевны Софьи князю В.В. Голицыну. В 1689 г. Мазепа был в Москве и сумел снискать расположение молодого царя Петра, отстранившего от власти сестру Софью». Близость к Петру позволила Мазепе стать гетманом всей Украины».
«Успехи Карла XII и затруднительное положение Петра заставили Мазепу действовать решительнее. Уверяя царя в преданности, гетман Мазепа заключает условие со шведами и поляками и выговаривает себе вассальное владение в Белоруссии. В то же время он возбуждает в малороссийской казацкой старшине опасения насчёт намерений Петра уничтожить автономию Малороссии. Довольно долго удаётся Ивану Мазепе скрывать свою измену от правительства, но движение Карла XII в южную Россию осенью 1708 г. заставило гетмана раскрыть свои карты. Он присоединяется к Карлу с 1500 казаков и призывает Малороссию к восстанию. Однако надежды Мазепы не сбылись. Украинский народ не поверил в пропагандировавшийся Мазепой план самостоятельного существования страны и боялся, что на Украине восстановится власть Польши.
Меньшиков сжёг гетманскую резиденцию Мазепы Батурин. Низложенный и преданный церковной анафеме Мазепа был заменён Скоропадским. Малороссия признала нового гетмана, а наиболее предусмотрительные соучастники Ивана Мазепы вскоре передались Петру. Полтавская битва 27 июня 1709 решила судьбу кампании и Мазепы. Карл XII и гетман едва успели избежать плена и бежали в Турцию. Турки, несмотря на требования Петра, не выдали Мазепу, но старческий организм Мазепы не выдержал сильных потрясений. Гетман скончался 22 августа того же 1709 г. и был похоронен на территории нынешней Румынии».
Вот кому Д. Гнатюк посвятил своё вокальное искусство и «пламенный жар сердца».
Бандеровские власти Украины по достоинству оценили политическую позицию Д. Гнатюка. Его по сей день называют чуть ли не национальным достоянием. С 1998 по 2002 год Д. Гнатюк — депутат Верховной Рады, с 1999-го — член фракции антироссийской партии «Батькивщина». Ему присвоили звание героя Украины, наградили тремя орденами князя Ярослава Мудрого.
…Честность в искусстве и честность в политике — вещи не всегда совместные. Огромное число талантливых артистов, художников в широком смысле слова оказались, мягко говоря, не на высоте после событий 1991—1992 годов, которые привели к трагическому развалу СССР. Деятельность одного лишь профессора консерватории Ландсбергиса чего стоит! Немало «заблудших» и предавших Родину деятелей культуры выявила и продолжает выявлять специальная военная операция (СВО) на Украине.
Принесло ли предательство Дмитрию Гнатюку (и таким, как он) больше уважения, признания, счастья? Вряд ли — куда уж больше того, что он имел при СССР. Да и сам он в уже упомянутом интервью не сумел скрыть, что к концу жизни пришёл к полной пустоте, ощущает некий вакуум вокруг себя и вынужден это признавать:
«— О чём больше всего жалеете теперь?
— Волнует моё здоровье. Певец должен быть здоров всегда. Хочется встретиться со многими друзьями, коллегами, родными, одноклассниками, одногруппниками. Иногда беру телефон в руки и становится страшно. Позвонить некому! Моё поколение уже на кладбищах. Хотелось бы написать книгу воспоминаний. Следует это сделать. Времени не хватает…»
Возможно, что времени ему не хватило, но это вряд ли. Ему просто не о чем было писать в мемуарах — разве что о своих бесчисленных предательствах? Ведь он предал не только себя, свою страну, своих поклонников, но и друзей и партнёров по сцене, которые уже «на кладбищах». Несмотря на многочисленные регалии, полученные Д. Гнатюком от бандеровской власти, он заживо похоронил своё славное прошлое — свои молодость, талант и лучшие достижения в искусстве. Достойный наследник Мазепы!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.