По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Елена Морозова
«Аграрии всех стран, соединяйтесь!» — именно так в условиях мощнейшего крестьянского бунта, охватившего уже 17 из 27 государств Евросоюза, сегодня мог бы звучать знаменитый лозунг из «Манифеста Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. На фоне глубокого сельхозкризиса в Старом Свете пришлось бы переиначить и первые строчки «Рабочей Марсельезы»: «Отречёмся от «зелёного» мира! Отряхнём импорт с наших ног!». Ведь в этих двух призывах сформулированы ключевые претензии фермеров, вынужденных даже на волне агрессивного демпинга со стороны Украины соблюдать навязанные Брюсселем жёсткие экотребования, а в итоге оказаться у разбитого корыта.
Как уже писала «Правда», масштабные протесты тружеников земли вызваны целым комплексом причин, которые, накопившись до критической отметки, в определённый момент и «взорвали» ситуацию в одном из глобальных секторов европейской экономики. Крестьяне отягощены долгами, их эксплуатируют мощные сетевые объединения и агрохимические компании, лишают доходов инфляция, резкий скачок цен на электроэнергию и удобрения, а также недобросовестная конкуренция вкупе с бюрократической волокитой. Бедственное положение в отрасли усугубили неблагоприятные погодные условия последних лет, явившиеся результатом климатических изменений на планете.
И пока правительство Германии урезает крестьянам налоговые льготы (в бюджете, ориентированном на милитаризацию и помощь Украине, на своих кормильцев денег не хватает), власти Нидерландов, зациклившись на экологии, требуют уменьшить выбросы парниковых газов путём сокращения поголовья скота, а руководство Франции, вместе со всеми катящейся по «зелёным рельсам», поэтапно отменяет скидки на дизельное топливо (хотя на нём работает весь агротранспорт), доходы фермерских хозяйств Европы неуклонно падают. Только с 2022-го по 2023-й они сократились почти на 10%.
Аграриев тревожит и вопрос субсидий, которые им регулярно выплачиваются с 1957 года. Согласно бюджету ЕС на период до 2027-го, для поддержки крестьян в рамках так называемой единой сельскохозяйственной политики Евросоюза (ЕСПЕ) предусмотрено выделение 386,6 млрд евро. Однако размер дотаций зависит от величины обрабатываемого участка, в результате чего около 80% средств достаётся солидным игрокам, составляющим лишь 20% участников рынка. Кроме того, за 20 лет размер компенсационных выплат снизился примерно на 40%. В итоге мелкие фермеры разоряются и уходят со сцены, а крупные, несмотря на субсидии, оказываются в долгах как в шелках.
К слову, помимо ввоза дешёвых товаров из «незалежной», дестабилизирующих национальные рынки членов евросообщества, тружеников земли поджидает и ещё одна угроза — соглашение ЕС о свободной торговле со странами МЕРКОСУР: Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Парагваем. Фермерам совершенно ясно: вдобавок к украинскому недорогое продовольствие (сахар, рис, мясо) массово хлынет ещё и из Латинской Америки, где, как и у производителей из «самостийной», стандарты куда ниже европейских.
По мнению аналитиков, размах протестов свидетельствует о провале ЕСПЕ: Брюссель не сумел выработать новые принципы ведения хозяйства в изменившихся глобальных условиях. Чрезвычайная зарегулированность экологических норм, неспособность защитить собственных крестьян от импортёров из третьих стран, отсутствие чёткой стратегии в аграрном секторе — всё это и породило нынешний кризис, выхода из которого пока не предвидится.
Правда, в Еврокомиссии едва ли не главным виновником бед деревенских трудяг традиционно назвали Россию, якобы спровоцировавшую подорожание электроэнергии и удобрений.
Однако за последние годы обнищали не только фермеры, но и те, кого они кормят. На фоне падения уровня жизни европейцы, естественно, стараются экономить, а потому неизбежно делают выбор в пользу недорогих продуктов зарубежного происхождения. Посудите сами: тушка французской курицы стоит 7 евро, прибывшая с Украины — 3 евро. И тому есть простое объяснение: еврофермеры строго следуют экостандартам и, в частности, вот уже десяток лет повсеместно улучшают среду обитания кур-несушек. Птиц запрещают держать в клетках (в Швейцарии яйца «невольниц» даже нельзя продавать): им необходимо предоставить возможность прогуливаться на веранде, которая обязательно должна располагаться под открытым небом. А есть ещё суперкурочки, отмеченные золотой медалью Парижской сельхозвыставки. Такие «аристократки» выращиваются на отдельном подворье, где каждая имеет минимум 10 метров личного пространства, сидит на спецдиете и обладает прекрасной родословной, а потому её цена в супермаркете достигает 30 евро, а в частных лавках — ещё выше.
До 2022 года существовали тарифные ограничения, запрещавшие массовый приток в ЕС дешёвых товаров из-за границы, но теперь все барьеры сняты. Труженики земли по праву возмущены тем, что еврочиновники поставили в приоритет благополучие киевского режима, а не интересы граждан Евросоюза: ведь, отменив пошлины на продовольствие из «незалежной», Брюссель по сути предал собственных сельхозпроизводителей.
Неудивительно, что общеевропейское «восстание деревни» постоянно пополняется новыми участниками. И пусть лозунги на плакатах протестующих написаны на разных языках, но смысл их одинаков: нет фермеров — нет еды. На днях армия «агромятежников» усилилась за счёт главных кормильцев Болгарии, требующих от властей более грамотного управления сельхозсектором и выделения отрасли дополнительных средств. В ходе одной из акций труженики земли заблокировали Дунайский мост в районе портового города Русе, где вылили на развязку рядом с транспортным сооружением полторы тонны коровьего и козьего молока. Крестьяне, призывающие к отставке главы минсельхоза Кирила Вытева, пригрозили привезти живой скот на центральные площади областных городов в случае, если им не удастся договориться с правительством премьера Николая Денкова.
Трудно представить, что в 1980-х — 1990-х годах Болгария представляла собой развитое агрокультурное государство: ведь в настоящий момент фермерское хозяйство здесь фактически уничтожено. Впрочем, сия печальная участь постигла не только балканскую республику: за последние 15 лет разорились 40% (5,5 млн) сельских подворий Европы.
Отдельно надо остановиться на бунтах агропроизводителей в Нидерландах, где политики разного уровня с каждым днём всё нервознее реагируют на происходящее. Особое возмущение власть имущих вызывает вандализм, часто сопровождающий крестьянские акции, терзающие страну не первую неделю. Так, Сандер Шельберг — мэр города Хенгело (провинция Оверэйсел), пострадавшего в начале февраля от разведённых повсюду костров, считает, что аграриев, нарушающих общественный порядок и совершающих уголовные преступления, необходимо выявлять и штрафовать. «Выкидывать на дорогу асбест в огромных количествах, сбрасывать крупный мусор, жечь шины — противозаконное поведение, никак не приближающее забастовщиков к преследуемым ими целям», — с явным раздражением отметил градоначальник.
С аналогичными заявлениями выступила и лидер партии «Христианский союз» Мирьям Биккер. «Создание угроз для жизни других людей, сброс амианта и поджоги — не форма протеста, а уголовно наказуемые деяния», — подчеркнула политик, комментируя сообщения о том, что автомобилисты оказались втянутыми в конфликт на дорогах, где фермеры всеми доступными средствами изливали своё негодование.
А депутат от Народной партии за свободу и демократию Ингрид Мишон-Деркзен вообще поставила аграриев на одну доску с экоактивистами, поскольку те и другие якобы используют одинаковые методы, умышленно устраивая хулиганские выходки для привлечения максимального внимания.
Пока политики исходят злобой, королевство накрывают всё новые волны гнева тружеников земли, сопровождающиеся поджогами сена, асбеста, пластика и древесины, запусками фейерверков и тракторной блокадой автострад. Недовольство голландских фермеров, как и их многочисленных коллег в других уголках Старого Света, связано с тем, что затраты на производство растут, а закупочные цены на продукцию остаются неизменными, в том числе вследствие ввоза дешёвого продовольствия с Украины и из других государств. Крестьяне также выступают против строгих европейских правил по защите окружающей среды и «зелёной сделки», призванной превратить ЕС в климатически нейтральную зону к 2050 году.
На фоне бурления почти всего фермерского сообщества Европы в Брюсселе пообещали, что импорт с Украины затормозят, а соглашение с МЕРКОСУР отложат. Но аграрии посулам еврочиновников не верят и на импровизированных баррикадах продолжают сражаться за своё будущее. В старушке Европе, как известно, протестовать умеют. Особенно сильны в этом наследники Великой французской революции: в Пятой республике конца забастовкам не видно. В одной только Тулузе власти потратили 90 тысяч евро, чтобы убрать все отходы, вываленные на улицы города разгневанными представителями деревни.
От французов не отстают и бельгийцы: полки крупнейших супермаркетов королевства, даже в столице, пустуют уже неделю, поскольку местные фермеры перегородили дороги, и продукты не смогли доставить на оптовые базы. Та же участь рискует настигнуть и прилавки магазинов в Испании, где аграрии блокируют логистические центры, десятки крупных автотрасс и доступы в порты. Акции затронули Валенсию, Каталонию, Риоху, Арагон и другие регионы королевства. Волнения докатились даже до благополучной Швейцарии: впервые в истории Страны часов и шоколада крестьяне на десятках тракторов проехали по улицам Женевы, призывая увеличить господдержку отрасли.
Впрочем, в европейских государствах недовольство политикой правящих кругов выражают далеко не одни аграрии. Протестные настроения царят среди французских докеров, испанских железнодорожников, сотрудников немецких авиакомпаний. Так, портовики Гавра, Марселя и Руана провели трёхдневную забастовку, требуя не распространять на них действие пенсионной реформы, вступившей в силу осенью 2023 года. Кроме того, они добиваются вложения средств в развитие инфраструктуры морских гаваней Пятой республики и восстановления надбавки за работу в ночное время.
В Руане демонстранты перекрыли баннерами дорогу напротив административного здания, в Гавре жгли покрышки, соорудив громадные костры, а в Марселе и вовсе объявили о «тотальной блокаде» порта. В первую очередь от акции, инициированной Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ), пострадали контейнерные перевозки. Стачка напрямую затронула и паромную компанию «Бриттани феррис», которой на несколько дней пришлось отменить рейсы между Гавром и Портсмутом — городом в английском церемониальном графстве Гэмпшир.
Как уже неоднократно писала «Правда», скандальный закон о пенсионной реформе во Франции, против принятия которого в прошлом году в течение многих месяцев массово протестовали практически все профобъединения страны, заработал с 1 сентября 2023 года. Документ подразумевает постепенное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых с 62 до 64 лет к 2030-му. При этом минимальный трудовой стаж, необходимый для получения права на полное пособие по старости, возрастёт до 43 лет. Правда, реформа допускает исключения для представителей определённых профессий, в частности водителей грузовиков, однако портовиков они не коснулись. ВКТ считает это большим упущением и настаивает на немедленном внесении докеров в привилегированную категорию. В противном случае члены профсоюза готовы в ближайшие недели объявить новые стачки.
Возмущение докеров лишний раз доказывает: антиправительственные выступления против «усовершенствования» пенсионного законодательства, вспыхнувшие ещё в январе 2023 года, не утихли и по сей день. ВКТ по-прежнему не разделяет позицию властей, согласно которой поднятие возраста выхода на заслуженный отдых и прочие нововведения необходимы для сохранения финансовой стабильности пенсионной системы, рискующей столкнуться с внушительным дефицитом в условиях старения населения. Ведущий профсоюз Пятой республики уверен, что повышать надо не трудоспособный возраст, а зарплату французов, и предлагает свой вариант реформы: возврат к прежнему пенсионному порогу (60 лет), установление минимального заработка на уровне 2000 евро, расчёт размера пособия по старости по десяти лучшим годам трудовой деятельности, зачёт времени обучения в рабочий стаж.
А в Мадриде демонстрацию организовали железнодорожники. Мероприятие около центрального вокзала Аточа в испанской столице состоялось в рамках 23-часовой забастовки, созванной «Рабочими комиссиями» — крупнейшим профсоюзом королевства, а также Профсоюзом сотрудников железнодорожного транспорта. Стачка вынудила Национальную сеть железных дорог Испании (НСЖДИ) отменить около 310 поездов, в том числе высокоскоростных и дальнего следования.
Ключевое требование бастовавших — разблокировка соглашения о введении 35-часовой рабочей недели для сотрудников госкомпании, управляющей железнодорожной инфраструктурой страны. Кроме того, протестовавшие призывали ввести «равную оплату за равный труд» для всех работников НСЖДИ посредством ликвидации различных категорий контрактов. По словам представительницы «Рабочих комиссий» Патрисии Лаудер, соответствующие договорённости с властями были достигнуты ещё в прошлом году, однако министерство транспорта заморозило это решение из-за увеличения расходов.
Прошедшая акция положила начало серии выступлений железнодорожников, которые готовятся к дневным двухчасовым забастовкам 19 и 26 февраля, а также ночным — 20 и 27 февраля.
В Германии 27-часовую стачку устроили сотрудники наземных служб «Люфтганзы» — ведущей авиакомпании Европы. Акция спровоцировала отмену до 90% из примерно 1000 запланированных рейсов, вследствие чего из аэропортов Франкфурта, Мюнхена, Гамбурга, Берлина и Дюссельдорфа вовремя не смогли улететь более 100 тысяч пассажиров.
Персонал требовал увеличить зарплату на 12,5% — до уровня не менее 500 евро в месяц. Помимо этого, Объединённый профсоюз работников сферы услуг (Ver.di), инициировавший забастовку, настаивал на выплате единой компенсационной премии по инфляции в размере 3000 евро.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.