К 200-летию со дня рождения выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского
«До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться… Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам,с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить всё, что учится для того только, чтобы быть впоследствии позабытым».
Эти идеи, предложенные почти два века назад, принадлежат русскому писателю и педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому, по праву считающемуся родоначальником научного подхода в педагогике.
Константин Дмитриевич Ушинский родился в 2 марта 1824 года в Туле в небогатой дворянской семье отставного офицера, а детство провёл в маленьком уездном городе Новгород-Северский на Украине, куда его отец получил назначение на должность судьи. Мать мальчика рано умерла, а после её смерти 11-летний Костя большую часть времени был предоставлен сам себе. Он тогда сильно пристрастился к чтению и глубоким размышлениям.Как было принято у дворянского сословия, начальное образование он получал дома, а в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском, потом поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции. Слушая лекции выдающихся профессоров таких, как историка Тимофея Грановского, философа в области государства и права Петера Редкина, Ушинский сам захотел стать преподавателем.
Именно тогда его — молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в Ярославский Демидовский лицей, но через четыре года ему пришлось уволиться. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения царской власти. Ушинского сочли неблагонадёжным и отстранили от преподавания за вольнодумство, свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».
После того, как «его ушли», Ушинский какое-то время зарабатывал переводами, стал мелким чиновником, но спустя четыре года вернулся в педагогику, когда в 1854 году бывший коллега по лицею выхлопотал для него должность преподавателя словесности и юриспруденции в Гатчинском сиротском институте. Позднее о тамошних порядках Ушинский напишет: «Канцелярия и экономия наверху,администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».
Конечно, как простой учитель он не мог повлиять на руководство, зато много внимания уделял отношениям между воспитанниками: взаимные доносы и воровство ушли в прошлое, сменившись атмосферой товарищества.
Случайно в библиотеке лицея Ушинский обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике, собранную прежним инспектором –заведующим учебной частью института Егором Гугелем. Они были заперты в шкафу. К ним более двадцати лет никто не притрагивался.
Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Позднее вышедшая в «Журнале для воспитания» статья Ушинского «О пользе педагогической литературы» имела огромный успех. Он стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах.
В 1859 году Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам,музицированию и поверхностному изучению пары иностранных языков.Почему-то считалось, что серьёзное образование вредит женскому здоровью. Ушинский был с этим категорически не согласен. У него был совершенно другой взгляд на женское образование. Нельзя забывать, что женщина является проводником успехов науки и жизнь общества.
С 1867 года Ушинский начал публиковать главный научный труд своей жизни — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В нём учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях. Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств.Как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: идеалу совершенного человека. Воспитание личности происходит через всестороннее развитие — физическое, умственное,нравственное и эстетическое.
Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания. Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал,утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.
В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать заграницей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями,которые передаются из поколения в поколение, — это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика.
Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить егои тогда, когда появилась цивилизация. Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что, если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры,не придётся искусственно прививать патриотизм. По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить. Огромное внимание он уделял развитию логического мышления. Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование — это уже труд, но очень важно,чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд. Константин Дмитриевич утверждал:«Воспитатель — не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель».
В 1870 году после тяжёлой болезни Ушинский скончался. Но идеи, изложенные в его книгах, обеспечили ему бессмертие. Они оказали огромное влияние на потомков. Без его работ трудно представить педагогическое чудо Макаренко, гениальные открытия Выготского, искусство преподавания Ильина, эффективные развивающие системы Занкова, Эльконина и Давыдова и других русских и советских новаторов в педагогике.
Сегодня идеи Ушинского нашли отражение в подготовленном депутатами фракции КПРФ в Государственной Думе законопроекте«Образование для всех», принятие и использование которого позволит существенно улучшить ситуацию в системе образования в России.
Людмила Васильева
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.