Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Экономический блок правительства обсуждает вариант налогового манёвра по формуле «21/20», который предполагает увеличение НДФЛ до 15 процентов. Об этом сообщил журналистам президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. «Совокупные платежи в систему социального страхования сократятся до 21 процента при одновременном увеличении НДС до 20 процентов с сохранением льготных ставок, введении торгового сбора во всех регионах и повышении налога на доходы физических лиц до 15 процентов», — приводит агентство его слова. На данный момент НДФЛ равен 13 процентам, НДС — 18 процентам.
ПО МНЕНИЮ ЭКСПЕРТОВ, реализация налогового манёвра в таком виде приведёт к сокращению реальных доходов населения, снижению деловой активности и повышению зависимости Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета. Но главное, что все эти напёрсточные манипуляции с налогами не решают ключевой проблемы — борьбы с бедностью, нищетой населения. Где важнейшим инструментом могла бы стать не мышиная возня, а действенная налоговая реформа. Уже много лет идут разговоры о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения (что соответствовало бы положительному опыту зарубежных стран и принципам социальной справедливости) вместо нынешней плоской. Но воз, что называется, и ныне там.
Российское общество давно волнуют непомерные вознаграждения топ-менеджмента крупнейших компаний, прежде всего с госучастием, огромное социальное неравенство. Во многих странах эта проблема решается с помощью прогрессивного налога, который снижает неравенство доходов, на деле реализует принципы социальной справедливости. Министр труда РФ Максим Топилин недавно похвастался, что разрыв доходов между бедными и богатыми слоями сократился до соотношения 1:15 и это, мол, положительно отличается от начала «нулевых», когда разрыв был ещё больше. Вместе с этим «социальный» вице-премьер правительства Ольга Голодец заявила об «уникальном типе бедности» россиян: в стране около 5 млн человек работают, получая зарплату ниже прожиточного минимума.
В действительности же этих нищих работяг гораздо больше, о чём свидетельствуют независимые опросы. При этом, по подсчётам экспертов, число долларовых миллионеров за прошлый год в России увеличилось на 10 процентов, тогда как, например, в Европе стало на 4 процента меньше. Падение же денежных доходов российских семей лишь продолжилось. Для того чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными, заставить олигархов делиться с народом, есть только один способ: ввести прогрессивный налог, как это уже сделано в развитых государствах мира.
По оценке Елены Осиповой, профессора кафедры экономики и налогообложения Дальневосточного института управления — филиала РАНХиГС при президенте РФ, со ссылкой на официальные данные, Россия давно перешагнула критический порог. В действительности же расслоение населения более глубокое. Согласно оценкам независимых экспертов, это различие достигает не менее 50 раз. «При этом, — отмечает учёный, — олигархи, топ-менеджеры, миллионеры и миллиардеры в относительном выражении испытывают более мягкое налоговое давление, что обусловлено пропорциональным обложением личных доходов. Высокообеспеченные категории граждан, как правило, получают не заработную плату за трудовую деятельность, а вознаграждения в виде дивидендов (они облагаются по ставке 9 процентов, хотя и планируется её увеличение до 13 процентов) и другие завуалированные формы оплаты — бонусы, премии и др. Кроме этого, имеют возможности вывода значительных сумм из-под налогообложения за счёт размещения капитала в офшорных зонах. Все усилия правительства увеличить налоговую нагрузку на богатых членов общества пока тщетны. Видимо, потому, что власть не может решиться на серьёзные шаги в ужесточении налогообложения доходов богатейших членов общества».
«В большинстве европейских стран через процедуры прогрессивного налогообложения происходит выравнивание в доходах между богатыми и бедными, сглаживается социальное неравенство, ослабляется напряжённость в обществе. В отдельных странах с высокой степенью изъятия доходов — около 50 процентов (Дания, Швеция, Норвегия и др.) практически на официальном уровне признаётся, что такая жертва — это плата богатых за социальную стабильность в обществе», — сказала «Правде» адвокат Коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнёры» Диана Агасиева.
Ряд экспертов, впрочем, указывает на возможные отрицательные последствия введения «прогрессивки», прежде всего для бизнеса. «Данная мера приведёт к «бегству» крупного бизнеса за границу в поисках, скажем так, более лояльного законодательства. Ни для кого не секрет, что один из известных скандинавских теннисистов, чью фамилию не будем упоминать, поскольку зарабатывал очень хорошо, вынужден был большую часть времени проживать вне родины, чтобы не платить подоходный налог. Вспомним и французского актёра Жерара Депардьё, сменившего гражданство: одной из причин этого был его личный протест против прогрессивной шкалы налогообложения. Прогрессивный налог сильно ударит по тем предпринимателям, которые в основном и отвечают за валовой внутренний продукт. Получается, чем больше я зарабатываю, тем больше буду терять, так? Это явная демотивация к тому, чтобы что-то вообще создавать и производить», — поделился своими сомнениями с корреспондентом «Правды» юрист Роман Харланов. С ним согласился и Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп»: «Если приоритетами выбираются социальное равенство и повышение поступлений в бюджет, то в этом случае прогрессивная шкала будет оптимальной. Однако в этом случае придётся столкнуться с тем, что наиболее обеспеченные слои населения начнут искать способы минимизировать налоговые издержки, и это, в свою очередь, уменьшит собираемость налогов».
Но всё это не умаляет главного преимущества прогрессивной шкалы налогообложения в том, что она предполагает слабое обременение лиц с низкими доходами. Успешно применяет подобную систему, например, Франция, где власти считают такой подход выражением социальной справедливости. Также используют данную систему США, Германия, Испания, Италия, Израиль и другие страны. «В целом, можно сказать, что прогрессивная система налогообложения является эффективной и способствует притоку в государственную казну средств за счёт увеличения налоговых поступлений от людей с высокими доходами. Минусом является то, что обладатели высоких доходов начинают их скрывать, и существует определённое сопротивление с их стороны введению такой системы. Реальная перспектива перехода России к прогрессивному налогообложению есть, однако ожидать этого стоит только после выборов в 2018 году», — сказал «Правде» руководитель налоговой практики компании BMS Law Firm Давид Капианидзе.
Прогрессивных систем налогообложения несколько, каждая имеет свои особенности. Большинство развитых стран применяют прогрессивную систему, состоящую от 2 (Польша) до 18 ступеней (Люксембург). Смысл данной системы, с одной стороны, заключается в перераспределении сверхдоходов, с другой — в освобождении незащищённых слоёв населения от налогового бремени путём введения минимальных ставок и необлагаемых минимумов. Во втором моменте можно выделить преимущество данной модели налогообложения. Например, в соседней Финляндии, применяющей четырёхступенчатую систему с минимальной ставкой в 25,6 процента и максимальной в 49,1 процента, необлагаемый налогом минимум составляет около 13 тысяч евро. В России, где, по признанию властей, миллионы получают зарплату ниже прожиточного минимума, их также было бы справедливо полностью освободить от уплаты НДФЛ.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, ввод прогрессивной шкалы в России затруднён несколькими факторами. Прежде всего это нежелание властей раздражать богатый класс, являющийся верной опорой режима. Но не только. «Население сознательно отказывается платить налоги, тем более высокие, если государство не исполняет свои обязательства и погрязло в коррупции. Протестные настроения в России в целом отражают недоверие населения к власти. При этом большинство россиян имеют минимальный доход, и в целом население будет только приветствовать ввод минимальной необлагаемой базы с прогрессивной шкалой налоговых ставок», — сказал «Правде» Сергей Козловский, руководитель аналитического отдела Grand Capital.
От редакции: На слуху до сих пор заявления о возможном «падении» бюджетных поступлений в случае возврата прогрессивной шкалы подоходного налога. Однако соответствующие рассуждения — «от лукавого». Ведь эта демагогия не мешает буржуазии обкладывать народ непомерными платежами за капремонт, за автомобильную стоянку и т.д. Введение новых налогов, повышение цен и тарифов в условиях падения доходов населения разве не приведёт к сокращению поступления платежей? «Двойные стандарты» налицо.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.