Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Свободная пресса».

Любой грамотный россиянин знает, что паспорт — документ, удостоверяющий гражданство человека. А в учебниках по праву мы можем найти устоявшееся веками определение гражданства как устойчивой правовой связи человека и государства, выражающейся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности. Сущность института гражданства изложена в Конституции Российской Федерации (статья 6) и в Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (статья 3).

Я не юрист. Недавно решил «освежить» в памяти Конституцию Российской Федерации. Кое-что в ней меня, не искушенного человека, смутило и удивило, как говорится, «с самого порога». Например, в Конституции самой большой главой является вторая, которая называется «Права и свободы человека и гражданина», содержащая 47 статей. Для справки: всего в Конституции девять глав и 137 статей. Не буду спорить: права и свободы очень нужны любому человеку и, наверное, от них зависит состояние общества в целом. Но главы об обязанностях человека и гражданина в Основном законе РФ мне найти не удалось. А ведь в правах и обязанностях должно быть такое же равновесие, такая же «симметрия», как, например, в бухгалтерском учете, где активы всегда равны пассивам. Я консультировался со своими коллегами-юристами (конституционное право), они мне сказали, что в конституциях других стран такой баланс прав и обязанностей выдерживается (хотя бы на бумаге). Даже в сталинской конституции 1936 года обеспечивался такой баланс (глава Х «Основные права и обязанности граждан»).

Я сейчас не собираюсь обсуждать, в какой мере практически реализуются декларированные в одной трети всех статей Конституции РФ права и свободы человека и гражданина. Чаще всего никак. Более того, многие откровенно попираются. Но я сейчас хочу говорить о другом. Об обязанностях гражданина России. Им в Конституции отведено всего лишь три статьи. Гражданину России оставили всего три обязанности: платить налоги (статья 57), охранять природу и окружающую среду (статья 58) и защищать Отечество (статья 59). От последней обязанности, оказывается, гражданина можно освободить (для этого достаточно заявить о своих «убеждениях»).

Что касается охраны природы, то сегодня бремя охраны природы с простого гражданина практически снято, поскольку де-факто природные ресурсы приватизированы и ими пользуются российские и иностранные компании (которые откровенно плюют на эту обязанность). Из твердых и безусловных обязанностей гражданина остается лишь уплата налогов.

Вот об этой обязанности я хочу поговорить подробнее. Масштабы налоговых обязательств граждан РФ и порядок их исполнения определены целым рядом законов. Они сведены в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК), состоящий из части первой (от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ) и части второй (от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ). Всего одиннадцать разделов, 34 главы, 432 статьи. В Государственной думе и Правительстве постоянно кипит работа по усовершенствованию НК.

Без преувеличения можно сказать, что налоговая система — фундамент, на котором зиждется институт гражданства и государства Российской Федерации. Сохранение гражданства и государства возможно лишь при сохранении и укреплении налоговой системы Российской Федерации. Увы, бурная деятельность по «совершенствованию» Налогового кодекса нашими «народными избранниками» и правительственными чиновниками не укрепляет, а еще больше расшатывает эту несущую конструкцию институтов гражданства и государства. Государственная дума и правительство (две ветви государственной власти) рубят сук, на котором сидят. А судебная власть (третья ветвь) безмолвно наблюдает за этим процессом. Создается впечатление, что представители трех ветвей власти рассчитывают, что, когда рухнет сук, называемый «государство Российской Федерации», они сумеют перебраться на какой-нибудь другой сук. 100 лет назад было что-то похожее, когда был сломлен сук под названием «Российская империя». Однако далеко не всем обитателям того сука нашлись места на других суках. Почти никому.

Из всего спектра проблем налоговой системы России я остановлюсь лишь на одной — офшорах. Но, и, по моему мнению, и, по мнению большинства экспертов, это ключевая проблема. В налоговой системе России много «протечек» — разных недополучений денег в государственную казну. Но офшоры — не банальная «протечка», а гигантская пробоина в корпусе корабля, называемого «российское государство». Эта пробоина образовалась в момент образования Российской Федерации, четверть века назад. С каждым годом она расширялась. Это великое чудо, что корабль российской государственности еще остается на плаву.

Есть много прямых и косвенных свидетельств того, что недополучение бюджетом Российской Федерации измеряется не процентами, а разами. На своем сайте Банк России разместил статистику платежного баланса за 1997−2016 гг., то есть за двадцатилетний период. Россия в системе международного движения капитала является чистым «донором», т.е. ее экспорт капитала устойчиво превышает импорт капитала. За два десятилетия лишь дважды (в 2006 и 2007 гг.) фиксировалось превышение импорта капитала над его экспортом. Максимальное превышение экспорта над импортом было зафиксировано в 2014 году, когда чистый экспорт капитала составил свыше 152 млрд долл. В целом за два десятка лет суммарный чистый вывоз капитала составил 624,5 млрд долл. В среднем в расчете на год получается более 30 млрд долл. Важным каналом вывода капитала из России является банковский сектор. За двадцатилетний период 1997—2016 гг. чистый экспорт капитала банковским сектором составил 183,6 млрд долл. Это почти 30% всего чистого экспорта частного капитала из России за указанный период.

Несмотря на то, что в России произошла полная валютная либерализация по капитальным операциям, часть экспорта капитала осуществляется в виде «сомнительных операций». Это термин Банка России, под которым понимаются фиктивные операции по выводу средств из страны под видом операций экспорта и импорта товаров и услуг, купли-продажи ценных бумаг и с помощью иных мошеннических схем. Такие операции призваны «отмывать» доходы, полученные нечестным или даже криминальным способом, скрывать истинных бенефициаров вывода средств, запутывать следы движения капиталов, маскировать конечные пункты перемещения средств и т. п. За два десятилетия суммарный объем вывода капитала из России в виде «сомнительных операций» составил 377 млрд долл. В среднем в расчете на год получается почти 19 млрд долл.

Это громадные суммы по отношению как к валовому, так и чистому вывозу капитала. Так, в 2012 году общий объем экспорта капитала из России (в виде прямых, портфельных и прочих инвестиций), по данным Банка России, составил 118,1 млрд долл., а чистый экспорт капитала (т.е. за вычетом импорта капитала) был равен 53,9 млрд долл. Объем «сомнительных операций» составил 38,8 млрд долл. Таким образом, в 2012 году по отношению к общему экспорту капитала сомнительные операции составили 33%, а по отношению к чистому экспорту — 72%.

Примечательно, что в 2014—2016 гг. наблюдалось достаточно резкое снижение абсолютных и относительных масштабов сомнительных операций по выводу капитала. В 2016 году, согласно предварительным оценкам, они составят менее 1 млрд долл. Некоторые эксперты полагают, что это не более, чем статистические ухищрения Центробанка, призванные приукрасить реальное положение дел. Другие связывают это с массовым отзывом лицензий у банков, которые прямо или косвенно участвовали в сомнительных операциях. Мол, оставшиеся банки стали побаиваться участвовать в таких операциях, опасаясь за свои лицензии. Есть версия, что экономические санкции Запада, объявленные еще в 2014 году, затруднили российским субъектам вывод капитала с помощью фиктивных схем.

По моему мнению, «благополучная» статистика Банка России может быть объяснена тем, что увеличились масштабы «серых» и «черных» (контрабандных) операций с капиталом, которые не находят отражения в платежном балансе. Большинство «серых» операций базируются на манипуляции ценами. По оценкам известного экономиста и статистика В. Симчеры, на одних только манипуляциях с ценами экспортных контрактов наша казна ежегодно теряет от 50 до 80 млрд долл. Таможня РФ в 2015 году недополучила пошлин от экспорта углеводородов в государственную казну на сумму 62,7 млрд долл. Потери казны от экспорта углеводородов в одну лишь Германию были оценены в 25,9 млрд долл. А ведь еще могут быть манипуляции с импортными ценами. Только в отличие от экспортных цен эти цены наоборот завышаются. Оценивать потери от подобной «серой» контрабанды импортными и экспортными товарами не просто. Для этого надо сравнивать таможенную статистику Российской Федерации и данные таможенных служб стран, являющихся торговыми контрагентами России.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.