Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Советская Россия».
ТОГДА, в роковом 2008 году, 25 октября, узнав из новостей по ТВ о смерти Муслима Магомаева, я испытал такой шок, такое потрясение, что долго не мог прийти в себя. Никакими словами невозможно передать охватившее вдруг меня чувство отчаяния.
Не в силах сдержать эмоции, я плакал навзрыд. Муслим Магомаев умер! Его уже нет в живых, его больше не будет с нами – с теми, кто так его любил, боготворил все эти многие годы.
Мы – это миллионы искренних почитателей его могучего таланта. И в нашей стране, и за ее пределами… Для меня Муслим Магомаев был единственным кумиром, и потому все знающие меня понимали, какое это мое личное горе.
В вечерних новостях прерывались рыдания Николая Петрова: «…За школой, за прекрасным голосом было еще нечто. Была душа. Очень несправедливо, что так рано…»
В тот роковой день было много воспоминаний… Геннадий Хазанов, к примеру, вспомнил, как в 1973 году поклонники Магомаева после его выступления на стадионе «Динамо» подняли на руки легковой автомобиль вместе с певцом и понесли. Он, Хазанов, тогда просто оцепенел от увиденного.
А ТЕПЕРЬ позволю себе перенестись в далекие и счастливые шестидесятые. В 1964 году, 2 мая, в праздничный день, по TВ, тогда еще черно-белому, вещавшему только на двух каналах, был показан фильм-концерт киностудии «Азербайджанфильм» «До новых встреч, Муслим!». Тогда еще немногие знали о его триумфальном выступлении на Международном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году («Бухенвальдский набат»); о заключительном концерте Фестиваля азербайджанского искусства 26 марта 1963 года в КДС; о первом сольном концерте 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского…
В рамках упомянутой телевизионной передачи 2 мая был показан фрагмент из кинофильма «Когда песня не кончается» («Ленфильм», 1964 г.). …Молодой Муслим в черной куртке идет по набережной Невы и поет песню о Ленинграде: «Под задумчивыми кленами, под Ростральными колоннами…»
Фильм этот полностью я увидел только летом 1966 года, находясь на службе в рядах Советской армии. Наши солдаты не знали в лицо Муслима Магомаева. И я рассказал им, что знал о нем сам: о его песнях, прозвучавших в эфире. Еще на гражданке, в 1964 и 1965 годах, из открытых окон звучал его обаятельный голос: «Лучший город Земли», «Не спеши», «Солнцем опьяненный», «Королева красоты». На последней – знаковой – песне хотелось бы остановиться чуть подробнее.
Вспоминается жаркий июньский день 1965 года. По радио идет передача «До-ре-ми-фа-соль». Ведущий Олег Анофриев объявляет премьеру песни – тогда это было событием: «Музыка Арно Бабаджаняна, стихи Анатолия Горохова…» С первых же аккордов стало ясно: это – твист. И такой зажигательный! Так родилась песня «Королева красоты», ставшая поистине визитной карточкой Муслима Магомаева, одной из самых популярных и любимых у благодарных слушателей.
В феврале 1966 года впервые прозвучала по радио в том же исполнении песня тех же авторов «Будь со мной». Она на всю жизнь запала мне в душу. За время службы в армии особенно запомнились магомаевские: «Голубая тайга», «Загадай желание», «Падает снег»; песни Э. Масиаса «Извини», «Мир без тебя», запомнились Watusi, «Искры любви»…
Конечно, их было много, замечательных песен. С того времени, с середины шестидесятых, именно Муслимом Магомаевым была дана этим песням путевка в жизнь! И неслучайно авторы доверяли первое исполнение своих песен именно Магомаеву. А ведь первое исполнение – дорогого стоит! Это определение эталона песни. И потому маститые советские композиторы еще на стадии замысла видели исполнителем будущего своего произведения именно Муслима Магомаева. Вспомним знаменитый авторский триумвират: А. Бабаджанян – Р. Рождественский – М. Магомаев!
В одном интервью в 1968 году Муслим Магомаев признавался: «Я с огромным удовольствием пою красивые песни наших композиторов. Да, я выступаю у себя в Баку с оперными ариями, исполняю классику. Будем считать, что эстрада – мое хобби».
«…В Большой меня звали, еще когда мне было 20 лет. Во второй раз – после стажировки в «Ла Скала». Я не пошел. Не люблю, когда кто-то командует, что и как мне петь».
Вспоминается август 1969 года. В эфире только что прозвучала последняя песня Аркадия Островского «Время» на стихи Л. Ошанина. Как же проникновенно тогда спел ее Муслим! По известной причине никто больше не осмелился исполнять ее. У меня сохранилась видеозапись исполнения этой песни с эстрадным оркестром под управлением народного артиста СССР Юрия Силантьева.
ХОЧЕТСЯ еще сказать вот о чем. В 2007 году увидел свет великолепный сборник из пяти дисков DVD (позднее вышли еще два), любезно выпущенный верными друзьями Муслима к его шестидесятилетию. Этот сборник – поистине квинтэссенция творчества великого маэстро. У меня за долгие годы практически собраны все записи любимого певца. Есть и три его книги: «Великий Ланца», «Любовь моя – мелодия», «Живут во мне воспоминания».
Много лет я вынашивал мысль написать письмо своему кумиру. Уже были готовы письма-черновики, но отправить их я так и не решился. А ведь достаточно было только написать на конверте: «Москва. Муслиму Магомаеву». Так и не решился. Да и кто я для него?! Один из преданнейших почитателей – не более того. Но на одном маленьком эпизоде все же остановлюсь.
Спустя десять лет со дня премьеры песни «Королева красоты», в июле 1975 года, мы с супругой пришли на концерт М. Магомаева в наш киноконцертный театр «Космос» – на лучшую и самую большую сценическую площадку Свердловска, держа в руках букет алых роз (любимые цветы Муслима, как сказала мне жена) и портрет самого певца, выполненный карандашом на большом листе ватмана – его нарисовал я сам.
Когда закончилась очередная песня, к авансцене подошла моя супруга с цветами и протянула еще Муслиму его портрет и авторучку. Магомаев был приятно удивлен. Немного поколебавшись, поставил-таки на портрете свой автограф и при этом сказал в микрофон: «За цветы большое спасибо, а вот это мешает…» Стояла июльская жара, в зале было очень душно. По лицу Муслима стекали капли пота…
Муслиму тогда было всего 32 года. И я был особенно счастлив, что он мой современник и почти мой ровесник – старше меня всего на три с половиной года.
В своей первой книге маэстро назвал своего любимца Марио Ланца великим заочным учителем. Сам Магомаев тоже был великим – в тридцать один год он стал самым молодым в истории народным артистом СССР. А у своих благодарных слушателей он всегда первый. Никто и никогда не сможет потеснить его с этого пьедестала.
Вот что рассказал сам Муслим Магомаев в свой 55-летний юбилей: «За мной все гоняется фирма «Овация», которая звездочки раздает. Спойте, мол, один концерт в зале «Россия» – и звезда с вашим именем появится на тротуаре.
Я свою звезду долгими годами творчества заслужил. Обойдусь и без того, чтобы мое имя топтали ногами».
Почитатели его таланта прекрасно помнят замечательный итальянский цикл неаполитанских песен – этакий джентльменский набор, звучавший в разных записях Магомаева. Назвать хотя бы «Марекьяре», «Скажите, девушки…», «Вернись в Сорренто», «О, мое солнце!» и другие. Такие песни сделают честь каждому маститому певцу.
«Наконец-то у нас появился настоящий баритон», – сказала в 1963 году министр культуры СССР Е. Фурцева.
И вот этот настоящий баритон просто блестяще исполнил вышеупомянутый теноровой цикл!
Муслим был настолько «всеяден», что мог изобразить американскую эстраду, одесские куплеты, азербайджанский фольклор, цыганские, русские напевы. Что же касается официоза, то и там он всегда был на высоте – патриотические песни в его исполнении потрясающе прекрасны! Всю свою творческую биографию Муслим Магомаев дружил с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Он умел и западные шедевры сделать еще весомее – например, Энрико Масиаса, Челентано, и все это благодаря незаурядной музыкальности и тембру голоса изумительной красоты.
В середине шестидесятых во всем мире был моден танец твист – и Магомаев с Арно Бабаджаняном тоже мощно «вдарили» по твистам и шейкам.
«У Арно был редкий дар, – вспоминал Муслим Магомаев, – он умудрялся, услышав популярную тему, переплавить ее в золото собственной мелодии».
Так, на известный твист А. Челентано «24 000 поцелуев» Бабаджанян написал свой – «Лучший город Земли». Автор стихов – поэт Леонид Дербенев. Популярность песни была огромной, но Н.С. Хрущев добился-таки своего: «Что? Твист? О Москве?! – Снять!!!» Но это, как и многое другое, дорого обошлось его авторитету в народе. Рассказывают, когда Хрущеву пришлось покинуть пост генсека КПСС, поэт Леонид Дербенев позвонил на радио и сказал: «Ну вот, Магомаев сделал все, что мог: Хрущева сняли. Теперь можете смело включать «Лучший город Земли» в эфир!»
УДИВИТЕЛЕН уход Магомаева со сцены. Обладая на протяжении десятков лет зашкаливающей популярностью – неограниченной властью над людьми, коих не счесть ни в Советском Союзе, ни за его пределами, он однажды просто вышел из зала, плотно закрыв за собой дверь, и больше на сцене не появлялся. Он предпочел коллекционировать старое кино, писать картины, общаться с поклонниками…
В его книгах все достойно – никаких жалоб, только любовь к музыке, к пению. И любовь к женщине. Со своей царственной супругой – народной артисткой СССР, солисткой Большого театра, певицей Тамарой Синявской они прожили вместе 34 года.
Его уход от нас сродни уходу в 1990 году Евгения Мартынова, покинувшего новый, чуждый ему мир, где вдруг стали немодными его «Лебеди» и «Аленушки»…
Сегодня то тут, то там проходят всевозможные так называемые кастинги неких избранниц. Но настоящей Королевой красоты – пусть незатейливой, но очень романтичной – была та, магомаевская, из далекого уже шестьдесят пятого года.
Муслим оставил нам на долгую (вечную!) память свой бархатный, необыкновенный красоты голос. И главное – образ доброй души и доброго сердца. Все знавшие его лично говорили о нем только так.
М. Плисецкая: «Надо сказать, он с редким достоинством и аристократическим равнодушием нес свою славу. Никакого кокетства, никакого высокомерия. Хотя слава ему шла, как хороший костюм».
О. Фельцман: «Я смотрел по TB фестиваль из Хельсинки. Это было летом 1962 года. И вот вижу: идет наша делегация, а во главе высокий, красивый человек со знаменем СССР и поет песню «Мы из Страны Советов». Я сразу понял, что это певец станет огромной фигурой в нашем искусстве. Его выбор – песня, а не опера – в этом выборе он победил, ведь его песни стали народным достоянием. Мысль его была такая: он должен уйти со сцены, чтобы его запомнили в расцвете сил. Даже Т. Синявская не могла его переубедить».
Л. Лещенко: «Он появился – светлый, звонкий, лучистый. Принес в нашу жизнь разноцветье. Первым надел жабо, яркие пиджаки. И сдвинул с этой черной тональности всю страну.
Работа была для него жизнью. Он пел 24 часа в сутки. Если не пел, то сочинял; если не сочинял, сидел за компьютером. Был великолепным музыкантом, композитором, художником. Человек-озарение, наделенный огромными талантами. Он обладал необузданным темпераментом – и он его весь выплеснул в молодые годы. Представьте, тридцать лет на сцене номер один!»
* * *
Муслим Магомаев выпустил более 45 грампластинок и 15 альбомов – в его репертуаре было более 600 произведений. Он был автором более 20 песен, музыки к нескольким фильмам.
Наиболее значительные его работы в кино:
«До новых встреч, Муслим!» (1963 г.);
«Когда песня не кончается» (1964 г.);
«Похищение» (1969 г.);
«Москва в нотах» (1969 г.);
«Поет Муслим Магомаев» (1971 г.).
Он снялся в фильме «Низами» Эльдара Кулиева в роли выдающегося азербайджанского поэта и философа (1981 г.).
Его первая книга «Великий Ланца» вышла в свет в издательстве «Музыка» в 1993 году. Тогда же на радио прошла серия из 5 передач об этом знаменитом американском теноре итальянского происхождения. Ведущий – Муслим Магомаев.
Соавтором Магомаева в другой серии передач – это уже на TВ, «В гостях у Муслима Магомаева» – был известный музыкальный критик Святослав Бэлза.
Вспоминается также день, когда Москва прощалась с Муслимом Магомаевым. Огромное количество прос-
тых людей стояли в очереди у Концертного зала им. П.И. Чайковского, чтоб проститься с певцом. И кто-то сказал:
«Это – гений. Гений мировой. Единицы были по-настоящему достойны и так соответствовали званию «Народный артист СССР».
Как говорится, без комментариев.
Вот что еще говорили тогда пришедшие проститься со своим кумиром:
– Он был гениальным музыкантом, умел придать благородное звучание даже самой незамысловатой мелодии.
– У него был потрясающе красивый, бархатный голос.
– Он подарил нам столько замечательных песен, которые так волновали наши души и которые теперь навсегда останутся в наших сердцах.
– Он научил нас быть требовательным к себе. Знать цену времени. И уходить с гордо поднятой головой.
Это был певец, отмеченный Богом, который пел еще и сердцем, и душой.
* * *
Муслим Магомаев: «Я счастливый человек. Всю жизнь занимался любимым делом. Все в радость».
Он оставил после себя великое наследие. И в последнем интервью сказал, что доволен судьбой. Ведь она ему улыбалась.
Леонид ЛИТВИНЕНКО
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.