Перелистывая страницы советской истории, нельзя не вспомнить волнующую песнь, которая прозвучала 50 лет назад. Ее знала вся страна. Нельзя не вспомнить ее героев, которых огромное небо обняло в последний раз.
Итак, 1966 год, дислоцировавшийся в составе группы советских войск в ГДР 668-й авиационный бомбардировочный полк с секретным самолетом-разведчиком Як-28 новейшей модификации. 6 апреля в 15.30 звену, ведущим экипажем которого были командир капитан Борис Капустин и штурман старший лейтенант Юрий Янов, необходимо было перелететь через Берлин на аэродром базирования. Бомбардировщики легли на заданный курс, но вскоре у машины Капустина отказал один двигатель. Самолет начал стремительно терять скорость, а затем, что считалось практически невероятным, отказал и второй двигатель. Поскольку Як-28 со стреловидным крылом планировать не может, он стал падать с высоты 4000 м. Но куда? Пробив облака, экипаж увидел западную часть Берлина, и Капустин принял решение уводить машину на окраину, а штурману Янову предложил прыгать. Но тот знал, что его катапультирование нарушит аэродинамику падающего самолета, и удерживать его в воздухе дальше, а значит, уводить от жилых кварталов командир не сможет. Штурман остался.
В какой-то момент вроде возник шанс направить машину на показавшийся лесок, что позволило бы катапультироваться обоим, но его пришлось отбросить, ибо это оказалось кладбищем, на котором в тот пасхальный день было много людей. А в баках самолета еще оставалось много горючего. И уже совсем-совсем на излете возникло озеро Штессензее, в которое впадает река Хафель. Это стало последним шансом. Вопреки законам аэродинамики Капустин выровнял-таки машину, и экипаж открыл фонарь кабины, готовясь к приводнению. Но перед впадением в озеро реку перегораживала дамба с шоссе, на котором мелькало множество автомобилей. Неимоверным физическим усилием пилот приподнял уже совершенно неуправляемый самолет и заставил его перепрыгнуть через дамбу. После чего машина резко и с большим наклоном ушла в толстый слой ила на дне озера, всем фюзеляжем придавив и кабину с открытым фонарем…
Такими были 30 последних секунд жизни пилотов. Они и переданы в песне-балладе…
Самолет упал в английском секторе Западного Берлина. Выпотрошенную машину вместе с телами героев передали нам только 8 апреля. В последний рейс на Родину их провожал весь гарнизон, а каждый город ГДР прислал свою делегацию для участия в траурной церемонии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 г. за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, капитан Капустин Борис Владиславович (1931–1966) и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич (1931–1966) были награждены орденами Красного Знамени (посмертно).
Б. Капустина похоронили в Ростове-на-Дону в один день с отцом, который не пережил горя. У погибшего пилота остались жена и сын; а Ю. Янов упокоился в Вязьме, у него остались жена и двое детей.
* * *
Вполне возможно, что «Огромное небо» стало посылом к повторению подвига уже у нас, в СССР. 17 декабря 1968 г. в небе над Липецком экипаж из двух летчиков Липецкого авиагарнизона того же самого сверхзвукового бомбардировщика Як-28 выполнял тренировочный полет. За штурвалом был военный летчик 1-го класса, майор Сергей Максимович Шерстобитов, штурманом – подполковник Леонтий Александрович Кривенков.
Сергей Шерстобитов родился 19 сентября 1925 г. в деревне Ольховка Частинского района Пермского края. В 1942 г. добровольцем ушел в Красную армию: в 1942–1943 г. обучался в Ленинградской военной авиационной школе механиков, а затем – в Тамбовском военном авиационном училище. В Липецком авиагарнизоне проходил службу в качестве командира звена смешанного инструкторского авиационного полка.
Леонтий Кривенков родился 3 ноября 1925 г. в селе Зеленцово Вачского района Нижегородчины. После окончания средней школы в 1942 г. поступил в 5-ю спецшколу ВВС. В 1943–1946 гг. обучался в Чкаловском военном авиационном училище летчиков, в 1954–1960 гг. – в Военно-политической академии имени В.И. Ленина. В Липецком авиагарнизоне военным штурманом проходил службу в качестве заместителя командира смешанного инструкторского авиационного полка.
И точно так же аварийная ситуация возникла в полете. Загорелся левый двигатель полностью заправленного и начиненного боеприпасами самолета. Для тушения необходимо было совершать экстренную посадку, заходя со стороны Липецка. И точно так же, за несколько километров до взлетно-посадочной полосы, прямо над городом, вышел из строя второй двигатель Приземлиться было нельзя. И вновь герои, рискуя жизнью, стали уводить горящий падающий самолет от жилых зданий города. И отвели! Заставили его рухнуть на пустыре.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1969 г. за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, подполковник Л. Кривенков и майор С. Шерстобитов посмертно были награждены орденами Красного Знамени. А 17 августа 1969 г. на площади Авиаторов состоялось торжественное открытие памятного монумента в честь героических подвигов авиаторов-липчан.
Такими они были – Герои нашей Советской страны… Слава им и Вечная Память!
Роберт Рождественский
Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя.
В одной эскадрилье служили друзья,
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо одно на двоих.
Летали, дружили в небесной дали.
Рукою до звезд дотянуться могли,
Беда подступила, как слезы к глазам,
Однажды в полете, однажды в полете,
Однажды в полете мотор отказал.
И надо бы прыгать, не вышел полет,
Но рухнет на город пустой самолет,
Пройдет, не оставив живого следа,
И тысячи жизней, и тысячи жизней,
И тысячи жизней прервутся тогда.
Мелькают кварталы, и прыгать нельзя
Дотянем до леса – решили друзья.
Подальше от города смерть унесем,
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
Пускай мы погибнем, но город спасем.
Стрела самолета рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва березовый лес…
Не скоро поляны травой зарастут,
А город подумал, а город подумал,
А город подумал: ученья идут.
В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны.
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо одно на двоих.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.