Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Четыре альтернативных законопроекта о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ), вынесенные 12 октября на внеочередное пленарное заседание Госдумы по настоянию малых парламентских фракций как приоритетные, — документы, что называется, «с выдержкой». Депутаты-коммунисты вышли со своей инициативой почти два года назад. Потом она стала одним из ключевых положений программы КПРФ «Десять шагов к достойной жизни».
НО, УВЫ, пока этот шаг не пройден. Надо сказать, что с тех пор, как в 2002 году взамен прогрессивной шкалы НДФЛ была введена плоская 13-процентная, законопроекты о возврате к прогрессивному НДФЛ вносятся парламентской оппозицией регулярно и так же регулярно отклоняются думским большинством. С тем же результатом закончилось и нынешнее рассмотрение. Обслуживая буржуазию и потакая её ненасытной страсти к обогащению, которую прогрессивный НДФЛ мог бы отчасти укротить, «партия власти» всевозможными полемическими финтами, доказывающими полнейшее отсутствие сколь-нибудь серьёзных аргументов «против», отбивается от настойчивой налоговой атаки оппозиции.
Смысл прогрессивного налога сводится к тому, что, чем выше доход, тем больше отчисления в бюджет. Николай Арефьев, представивший законопроект фракции КПРФ, дал коротенькую историческую справку: в России вслед за рядом европейских стран прогрессивный подоходный налог был введён в 1916 году. Но после того как свершилась Октябрьская революция и не стало буржуазии, возникло общенародное государство, он потерял свою актуальность. Вновь востребованным в нашей стране прогрессивный налог оказался в середине 1990-х годов. Когда же буржуазия, получая сверхдоходы, окрепла, этот налог стал ей мешать. Тогда псевдодемократическая власть и решила посадить страну на плоскую шкалу НДФЛ, подняв общий подоходный налог на один процент. «В результате потом похвалились и сказали, что собираемость налогов даже улучшилась, — заметил Николай Васильевич. — Только недоимку, возникшую после упразднения прогрессивного подоходного налога, покрыл-то как раз вот этот один процент со всех». Кстати, миф об увеличении налоговых поступлений после перехода на плоскую шкалу «партия власти» активно эксплуатирует и сегодня.
А между тем денег в бюджете не хватает на самое насущное, и власть всё наглее залезает в карманы граждан, сохраняя при этом для олигархата благоприятные условия приращения состояний. Социальное неравенство раздирает страну. 90 процентов населения России, по данным Международной организации труда, находится за чертой бедности, сообщил Н. Арефьев. За восемь месяцев этого года жизненный уровень населения понизился на 1,2 процента, в прошлом году — на 6, а всего за три года — на 15 процентов. Параллельно же 200 олигархов прибавили к своему состоянию в прошлом году 100 миллиардов долларов. Их общее состояние теперь равно примерно всем золотовалютным резервам нашей страны, заметил депутат. Пенсионеры, которых шулерски обманули с индексацией пенсий, недоплатив по 7,5 тысячи рублей и понизив таким образом на ту же сумму базу будущей индексации пенсий, затянули пояса, к чему призывал граждан России президент. Призывал, да, видно, не всех. Например, за первое полугодие нынешнего года 11 человек совета директоров Газпрома поделили между собой 1,7 миллиарда рублей, и всё, как говорится, в порядке вещей.
Вот к подобным, чересчур падким на деньги господам и обращён в первую очередь законопроект коммунистов о прогрессивной шкале НДФЛ. При доходе до 400 тысяч рублей в месяц авторы законопроекта предложили оставить налог на уровне нынешних 13 процентов, если доход составляет от 400 тысяч до 1 миллиона рублей, то заплатить в казну надо 30 процентов, а если у кого в месяц выходит свыше миллиона рублей, то не скупись: отдай половину. Экономический эффект при использовании такой шкалы налогообложения составил бы, по расчётам авторов законопроекта, более 4 триллионов 700 миллиардов рублей. Впрочем, подчеркнул Николай Арефьев, принципиальным является только концепция законопроекта — введение прогрессивной шкалы, а деления на ней могут быть и иными. Здесь коммунисты согласны на компромисс.
«Единороссы», как водится, педалировали на трудности администрирования, то есть сбора налога по прогрессивной шкале, оправдывая тем самым, по сути, возможное воровство казённых денег. В 24 ведущих странах мира действует прогрессивный подоходный налог, и нигде нет никаких проблем с администрированием, проблемы только у нас, заметил Николай Арефьев. Огромные средства вложены в налоговую службу, 11 процентов бюджета тратится на содержание госорганов, и что, вся эта громоздкая система не способна обеспечить контроль налоговых отчислений и расписывается в своём бессилии перед нарушителями?! — возмутился Алексей Куринный.
Николай Харитонов, памятуя Послание президента Федеральному собранию, где тот заявил о необходимости в течение этого года «детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы», а в 2018-м «подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс», чтобы «с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период», заявил, обращаясь к «единороссам», зарубившим законопроект: «Поверьте моему чутью, вновь избранный президент в 2018 году сам введёт прогрессивную шкалу налогообложения! Хотел бы я тогда посмотреть на вас!» Никто не стал оспаривать предположение коммуниста, но пока отмашка не дана, «единороссы» предпочли просто не участвовать в голосовании. И хотя это равносильно голосованию «против», тем не менее такая осмотрительность — тоже признак возможных перемен налогового законодательства в недалёком будущем.
«Один налог, выдернутый из общей системы, не играет роли», — вероятно, в оправдание своей выжидательной позиции заявили «единороссы». Но коммунисты как раз и предлагают комплексную реформу налоговой системы. В числе её звеньев — и законопроект об отмене транспортного налога, который в числе аналогичных законодательных инициатив двух других малых фракций также был рассмотрен нижней палатой парламента 12 октября. Рассмотрен, но не принят.
И снова апеллировали к президенту, который ещё в 2010-м и позже, в 2012 году, высказался в поддержку отмены транспортного налога и закладки его в акцизы на бензин. Всё логично: больше ездишь — больше платишь. Ведь многие дачники считанное число раз за сезон садятся за руль машины, а транспортный налог, который идёт на ремонт дорог, должны платить по полной. Но высказаться — дело одно, а принять решение — совсем другое. Путинский наказ реализовался самым издевательским образом. Акцизы на бензин ежегодно росли, но замещения ими транспортного налога не происходило. В результате владельцы машин оказались обложены двойным побором. А если сюда приплюсовать «ПЛАТОН», ОСАГО, КАСКО, плату за парковки, за въезд в поселения, то поборы эти увеличиваются многократно. «Навалить как можно больше на человека, чтобы ему и дышать невозможно было! — с негодованием охарактеризовал реализуемый властью принцип управления экономикой Николай Арефьев, пояснив: — Чем больше выгребешь из карманов граждан, тем больше будет экономика».
Проблемы в социальной политике вскрыли законопроекты, представленные на рассмотрение палаты Олегом Смолиным. Так, один из законопроектов касался права педагогов, не менее двадцати пяти лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, на досрочные пенсии. Это право оказалось подточенным вступившим в силу с 1 января 2013 года Федеральным законом «Об образовании», где взамен понятия «образовательное учреждение» появилось понятие «образовательная организация». В результате этой перетасовки организационно-правовых форм педагоги оказались в странной ситуации: те, кто работает в учреждениях, право на досрочную пенсию имеют, а кто в организациях — нет. Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов указал, что в настоящее время действуют приказы минтруда России о тождественности профессиональной деятельности образовательных организаций. Однако, как отмечает Олег Смолин, исполнительная власть заботится вовсе не о доступности социальных гарантий при одинаковом содержании труда, а о том, чтобы сэкономить деньги, и вопрос о досрочных пенсиях зачастую решается не в пользу педагогов. Не удаётся им добиться правды и в суде.
В аналогичное положение попали и медики, формально лишённые права на досрочную пенсию по старости Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан», установившим разные организационно-правовые формы медицинских организаций. Оба законопроекта предложили поправки в Федеральный закон «О страховых пенсиях», которые позволили бы решить возникающие несуразности, но, к сожалению, парламентское большинство отмахнулось от этой проблемы.
Поправкой в Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» член фракции КПРФ Олег Смолин в соавторстве с депутатами из других фракций предложил предоставить семьям возможность направлять средства материнского (семейного) капитала на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и частных, и на дополнительное образование детей. Но и эта депутатская инициатива не встретила поддержки у парламентского большинства.
Не только законотворческой работой заняты парламентарии. По мере возможности они стараются помочь конкретным людям в решении их проблем. Этой стороне депутатской деятельности посвятил своё выступление в часе политических заявлений по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам на заседании Госдумы 13 октября член фракции КПРФ Сергей Шаргунов.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.