Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Советская Россия».
Сразу после победы Октябрьской революции Советская власть учредила праздник рабочей милиции: народу нужна была надежная защита от угнетателей, преступников, паразитов. И уже вскоре советские люди с чистым сердцем могли произнести вслед за поэтом: моя милиция меня бережет. Рабочая милиция стала детищем народа, а день ее рождения – любимым праздником, который отмечался всегда и повсеместно…
По иронии судьбы, этот день рождения унаследовала полиция – исторический антипод рабочей милиции. И среди нынешних стражей порядка немало замечательных, самоотверженных, даже героических служителей… Но, тем не менее, это – уже «другая история». Мы ее наблюдаем ежедневно и в жизни, и на телеэкране… Об этом записки нашего автора из Кировской области.
* * *
Существует мнение, что данное человеку имя определяет его судьбу. Д.А. Медведев, будучи президентом страны, поменял наименование органов внутренних дел с милиции на полицию. Это ли обстоятельство сыграло роль или дело в чем-то другом, но стиль работы полиции, на мой взгляд, с той поры тоже претерпел изменения.
А еще все последние годы правительство ищет варианты сделать полицию экономически необременительной. Иначе говоря, установить для полицейских пайковое финансирование. И эта политика приводит порой к тому, что полицейским приходится пополнять семейный бюджет своими способами.
Урезанная и уже не народная
В советские времена рядом со словом «милиция» часто соседствовало другое – «народная». Эта приставка в значительной степени характеризовала работу органов внутренних дел и определяла роль и назначение милиции в обществе. Сегодня к полиции слово «народная» не приклеивается, словно это два инородных предмета с полюсами отторжения друг друга. Считается, что с 1 марта 2011 года в милиции прошла реформа, однако реформирование если и было, то закончилось переменой имени. Зато численность личного состава МВД периодически сокращается. В 2009 году, например, разом на 20 процентов. А в 2015 году президентом был подписан указ, которым полиция была сокращена еще на 10 процентов. В численном выражении это минус 110 тыс. сотрудников. Сегодня в органах внутренних дел проходят службу 835 825 полицейских. На местах сокращения лишили полицейских возможности патрулирования малых городов и не только. И если вы проживаете в городке районного значения, то на телефонное сообщение о семейном скандале в вечернее время выехать уже некому. Еще одним указом президента от апреля 2016 года в России была создана Национальная гвардия (Российская нацгвардия), основой которой стали внутренние войска. В гвардию были приписаны подразделения МВД, которые занимались вневедомственной охраной и лицензионной работой и были задействованы в единой дислокации по охране общественного порядка. Эта операция по факту также сократила личный состав МВД. Но и это еще не всё. Поскольку в России существуют горячие точки, систематические командировки в эти регионы ежегодно урезают личный состав на местах. В реальности в России сформировался совершенно иной, нежели прежде, образ человека в полицейских погонах. Сотрудник полиции сегодня – это человек с совершенно иной психологией и установками по службе.
Новое поколение – новое лицо
В масштабах России лицом полиции является министр МВД, ступенью ниже – начальник управления МВД региона. Сегодня полицию в стране возглавляет, человек, имеющий звучную фамилию, – Владимир Колокольцев. И можно ли говорить об открытости полиции в современных условиях? В результате сокращений личного состава полиция потеряла не только численность. Сократили в первую очередь полицейских со стажем работы, то есть наиболее опытных. В любом коллективе, где соседствуют люди разных возрастов, дух более здоровый, чем в сообществе одного поколения. Старший по возрасту поделится опытом и предостережет от необдуманного поступка, приободрит, когда впереди ответственная работа. Деньги и карьерный рост – не самые надежные спутники в контакте с населением, которое полицейские обязаны оберегать от правонарушителей. Считается, что для связи с населением созданы условия и соответствующие атрибуты. Например, в каждом подразделении полиции образованы общественные советы, которые якобы выполняют роль связующего звена с населением. Но, по наблюдениям, кадровые аппараты наполняют дела этой общественной организации бумагами о каких-то мероприятиях, и на практике прежней связи с населением не складывается. Своего рода символом связи с населением является решетчатая дверь внутри зданий полицейских подразделений, которая отсекает свободный вход граждан в полицию. Пройти во внутренние площади отдела можно только с разрешения и под контролем сотрудника полиции. Эта дверь всегда на внутреннем замке. Коридоры зданий полиции пусты, встретить здесь народ уже невозможно. Народ в полицию идет только по особой необходимости, в добровольно-принудительном порядке. Если дело так пойдет дальше – как сегодня полиция защищает население от разного рода правонарушителей, народ от полиции будет просто шарахаться.
Как можно держать полицию в «форме»
По существу, органы внутренних дел сегодня отвечают требованиям не столько населения территорий, сколько представителей чиновничества. Быть честным полицейским было трудно во все времена, а сегодня еще сложнее. Времена оперов Шараповых и участковых Анискиных ушли вместе с эпохой. Наступают времена Дмитрия Захарченко, «борца» с коррупцией, который хранил в квартире миллиарды мафиозных рублей. Современный образ полицейского – несгибаемого борца с коррупцией, не создан даже на киноэкране, словно бы такие люди нынче не востребованы. Потерять лицо в глазах населения не боятся нынче ни чиновники от власти, ни сотрудники правоохранительных органов. Деньги стали сильнее страха потери лица. Правительство Д.А. Медведева научилось держать сотрудников полиции в «форме». С 2012 года, за полную пятилетку, сотрудникам полиции ни разу не повышалось денежное содержание. За это время, по данным комитета Госдумы по обороне, уровень инфляции составил 46%, а стоимость условного (минимального) набора продуктов питания выросла на 60%. В разные времена СССР, когда больших денег милиции не платили, были введены льготы на ЖКХ, а также в определенной степени работал фактор наградного поощрения. После войны 1941–1945 годов, вплоть до 50-х, за отличную службу в МВД награждали орденами. Например, в ходу был орден Красной Звезды, то есть боевая награда. Потом ввели медали МВД «За безупречную службу» трех степеней, в зависимости от выработанного стажа службы, а еще знаки отличия, грамоты МВД. Сегодня медали МВД трех степеней, казалось бы, не отменены, но в получении их поставлены определенные препоны. Например, удостоверение на медаль выдается сразу, а медали – только при выходе на пенсию. Министерство якобы не располагает средствами, чтобы заказать их изготовление. Иначе как позором я эти явления назвать не могу. Юбилейные медали, изготовленные к 100-летнему юбилею МВД, ветераны полиции могут получить также за денежную плату. Пусть эти деньги невелики, но сам факт платы денег за награду вызывает волну отторжения. Эти традиции, вырабатываемые современными чиновниками, – своего рода прививка новой психологии корыстолюбия. Это новый лифт современной службы в правоохранительных органах. Когда правительство относится к МВД подобным образом, «плевое отношение» (выражаясь словами поэта В. Маяковского) передается и другим структурам. Довелось услышать рассказ одного полицейского. Когда полиция прибывает из регионов на автомобильный завод, чтобы получить автотранспорт спецназначения, машины выделяют тоже «плевые», то есть бракованные. Порой на таком транспорте не удается доехать до места назначения.
Частные патологии органов или системный кризис
На мой взгляд, когда свои полковники захарченко расплодились в каждом регионе, правоохранительные органы испытывают системный кризис. Принципиальные сотрудники из органов просто увольняются, не выдерживая сложившейся атмосферы. Иначе говоря, произошла инфляция настроений силовиков. Услышал рассказ одного селянина. Когда в село приехал царек поселкового уровня и стал насильно отбирать металлолом, собранный местным пенсионером, жители пытались дозвониться на горячую линию УМВД в г. Кирове. Но полиция так и не ответила. Удалось вызвать местных полицейских из г. Нолинска, но история закончилась печально. В возбуждении уголовного дела в отношении злоумышленника отказали, и тот приехал в очередной раз и увез все-таки металл, хотя не имел на него никаких прав. Роль надзорного органа обязана выполнять прокуратура. Особенно важен со стороны прокуроров надзор за проверкой обращений граждан в органы полиции. В свое время за укрытие от учета лишь одного преступления сотрудников системы МВД привлекали к уголовной ответственности с увольнением со службы. Сегодня в исполнении заявлений полный беспредел. Заявление по истечении 10 дней просто может быть списано в переписку без проверки. Прокуроры ратуют, что их лишили прав возбуждения уголовных дел и дачи санкций на арест по уголовным делам. По факту прокуратура сегодня – своего рода МЧС, который спасает силовые структуры от наказания за брак и беспредел. В принципе, когда нет воли высшего руководства страны, в России не исполняется ни один закон. Взять хотя бы ротацию кадров в правоохранительных органах. Когда в регионы направляются руководители прокуратуры и УМВД, главная их задача на местах, как показывает практика, получить очередное звание. Чаще всего – генеральское. Они, как правило, не предпринимают активных шагов для борьбы со злом, так как по окончании срока службы покидают территорию навсегда. Правоохранители рангом пониже, районного уровня, преданно смотрят в рот вышестоящим начальникам и меньше всего ориентируются на мнение народа, среди которого живут. Здесь может помочь только один рецепт: начальники районных отделов внутренних дел должны избираться населением. Вот тогда они повернутся лицом к людям – и закон заработает. Эти меры почему-то среди законодателей не обсуждаются. Такой же рецепт возможен для пробуждения интереса в надзоре за исполнением законов у прокуроров. Повышение денежного содержания полиции на 4 процента с 1 января проблем, накопившихся за пятилетку, не решает и, по существу, носит демонстративный характер заботы об органах МВД, но не о сотрудниках, которые тоже имеют свои семьи и детей. По новому проекту президента уже в ближайшей перспективе губернаторов в России на платной основе будет охранять Росгвардия, а кто же станет охранять от криминала народ, когда урезанная и уже не народная полиция содержится на голодном пайке?
Александр ЧУПРАКОВ
Комментарий редакции: Несомненно, деятелей, подобных полковнику Захарченко, хватает в органах внутренних дел. Никто не спорит с тем, что это недопустимо. Но, тем не менее, данное обстоятельство отнюдь не означает, что абсолютно все в правоохранительных органах напоминают его. Практика показывает, что немалое количество из них реально стоит на страже интересов народа. А проходимцы есть во всех сферах общества.
В целом, происходящее с МВД следует оценить просто — погром. Погром не только милиции, но и системы внутренней безопасности. Сюда относиться и сокращение личного состава МВД, и фактическое замораживание заработной платы. И это — на фоне роста организованной преступности и коррупции, на фоне обострения криминогенной обстановки в целом. Ради чего это делается? Всё очень просто. Именно для того, чтобы убрать тех, кто мог бы встать на пути криминалу (а главный бандит у нас — олигархия) и сформировать вместо него подразделение, готовое гасить народные протесты.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.