По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Сто лет назад, в 1918 году, инженер-электрик О.А. Адамян собрал первую в России установку, способную демонстрировать на расстоянии чёрно-белое изображение статичных фигур. Однако начало изобретения телевидения приходится отодвинуть намного дальше во времени.
Первые шаги
Шведский химик Йенс Якоб Берцелиус, открывший в 1817 году способ получения селена, нашедшего впоследствии широкое применение в электронике, конечно, не подозревал, что его открытие даст толчок целому направлению в науке и технике, увенчавшемуся в конце концов созданием современного телевизора. Уже в XIX веке в этой сфере открытие следовало за открытием. 1842 год — шотландец Александр Бейн обосновывает принцип «факсимильной телеграммы» и проводит первые успешные опыты. Развивая это достижение, итальянец Джованни Козелли, работавший в России, в 1862 году изобретает «химический телеграф», с помощью которого изображение передавалось по проводам. Правда, во время испытаний на линии Санкт-Петербург — Москва выявился казус: передача потребовала очень много времени — столько же, сколько понадобилось бы для перевозки картинки между городами по железной дороге.
В 1880 году практически одновременно русский учёный П.И. Бахметьев (Россия) и португальский физик Адриану ди Пайва открыли способ разложения изображения на отдельные элементы и последовательной их отправки на расстояние, ставший одним из основных принципов будущего телевидения, причём Бахметьев обосновал процесс работы системы, которую назвал «телефотограф», хотя само устройство не сконструировал. Создал же систему механической развёртки немец Пауль Нипков в 1884 году.
Каждый по-своему приложил руку к изобретению «дальновидения», как его тогда называли — К. Браун и Г. Герц (Германия) и, конечно же, наши соотечественники А. Столетов, А. Полумордвинов, К. Перский, впервые употребивший термин «телевидение» на Международном электротехническом конгрессе в Париже. Наконец, в 1907 году профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг с помощью электронно-лучевой трубки получил изображение в виде точки, что не только не поставило точку в сложном процессе на пути к настоящему ТВ, но и стало толчком к стремительному совершенствованию теперь уже электронных телесистем, применяемых и поныне.
Столько трудов…
Первый советский, пока ещё электромеханический телевизор под названием «Устройство электрического дальновидения» с размером экрана в один квадратный метр был продемонстрирован в Кремле в 1926 году. Можно сказать, что мы тогда обскакали Запад, там телеэкраны были размером примерно со спичечный коробок, куда им до нашего гиганта! Примечательно и его назначение: экран установили в приёмной Ворошилова, а камеру — у входа в Наркомат обороны, так что по сути это была охранная система. Достоянием же народных масс телевидение становится лишь в 1930-е годы — трудами сотрудников специальной лаборатории, созданной на базе Всесоюзного электротехнического института, которой руководил П.В. Шмаков. Так что отечественное телевидение вполне обошлось и без эмигрировавшего в США и ставшего отцом тамошнего телевидения гениального Зворыкина.
29 апреля 1931 года состоялся первый опытный сеанс ещё электромеханического телевещания на территории СССР.
С 1 октября такие передачи стали регулярными. Их можно было принимать в диапазоне средних волн почти на всей территории страны. Можно, да вот беда: у людей практически не было телевизоров. Правда, умельцы освоили изготовление самодельных приёмников, хотя качество изображения на них было довольно скверным. Лишь к 1938 году электромеханическое телевидение было полностью вытеснено электронными системами, обеспечивавшими терпимый показ.
В то время в СССР действовал только один телеканал, и мало кто имел возможность его смотреть, причём, как правило, это происходило коллективно. И всё же это уже было настоящее телевидение. Так что довольно странно выглядит эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя», где, казалось бы, вездесущие работники
МУРа, как дети, изумляются рассказу сотоварища о телевидении как о каком-то невероятном чуде. Впрочем, таким оно, видимо, и было для многих, тем более что на время Великой Отечественной войны вещание было прервано.
И вот в 1949 году в результате трудов советских учёных Г.В. Брауде, Л.А. Кубецкого, П.В. Тимофеева, А.А. Чернышёва, С.И. Катаева, П.В. Шмакова, Н.М. Варшавского, И.А. Николаевского, В.К. Кенигсона и многих других состоялся выпуск первого отечественного массового электронного трёхканального телевизора КВН-49 с экраном 10,5х14 см. Те из читателей, что в годах, наверняка его помнят, в частности, помещавшуюся перед экраном для увеличения изображения стеклянную линзу, заполнявшуюся дистиллированной водой. Между прочим, эти, по нынешним представлениям, уникумы оказались долгожителями и успешно применялись вплоть до 1960-х годов.
22 марта 1951 года в стране появляется Центральная студия телевидения, а уже в 1952 году в Ленинграде состоялась первая в СССР опытная передача цветного телевидения.
…и во что мы в конце концов вляпались
Примечательно, что первым в мире массовым мероприятием, транслировавшимся по телевидению, стали Олимпийские игры 1936 года в нацистской Германии. А в наши дни папа римский Франциск публично отказался от просмотра телепередач, в чём в 1990 году даже дал обет Деве Марии. С таким трудом освоенное человечеством «дальновидение» стало поистине палкой о двух концах.
Статистика свидетельствует, что к 2013 году 79% домохозяйств во всём мире имели хотя бы один телевизионный приёмник. Совершенно очевидно, что уже с 1950-х годов телевидение становится главным инструментом формирования общественного мнения и лишь в наши дни постепенно уступает эту нишу интернету. Роль ТВ во всех сферах жизнедеятельности огромна, что специально подчёркнуто в документе ООН, установившем Всемирный день телевидения, отмечающийся ежегодно 21 ноября. Сегодня ТВ вездесуще: это средство и массовой информации, одномоментно доносимой до всех уголков планеты, и образования, и развлечения. Но именно в этой неограниченности возможностей влияния телевидения на судьбы мира заложена и его величайшая опасность для цивилизации и культуры. В наши дни это, увы, тоже стало очевидным.
В советское время телевидение являлось как бы всенародным Дворцом культуры со множеством кружков по интересам. Вещание охватывало все сферы жизни страны: политику, науку, культуру. Выработался совершенно своеобразный его стиль, сочетавший сдержанную строгость и человечность с нацеленностью на разрешение жгучих, жизненно важных проблем. Показательно, что в 1965 году у нас появился специальный учебно-образовательный канал — 3-я программа Центрального телевидения и предпринимались попытки согласования его передач с изучавшимися в школах предметами.
Бурно расцветал новый вид киноискусства — телевизионный кинематограф, во многом отличный от «большого кино», со своей эстетикой и технологией, но никак не уступавший «старшему брату» в востребованности у зрителей, а то и превосходивший его в этом отношении. Он стал особенно популярным, когда ТВ освоило жанр многосерийного телекино, родоначальником которого у нас был кино- и театральный режиссёр Сергей Колосов, создатель таких вошедших в историю экранной культуры телефильмов, как «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест», «Мать Мария»… С лёгкой руки Сергея Николаевича на «Мосфильме» и на других киностудиях страны появились творческие объединения телефильмов, работавшие по заказу Гостелерадио СССР, а в структуре самого комитета — творческое объединение «Экран» со специализированными студиями, производившими фильмы разных жанров, без которых не обходился ни один день союзного вещания.
В то время телевидение выполняло двойную функцию: с одной стороны, это было зеркало эпохи, адекватно отражавшее действительность во всей её сложности, с другой — мощный рычаг формирования этой самой действительности по тем политическим и нравственным лекалам, которые задавала Советская власть.
И вот грянула «перестройка»… Её последствия перевернули с ног на голову не только годами сложившиеся привычки и стереотипы, но и ударили по самим основам советского бытия. Поначалу это выглядело как этакий весёлый праздник непослушания. Исчезли цензура, прежде особо придирчивая к ТВ, а заодно и так называемый редакторский гнёт, якобы глушивший всё свежее, оригинальное, а на самом деле дисциплинировавший вещание. Телепрограммы множились как грибы после дождя. Появились новые темы, жанры, форматы: «До и после полуночи», «Прожектор перестройки», «Поле чудес», «Час пик», «Взгляд» и другие. Очень популярны были телемосты, воспринимавшиеся как прямой разговор с Западом как бы поверх каких-либо барьеров.
В корне изменился облик ведущих. Из привычных сдержанных дикторов они превратились, по сути, в солистов и соавторов программ. Такими стали Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Политковский, Андрей Разбаш, Владимир Молчанов, Леонид Якубович, Сергей Ломакин, Владимир Мукусеев, Иван Демидов, Александр Невзоров, Артём Боровик… Быстро выбившиеся в «телезвёзды», эти небожители эфира отличались от своих предшественников не только свободной, лёгкой манерой поведения перед камерой и неформальной одеждой. Изменился сам стиль телепрограмм. Он становился, так сказать, американским: напористо, быстро, агрессивно.
Простодушному зрителю, загипнотизированному подобными новациями, и невдомёк было, что никаких новаций во всём этом по сути нет, а есть бездумное копирование западных, в основном американских, образцов. О том же, какие интриги плелись в останкинском закулисье, особенно когда в конце восьмидесятых там воцарилась ядовитая змея рекламы и началась делёжка очень больших денег, люди начали догадываться после взбаламутивших телевизионный клан загадочных убийств, жертвой самого громкого из которых стал популярный, но не в меру предприимчивый Влад Листьев.
За изменившейся формой последовало, как, скорей всего, и было кем-то задумано, новое содержание. Острая, порой на грани фола, критика отдельных недостатков пока ещё советской действительности неуклонно перерождалась в огульное её охаивание, в махровые антисоветчину и русофобию. Лишённый госфинансирования «Экран» после долгой агонии распался на ряд мелких студий, безуспешно пытавшихся остаться на плаву в бушующем океане медиарынка. То же самое происходило и с главными редакциями центрального вещания. Во что всё это в конечном счёте вылилось после развала СССР и декларативного отказа от социализма, мы и наблюдаем сегодня: былой «Дворец культуры» сначала превратился в кривое зеркало поразившей страну глобальной разрухи, а затем — в мощный очаг оболванивания многомиллионной зрительской аудитории, в главного её развратителя, чем и является сегодня. Поражает при этом удручающее падение профессионального уровня тех, кто кормится ныне у подножия Останкинской телебашни.
Но именно такие прожжённые циники, готовые на любую ложь и клевету, нужны сегодняшней власти. Их задача — ежедневное производство и распространение особо опасного психотропного излучения, поражающего не тело, а душу человека. Многих миллионов людей. Недаром телевизор давно прозвали в народе «зомбоящиком». И напрасно взывать к чести и совести, здравому смыслу и профессиональной этике. «Это» телевидение изменится только с уходом «этой» власти. Поэтому пока, в порядке самозащиты, остаётся старое испытанное средство: «Не забудьте выключить телевизор».
Автор: Владимир ВИШНЯКОВ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.