По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
В ряду антисоветских мифов один из самых застарелых — о якобы насильственном присоединении Прибалтики и якобы благородных «лесных братьях», которые этому сопротивлялись. Интерес к этой теме сейчас оживился при весьма необычных обстоятельствах. Воссоединение Крыма и строительство моста, соединяющего полуостров с материковой Россией, напомнили некоторым западным политикам об этом старом их клише.
Но Крымская весна и референдум проходили у нас на глазах. А вот что произошло в 1940-х годах в Прибалтике на самом деле, а не в пропагандистских штампах НАТО, знают, к сожалению, немногие.
По взаимному согласию
Согласие на присоединение было действительно взаимным, точнее сказать, почти взаимным. Буржуазные правительства Литвы, Латвии и Эстонии, конечно, чуточку для приличия поломались, но все же подписали все договоры, которые предлагала советская сторона. Могли ли они не делать это? Если бы реально хотели, то запросто.
Финляндия, тоже бывшая часть бывшей Российской империи, не пошла даже на абсолютно безобидный обмен территориями с СССР. Никто от нее не требовал размещения воинских контингентов на своей территории.
А балтийским государствам советским руководством было сделано именно такое «непристойное предложение». И они на него пошли. Почему? Да потому что прекрасно понимали, что в случае отказа были бы оккупированы, как соседняя Польша, гитлеровцами со всеми вытекающими последствиями. Это уже потом многие современные прибалтийские политики стали кощунственно приравнивать страну, частью которой были их республики, с гитлеровскими агрессорами. А вот в 1939—1940-м гг. никто не приравнивал красную звезду и серп и молот к свастике. Тогда все прекрасно понимали, кто развязывает агрессивные войны, а кто пытается отсрочить вторжение нацистов еще на год-два.
Да, буржуазные правительства вынуждены были в итоге уйти в отставку. Понятно, что вряд ли они горели желанием уйти, но ведь ушли. Ни одно из них не обращалось к народу с просьбой о защите. Не обратились они потому, что понимали, что никто не отзовется на их призыв.
На выборах в новый состав сеймов Народные фронты, возглавляемые не кем-то привезенным на танках, а самыми обычными местными коммунистами, набрали не просто абсолютное большинство, а тотальное. Везде поддержка было за 90% при такой же примерно явке. Насильно никого не пригонишь в таком количестве на избирательные участки. Люди сами шли, уже зная, что война стучится в их окна и двери.
Да, от нацистской агрессии это, к сожалению, не спасло, но была надежда, что под крылом РККА беды удастся избежать, что под влиянием бурно развивающейся советской экономики, которая показывала тогда темпы роста выше современных китайских, люди заживут, как тогда говорили, зажиточной жизнью.
Директива нацистов «Барбаросса» лишила этого шанса на мир.
Пособничество без срока давности
Результаты выборов в прибалтийские сеймы немного вскружили голову советскому военному и политическому руководству. Иначе трудно объяснить, почему принято было решение создавать в только-только ставших советскими республиках части в основном из местных кадров. Причем в случае с Литвой непосредственно рядом с границей.
Это был грубый просчет, ведь костяк армии, особенно офицерского корпуса, в странах Балтии состоял, понятно, не из рабочих и крестьян, а из слоев, которые если и проголосовали с большинством за присоединение к СССР, то явно не искренне.
В итоге многие подразделения 29-го стрелкового корпуса, основу которого составляли уроженцы Литвы, в бой с врагом не вступили, а по некоторым сведениям, часть из них огонь таки открыла, но… в спину Красной армии.
Когда Советская власть в 1944-м году вернулась в эти края, в принципе, не составляло большого труда установить всех или практически всех дезертировавших и фактически открывших фронт тогда, но никто не сводил счеты, вопреки широко распространенным мифам о массовой депортации. За пособничество врагу было арестовано всего несколько тысяч человек, в то время как только в разных гитлеровских частях, полиции и шума-батальонах служили 300 тысяч жителей прибалтийских республик.
И многие участвовали в карательных операциях — в книге «Война на уничтожение. Что готовил Третий Рейх для России» Егора Яковлева и Дмитрия Пучкова приводится фрагмент сообщения о зверствах латышских эсэсовцев власовца В. Балтиньша. Даже его поразило циничное массовое убийство множества ни в чем не повинных женщин в деревне Морочково. Он привел слова одного из карателей: «Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских». Произошло это чудовищное злодеяние весной 1944 года, когда исход войны был уже всем ясен и всем было понятно, что за содеянное придется отвечать. Но получается, что даже страх за свою шкуру не остановил убийц.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.