По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Великий пролетарский писатель и гуманист А.М. Горький в последние годы своей жизни взволнованно и неустанно, в многочисленных статьях и устных выступлениях, говорил о фашизме, о его варварской сущности, о его зверском походе на культуру, созданную человечеством всего мира. Горячо, с огромной убеждённостью звучала горьковская мысль о том, что гибель фашизму принесёт непобедимая сила социалистических идей, что в ближайшей схватке фашизма с социализмом победит неисчерпаемая энергия рабочего класса и его опора — бесстрашная Красная Армия.
Мы печатаем отрывки из работ А.М. Горького конца 1920-х — начала 1930-х годов, появившихся в центральной печати СССР. В этих строках живой голос русского, советского классика — великого сына великой страны, нашего бессмертного современника — звучит как вдохновенный призыв к славным бойцам Красной Армии, ко всем трудящимся Советского Союза: самоотверженно бороться с фашистскими изуверами, всеми силами защищать свою социалистическую Родину, своё право на свободную жизнь и мирный труд.
Я ВСЮ ЖИЗНЬ был «пацифистом». Война вызывала у меня только отвращение, стыд за людей и ненависть к зачинщикам массовых убийств, к разрушителям жизни.
Но после той героической войны, которую победоносно провёл голодный, босой, полуголый наш рабочий и крестьянин, после того как рабочий класс, строя новое, своё государство в невероятно трудных условиях, показал и показывает себя умным, талантливым хозяином, — после этого я тоже убедился в неизбежности смертельного боя.
И если вспыхнет война против того класса, силами которого я живу и работаю, — я тоже пойду рядовым бойцом в его армию. Пойду не потому, что знаю: именно она победит, а потому, что великое, справедливое дело рабочего класса Союза Советов — это и моё законное дело, мой долг.
«О бесчеловечии» (1929)
* * *
Товарищи! Наше дело в эти дни — возбуждать боевую силу пролетариата, внушать ему необходимость мужественного сопротивления подлой и кровавой затее нового всемирного взаимного истребления друг друга пролетариями Запада и Востока, затее порабощения физической силой пролетариата одних стран пролетариев других стран.
Наше дело — разоблачить старое, гнилое содержание фашизма и лживую, религиозную его основу, теорию расового расчленения народов, теорию вредоносности скрещивания рас, так убедительно опровергнутую вековой житейской практикой.
Обращение к революционным писателям Китая (1934)
* * *
В Германии выродки истории — банкиры, фабриканты, помещики, лавочники — снова, как это было в начале ХХ века, выдвигают солдата на роль завоевателя мира.
«Две пятилетки» (1935)
* * *
Фашизм — это мобилизация и организация капиталом нездоровых физически и морально отслоений истощённого буржуазного общества, мобилизация юных потомков алкоголиков и сифилитиков, мобилизация истерических детей, пострадавших от впечатлений войны 1914—1918 гг., детей мелкой буржуазии, «мстителей» за поражения и за победы, которые оказались для буржуазии не менее разрушительными, чем поражения.
Кто видел парады фашистов, тот видел, что это — парады рахитичной, золотушной, чахоточной молодёжи, которая хочет жить со всей жаждой больных людей, способных принять всё, что даёт им свободу выявить гнойное кипение их отравленной крови. В тысячах серых, худосочных лиц здоровые, полнокровные лица заметны особенно резко, потому что их мало. Это, конечно, лица сознательных классовых врагов пролетариата или авантюристов мелкой буржуазии, вчерашних социал-демократов, мелких лавочников, которые хотят быть крупными и голоса которых вожди германского фашизма покупают тем, что дают лавочникам немножко топлива и картофеля даром, т.е. за счёт рабочих, крестьян. Оберкельнерам хочется иметь свой маленький ресторан, мелкие воры хотели бы заняться воровством, указанным властью крупных воров, — вот «кадры» фашизма.
Вооружая подростков и юношей, кроме револьверов, отжившими идеями национализма и расизма, воспитывая в молодёжи социальный цинизм, садическую страсть к убийству, разрушению, фашисты организуют из этой молодёжи не только помощников полиции в её борьбе против революционного пролетариата, но обрабатывают её как яд, который будет влит в кровь армии рабочих и крестьян, вооружённых современной механической техникой человекоистребления.
Не десятки, а сотни фактов говорят о разрушительном, разлагающем влиянии фашизма на молодёжь Европы. Перечислять факты противно, да и память отказывается загружаться грязью… Укажу однако, что в стране, где мужественно и успешно хозяйствует пролетариат, гомосексуализм, развращающий молодёжь, признан социально преступным и наказуемым, а в «культурной» стране великих философов, учёных, музыкантов он действует свободно и безнаказанно. Уже сложилась саркастическая поговорка: «уничтожьте гомосексуалистов — фашизм исчезнет». Следует указать на то, что семиты, люди расы, которая могла бы — если это нужно — похвастаться своей чистотой, люди, которые дали человечеству так много действительно великих мастеров культуры — и величайшего из них, подлинного Мессию пролетариата Карла Маркса, — эти люди изгоняются фашистской буржуазией Германии… В то же время в стране, где власть принадлежит рабочему классу, организована самостоятельная республика евреев — Еврейская автономная область.
Национальные группы капиталистов поспешно готовятся к новой мировой войне, по-новому хотят перераспределить мир для более широкой и удобной эксплуатации труда рабочих и крестьян. Маленьким странам снова угрожает опасность оказаться в железных объятиях великих, у них снова хотят отнять право свободного развития их культур.
В массах разноязычного, разноплеменного пролетариата империализм и фашизм сеют злые семена национальной розни, расового пренебрежения и презрения, которые могут перерасти в расовую ненависть и затруднить развитие в мире трудящихся сознания единства его классовых интересов… Их национальная торгово-промышленная вражда легко может перерасти — и уже перерастает — в проповедь расовой вражды и расовых войн. Сегодня они проповедуют — и уже осуществляют на подлой практике — антисемитизм, завтра возвратятся к проповеди антиславянизма, вспомнив постыдные мнения о славянах Моммзена, Трейчке и других и забыв о том, сколько талантливых людей дали немецкой культуре поляки, поморяне, чехи. Так как все заводчики и лавочники Европы производят одни и те же товары и торгуют ими, то вполне естественно возникновение вражды и войны германской расы против романской, так же, как и против англосаксонской. Конечно, существуют союзы, но если необходимо продать, то что же мешает предать?
«Пролетарский гуманизм» (1934)
* * *
Фашизм есть порождение буржуазной культуры, находящейся уже в состоянии гниения и распада, её раковая опухоль. Теоретики и практики фашизма — авантюристы, выдвинутые буржуазией из своей среды. В Италии, Германии буржуазия передала политическую, физическую власть в руки фашистов, командуя ими почти с тою же макиавеллистической ловкостью, с какой средневековая буржуазия итальянских городов командовала кондотьерами. Она удовлетворённо наблюдает и поощряет не только гнуснейшее истребление фашистами пролетариев, но позволяет фашистам преследовать и выбрасывать за границы родины литераторов и работников науки, — то есть представителей её же интеллектуальной силы, которой она, ещё недавно, гордилась и хвасталась.
Удовлетворяя стремление хозяина-империалиста к новому «переделу мира» посредством новой всемирной бойни, фашизм выдвинул теорию права германской расы на власть во всём мире, над всеми расами… Эта теория права белой расы на единовластие в мире разрешает каждой на-
циональной группе буржуазии рассматривать не только всех цветнокожих людей, но и белых своих соседей европейцев, как варваров, подлежащих порабощению или уничтожению. Эта теория, уже воплощаемая в практику итальянской и японской буржуазией, является одним из реальных фактов, которые наполняют современное понятие — культура.
Так как в недавнем прошлом железная рука войны не считалась с образцами и хранилищами культурных ценностей, — вполне возможно, что в будущей войне Британский музей, Лувр, Капитолий и бесчисленные музеи древних столиц будут обращены в мусор, в прах.
Фашизм и расовая теория — цинически обнажённая проповедь вооружённого грабежа.
«О культурах» (1935)
* * *
Либеральное мещанство считает себя основоположником и хранителем европейской культуры. Оно ещё недавно верило в «эволюцию культуры», в непрерывность её развития. Сегодня мы видим, что его звериная ненависть к социализму, к работе раскрепощения трудящихся из железных цепей капитала принудила немецких лавочников отказаться от возлюбленной ими якобы «гуманитарной культуры» в пользу наглейшего разбоя, каким является воинствующий фашизм. Фашизм прежде всего — ничем не прикрытое, циническое истребление революционного, но безоружного пролетариата одичавшими, но вооружёнными хозяевами, капиталистами. Затем фашизм — отрицание культуры, проповедь войны, крик обессилевшего о желании быть сильным.
Имеем ли мы право ненавидеть этих одичавших, неизлечимых дегенератов — выродков человечества, эту безответственную международную шайку явных преступников, которые, наверное, попробуют натравить свой «народ» и на государство строящегося социализма?
Подлинный, искренний революционер Союза Советских Социалистических Республик не может не носить в себе сознательной, активной, героической ненависти к подлому врагу своему. Наше право на ненависть к нему достаточно хорошо обосновано и оправдано. И так же хорошо, так же основательно оправдана ненависть наша ко всем равнодушным, лентяям, пошлякам и прочим уродам, которые ещё живут и мелькают в нашей стране, бросая на спасительную для всего мира нашу светлую, чудодейственную работу серые, грязные тени пошлости, безразличия, равнодушия, мелкого жульничества, мещанского своекорыстия.
Нам и во сне надобно помнить, что мы уже научились неплохо работать на своё счастье и что оно может быть навсегда вкраплено в жизнь только при условии, если мы ещё лучше научимся работать на раскрепощение, на свободу, на счастье трудящихся всего мира.
«Пролетарская ненависть» (1935)
* * *
Идиотизм деятельности людей, которые выдвинули фашистов исполнителями подлой воли своей, всё более очевиден, голодные походы безработных, грабёж рабочих, ещё имеющих работу, разорение крестьянства… рост убийств, поощряемый безнаказанностью фашистов и полицейских, ежедневно и публично на улицах убивающих рабочих, воспитание в мелкой буржуазии «анархизма отчаяния», развитие самоубийств, рост проституции, в том числе детской, истощение физических сил населения — вот деятельность буржуазии.
«Краткий очерк скверной истории» (1934)
* * *
[Фашисты — это] бездарные авантюристы, вся сила которых в их циническом бесстыдстве и в жестокости бешеных свиней.
«Пять лет» (1934)
* * *
Организующей идеей фашизма служит расовая теория — теория, которая возводит германскую, романскую, латинскую или англосаксонскую расу как единственную силу, будто бы способную продолжать дальнейшее развитие культуры, — «чистокровной» расовой культуры, основанной, как это известно, на беспощадной и всё более цинической эксплуатации огромного большинства людей численно ничтожным меньшинством. Это численно ничтожное меньшинство ничтожно и по своей интеллектуальной силе, растраченной на измышление приёмов эксплуатации людей труда и сокровищ природы, принадлежащих людям труда.
Заключительная речь на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934)
* * *
Империализм, под гнётом которого погибают миллионы народа, Муссолини приветствует и восхваляет войну как высшее выражение всех человеческих способностей — об этом раньше его кричал «футурист» Маринетти, и это — маниакальная идея военных писателей. Война, по их мнению, делает людей «более благородными», с чем едва ли согласятся побеждённые на войне. Никто и никогда не слышал, чтобы побеждённый сказал победителю с восторгом или с удивлением: «Ах, как ты меня благородно изувечил и ограбил!»
…Не согласятся с фашистами и те миллионы побеждённых и победителей, которые теперь лишены права работать и умирают с голода. Фашизм Италии мечтает о власти Рима над миром, Гитлер проповедует, что фашизм «вознесёт народ Германии над всем человечеством»… — и нет слов, чтобы выразить, до чего всё это нищенски гнусно, как это бессмысленно и противно.
…Всё это — судороги одичавшего, издыхающего класса, всё это бред и агония смертельно больного. Художники слова, изображая умирающих, часто заставляют их вспоминать прошлое, картины детства и юности… Ах, если бы можно было перестроиться на феодальный лад! Вот к чему сводятся основные «солдатские идеи» фашизма. [Фашистские идеи] недавно с наивным цинизмом дикаря высказывал в газете Гитлера «Фёлькшер беобахтер» некто Альфред Розенберг по поводу приговора над пятью фашистами, которые замучили и убили коммуниста в Бейтине. Убийство было совершено так садически отвратительно, что даже буржуазный суд приговорил убийц к смерти. Розенберг говорит:
«Приговор обнаружил глубокую бездну между нашим мышлением и либерализмом. Господствующее либеральное право утверждает: человек равен человеку. …Мы ведём наступление на мировоззрение либералов так же, как и на марксистов. Для нас душа не равна душе, человек не равен человеку. Наша цель — сильный германский человек. Только исповедание неравенства даёт Германии политическую свободу».
Под влиянием такого бреда приговор суда над убийцами смягчён и, кажется, намерены совсем отменить приговор. Вот этот бред и есть основное содержание фашизма. Совершенно ясно, что Европой, её трудовым народом, правят люди обезумевшие и что нет преступления, на которое они не были бы способны, нет такого количества крови, которое они побоялись бы пролить… Миром за пределами Союза Советов командуют сумасшедшие.
«О «солдатских идеях» (1932)
* * *
Наступил момент, когда и слепым и глухим должно быть совершенно ясно, что безответственная кучка грабителей чужого труда, организация паразитов человечества грозит разрушить культуру, которая создавалась не только физическим трудом рабочих, но и талантливейшими выдвиженцами рабочей массы во все области творчества.
«История молодого человека» (1931)
* * *
Не так давно газеты Германии убеждали молодёжь свою не стремиться в университеты, потому что страна страдает от избытка «учёных», от перепроизводства интеллигенции…
Что всё это — так, об этом говорит некий граф Кайзерлинг, философствующий фельетонист, которого немецкое мещанство считает почти гением. Летом он прочитал в Берлине несколько лекций, в которых доказывал, что «индустриализация превращает людей в муравьёв», что жизнь приняла «патологический», болезненный характер и что спасения от этой болезни надо искать в Испании и южно-американских республиках, где ещё сохранилось «человеческое тепло» — под «теплом» граф подразумевает религию, которая в Испании, как известно, носила и всё ещё носит особенно изуверский характер.
Письмо серпуховским рабфаковцам (1931)
* * *
Мы должны всю землю нашу обработать, как сад, осушить болота, снабдить водой безводные пустыни, канализировать и углубить реки, построить миллионы километров дорог, вычистить огромные наши леса.
…Вот какие цели стоят перед нами, а в государствах буржуазии фашисты — рабы и лакеи богачей — кричат: довольно культуры, назад к средневековью, к вере в бога и чёрта, довольно техники, назад к ручному труду! Эти крики — крики мещан, одичавших со страха пред их неизбежной гибелью. Они погибают, и они чувствуют: ничто и никто не спасёт их от гибели. Ещё недавно немцы хвастались своим образцовым хозяйством, но вот фашисты разрушили его… Мы являемся страною, которая служит делу мира, а вот итальянские фашисты среди белого дня полезли грабить абиссинцев и, пока ещё не встретив сопротивления армии африканцев, убивают с воздуха бомбами их жён и детей.
Много различных мерзостей творят издыхающие грабители земли.
Ребята, всё это вы должны знать! Всё, что было вчера и делается сегодня, должно быть известно вам, ибо вы призваны историей продолжать дела отцов ваших не только в своей стране.
Письмо школьникам Иркутской 15-й средней школы (1936)
* * *
За полтора десятка лет пролетариат царской России и её колоний непрерывным, чудотворным трудом превратил обширную безграмотную страну полунищих крестьян и полудикой жадной мелкой буржуазии — в мощный социалистический братский союз народов.
…Наиболее наглая и очумевшая группа… [в мире] предполагает достичь единства по примеру Наполеона: побить своих соседей и, схватив побеждённых за шиворот, двинуть их против государства социалистического. План простой и ясный, этот план и заставил меня вспомнить об ослах.
Позорнейшая роль ослов в бойне 14—18 гг. характеризуется, как известно, поведением вождей немецкой социал-демократии, русских меньшевиков, эсэров и многих прочих вождей той мелкой буржуазии, из которой капиталисты 15 лет фабрикуют фашистов.
Предисловие к книге А. Барбюса «В огне» (1935)
* * *
Каждый наш хозяйственный, каждый наш культурный успех всё более сгущает озлобление хищников против нас, всё более разжигает зависть «свободных» безответственных грабителей мира. Они хозяйствовали века, нажили много золота, создали отличные машины, ограбили, довели до великой нищеты рабочих и крестьян у себя и вот теперь вооружаются для того, чтобы отнять друг у друга сколько удастся земли и покупателей. На сегодня одним необходима Абиссиния, другим — Югославия, третьим — Австрия, четвёртым — Китай, Дальний Восток и т.д.
Но если бы удалось захватить эти жирные куски, послезавтра грабителям понадобились бы: одним — Польша и прибалтийские государства, другим — Франция, третьим — Балканы, Турция, Персия…
…Мы живём в состоянии войны — вот что нам нужно помнить, не забывая ни на минуту…
Нужно истреблять врага безжалостно и беспощадно.
Обращение к съезду Советов Горьковского края (1935)
* * *
Так называемое международное право, которое едва ли вообще когда-нибудь существовало, ныне совершенно уничтожено. Итальянский фашизм устанавливает рекорды бесчеловечья, разрушая бомбами лазареты Красного Креста, добивая раненых, уничтожая медицинский персонал, отравляя мирное население газами, отравляя ядом скот, землю, воду, растительность. Фашизм немецкий усердно готовится к такой же радикальной деятельности; говорят, он изобрёл яд, сила которого действует на протяжении нескольких лет, то есть земля, отравленная этим ядом, теряет способность плодородия лет на пять, чем вполне обеспечивается населению смерть от голода. Мальтусы, мальтузианцы должны быть довольны: найдено легко применимое средство сокращения населения. О необходимости полного уничтожения некоторых рас и племён ещё не говорят, но кое-что по этой линии безумия уже начали делать.
«О формализме» (1936)
* * *
Всё более нагло обнаруживает себя садическая, кровавая практика фашистов. Появилась, как «новое учение», дикая теория «расизма» — постыднейшая и бездарная выдумка старчески разжиженного, неизлечимо загнившего мозга. Всё более отвратительны предсмертные судороги издыхающего мира жирных людей.
…Бездельники, паразиты, привычные грабители чужого труда затевают новую бойню для того, чтоб остановить, прервать великий процесс преобразования земли, завоевания её сокровищ.
Предисловие к книге М. Ильина «Горы и люди» (1935)
* * *
Каждый рабочий и крестьянин должен понять себя как бойца за свой мир, как работника не только на самооборону, но и как старшего, более опытного товарища пролетариев всех стран.
Мы все должны понять себя как Красную Армию пролетариата всего мира, все — работники на полях и на фабриках, работник, вооружённый винтовкой и вооружённый пером.
«Ураган, старый мир разрушающий» (1931)
* * *
Союз Советов имеет хорошо вооружённую армию, каждый боец которой прекрасно знает, что он будет драться за свою свободу, за свободу страны, где он полноправный хозяин и где нет хозяев, кроме рабочих и крестьян.
«К рабочим и крестьянам» (1930)
* * *
Далеко ушла Красная Армия от прошлого, и уже никогда, никому не позволят наши бойцы повернуть их назад, потому что всякий поворот назад был бы поворотом к их борьбе против себя, а не за себя, не за то, что завоёвано отцами и старшими братьями. Вспомнилось также и о том, что в час, когда я свободно беседую с красными бойцами, — лагеря и казармы Европы наполнены крестьянами и рабочими, которых усердно готовят к позорному делу взаимного истребления, к новой бойне, которая будет ещё более ужасной, чем бойня 14—18 годов; наградит мир новыми миллионами трупов, десятками тысяч изуродованных людей, тысячами обезумевших от страха, миллионами вдов и сирот. Снова станут разрушать города, деревни, вытаптывать поля, портить плодородную землю и всячески уничтожать плоды прекрасного человеческого труда — уничтожать культуру.
«О Красной Армии» (1928)
* * *
Мы всего только 16 лет свободно работаем в этой «стране безграничных возможностей» и за этот ничтожный срок сделали Красную Армию не только технически мощной, но духовным отечеством революционного пролетариата всех стран.
«Краткий очерк скверной истории» (1934)
* * *
Мы — народ уже социалистической культуры и — не безоружны. Наше оружие не только в руках бойцов умной, отличной Красной Армии, оно в мудром, спасительном для всего мира учении Ленина — Сталина, оно в грандиозной работе развития и накопления трудовой и боевой энергии, необходимой для нашей самозащиты.
«Знать прошлое — необходимо» (1935)
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.