Философией я стал заниматься только после того, как получил физико-математическое образование, поэтому у меня сложился своеобразный физико-математический метод изложения философских проблем. Например, когда подводится итог, допустим, всему, что сделал Ньютон, и выясняем, почему человечество ему благодарно, сразу вспоминаю формулу F=ma, которая управляет практически всем механическим миром. Когда мы говорим о Фарадее, то невозможно не вспомнить об электрическом освещении и обо всём, что связано с электричеством. Именно за это человечество ему благодарно. Эйнштейн — это прежде всего его знаменитая формула E=mc2, которая управляет практически всеми природными процессами во всём мире. Поэтому человечество благодарно Эйнштейну, он оздоровил и, скажем так, обогатил, обумнил наше общество знанием природных закономерностей.
ЗА ЧТО ЖЕ МЫ благодарны Марксу? Попытаюсь кратко ответить на вопрос, какое влияние оказывает марксизм на мир.
Великая историческая заслуга Карла Маркса перед человечеством заключается в том, что он не только первым поставил три важнейших вопроса, но и на них ответил. Первый вопрос: что такое частная собственность? Если его ответ сформулировать очень кратко, то он доказал, что частная собственность — это распоряжение чужой рабочей силой.
Во-вторых, он поставил вопросы: почему частная собственность должна быть разрушена? В чём смысл разрушения частной собственности? На них он ответил «Капиталом». Уже само название его работы — «Капитал» — призвано подчеркнуть, что частная собственность приняла последнюю свою форму — капитал. Маркс доказал: капитал дальше не может развиваться, потому что главное свойство капитала — порождать новый капитал. Поэтому если эта процедура не остановится, то человечество будет идти по тупиковой ветви. Человечество не может не выражать глубокую благодарность Марксу за то, что он нам обосновал и описал, почему сама природа капитала требует разрушения его власти над обществом.
Третье. Карл Маркс объяснил не только почему, но и какими путями частная собственность должна быть уничтожена. Он чётко и определённо доказал, каким путём частная собственность развивалась, а значит, таким же путём она должна разрушаться. Процесс ликвидации частной собственности подобен её становлению, только всё это должно идти в противоположном направлении.
И только после этого Маркс сформулировал самую главную идею и цель коммунистов: уничтожение частной собственности. И эти три слова определяют всю суть марксизма, она именно в уничтожении частной собственности. И это — та цель, которую Маркс поставил перед коммунистами. Величайшая заслуга в том, что он нашу жизнь сделал в этом отношении абсолютно цельной, целенаправленной и сознательной.
После этого Маркс выделил в развитии человечества три эпохи. Первая эпоха — это царство естественной необходимости. Этот общественный процесс характеризовался прежде всего формированием частной собственности. Его пережило человечество в течение 40 тысяч лет. Этот сложный процесс протекал стихийно, неосознанно, он привёл к тому, что частная собственность не только сформировалась, но и стала определять отношения между людьми.
Итак, царство естественной необходимости исчерпало себя. На смену ему пришла вторая эпоха, которую Маркс назвал царством осознанной необходимости. Мы — современники этой эпохи. Теперь мы начнём разрушать частную собственность, уничтожать её всевластие, проходя многочисленные этапы на этом историческом пути. Я хочу остановиться на том, что этот процесс очень длительный. Очень часто, когда говоришь об уничтожении частной собственности, современники почему-то думают, что это — одномоментный акт. Нет, это очень сложный длительный процесс, потому что частная собственность складывалась в течение 40 тысяч лет, и естественно, что осуществить демонтаж этой громадной системы за какой-то короткий промежуток времени в принципе невозможно.
Это период формирования сложных общественных структур, которые будут революционными и эволюционными методами преодолевать частную собственность. Этот процесс может осуществиться в течение довольно-таки длительного времени. Причём весь этот отрезок человеческого развития Маркс назвал коммунистической формацией.
И вот тут я хочу обратить внимание на то, что у нас как-то часто смешивают два понятия. Маркс всё время писал, что коммунизм не есть цель коммунистов, что нашей целью является уничтожение частной собственности. Коммунизм же — это тот промежуток времени, довольно-таки значительный, в течение которого будет происходить демонтаж частной собственности. Поэтому коммунизм — это целая эпоха, которая сравнима с предыдущей эпохой, которую человечество фактически уже пережило. И нам нужно чётко помнить, что коммунизм — это период времени, в течение которого уничтожается частная собственность, то есть период, в течение которого реализуется цель коммунистов. Цель же коммунистов — уничтожение частной собственности. Решив эту задачу, человечество перейдёт в царство свободы. Если мы идём по этому пути уничтожения частной собственности, то мы — марксисты. Если мы почему-либо отказываемся идти по этому пути — мы не марксисты.
Владимир КОРНИЕНКО, доктор физико-математических наук, доктор философских наук, профессор (Латвия)
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
«Великая историческая заслуга Карла Маркса перед человечеством заключается в том, что он не только первым поставил три важнейших вопроса, но и на них ответил. Первый вопрос: что такое частная собственность? Если его ответ сформулировать очень кратко, то он доказал, что частная собственность — это распоряжение чужой рабочей силой».
А как случается, что один человек распоряжается чужой рабочей силой? Вот достаточно поставить этот вопрос, чтобы убедиться в том, что автор вообще не понимает смысла категорий политической экономии или просто провокатор, извращает учение Маркса.
Собственность — не вещь, а общественные отношения.
Впрочем, послушаем самого Маркса.
«Наконец, собственность образует последнюю категорию в системе г-на Прудона. В действительном мире, наоборот, разделение труда и все прочие категории г-на Прудона суть общественные отношения, которые в совокупности образуют то, что в настоящее время называют собственностью; вне этих отношений буржуазная собственность есть не что иное, как метафизическая и юридическая иллюзия. Собственной другой эпохи, феодальная собственность, развивается при совершенно иных общественных отношениях. Определяя собственность как независимое отношение, г-н Прудон совершает не что худшее, чем методологическую ошибку: он обнаруживает непонимание той связи, которая соединяет все формы буржуазного производства; он обнаруживает не понимание исторического и приходящего характера форм производства определённой эпохи. Не видя, что наши общественные институты являются продуктом исторического развития, не понимая ни их происхождения, ни их развития, г-н Прудон может подвергнуть их только догматической критике».
Маркс – Анненкову, 28 декабря 1846 г.