Олег Гудымо. Мучающий нас вопрос требует ответа делом

Олег Гудымо. Мучающий нас вопрос требует ответа делом

СЧИТАЮ ОЧЕНЬ ЗНАЧИМЫМ СОБЫТИЕМ, что наконец-то в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации проходит давно ожидаемый «круглый стол» по актуальнейшей проблеме — о признании геноцидом целенаправленного истребления немецко-фашистскими захватчиками мирного населения на временно оккупированной ими территории Советского Союза.

Огромная благодарность фракции КПРФ в Госдуме и редакции газеты «Правда», члену Союза писателей России, основателю и руководителю общества «Поле заживо сожжённых» Владимиру Фомичёву, доктору исторических наук, профессору Шамилю Магомедовичу Мунчаеву, доктору экономических наук, профессору Алексею Григорьевичу Забелину, доктору исторических наук, профессору Юрию Петровичу Кожаеву и другим российским патриотам за издание сборника «Сожжённые заживо взывают к нам» и за инициативу в проведении этого «круглого стола». Низкий всем вам поклон!

Сегодня здесь уже приведены убедительные аргументы, с абсолютной необходимостью требующие увековечения памяти зверски уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками мирных жителей оккупированных российских областей. Неоднократно звучало определение этих преступлений как геноцид. Более того, подчёркнута недопустимость дальнейшего замалчивания полной правды о главном геноциде ХХ века, да ещё и в стране — победительнице фашизма.

Почему Германия, пусть и спустя более ста лет, но признала факт геноцида полутора миллионов армян турками, а вопрос о признании геноцидом истребления немецко-фашистскими захватчиками мирных жителей славянского происхождения — русских, украинцев, белорусов, а также миллионов советских людей других национальностей даже не поднимается в России на должном для этого — государственном — уровне?

Я ВНИМАТЕЛЬНО перечитал потрясающие публикации газеты «Правда» на эту тему и подаренный мне Людмилой Фадеевой сборник стихов её мужа Леонида Фадеева «Русские Хатыни», материалы о мемориальном комплексе «Хатынь», который президент Республики Беларусь Александр Лукашенко назвал «зримым подтверждением вечной памяти потомков о трагедии сожжённых деревень». Этот комплекс был создан по решению ЦК Компартии Белоруссии и открыт 5 июля 1969 года, когда отмечалось 25-летие освобождения Белорусской Советской Социалистической Республики от немецко-фашистских захватчиков. Советская власть в Белоруссии помнила о прошлом и думала о будущем, о патриотическом воспитании подрастающего поколения.

А что же и почему происходит сейчас в нашей России? Вчитываясь в скорбные и гневные строки публикуемых газетой «Правда» статей и писем, пытался найти ответ на мучающий не только меня, но и многих вопрос: почему со стороны российской власти нет поддержки безусловно нужной инициативы по созданию мемориального комплекса, подобного белорусской «Хатыни», в Российской Федерации? Ведь вот на месте чешского шахтёрского посёлка Лидице, где немцы в июне 1942 года расстреляли 344 взрослых мужчин и женщин и 82 ребёнка, есть и музей, и памятник. Так же как есть памятник зверски убитым в 1968 году американцами во Вьетнаме, в Сонгми, 502 взрослым и детям. А у нас многомиллионные жертвы фашизма на оккупированных захватчиками территориях фактически забыты…

Поразительно, что никакой действенной реакции не было на общественное обращение к тогдашнему президенту страны Д.А. Медведеву от 18 ноября 2008 года. Не последовало такой реакции и после возвращения на пост президента В.В. Путина. Президентская администрация отделывается шаблонными отписками, «отфутболивая» обращения «для принятия решения и ответа по существу» то в министерство культуры, то в министерство обороны, то в департамент культуры города Москвы, то в местные органы исполнительной власти… А те отвечают так, что кричать от возмущения хочется! «…Принимая во внимание сложившиеся в экономике кризисные тенденции… за счёт бюджета не представляется возможным…», «Выделение в бюджете области (или края) не предусмотрено…» Кстати, обратите внимание на ответ А. Кирилина, начальника управления министерства обороны РФ (по увековечению памяти погибших при защите Отечества): «…Поддерживает идею, но… создание мемориалов мирным жертвам Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в компетенцию Минобороны России не входит». Но почему тогда переправлено в это министерство письмо очень уважаемых, известных в стране людей, обращавшихся к президенту России?

Примечателен и ещё один из ответов: «…Минкультуры России может финансировать только творческий конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника, сооружаемого в соответствии с указами и поручениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ». Значит, нужно как раз то, о чём настоятельно и многократно просят люди в своих обращениях, — указ, поручение, постановление, распоряжение, то есть обязательное к исполнению решение высших органов власти! Но именно этого-то и нет. Хотя на сооружение, к примеру, гигантского, но крайне сомнительного для многих Ельцин-центра нашлись и нужные решения, и многомиллиардное финансирование! А совсем иное отношение — к памяти жертв великой войны…

В СВЯЗИ С ЭТИМ хочу сослаться на знакомый мне опыт Приднестровья, на то, как там стараются хранить память и о Великой Отечественной, и о людских потерях в результате агрессии Республики Молдова против ПМР.

После окончания боевых действий ряд общественных организаций, прежде всего Союз «Память», Приднестровский государственный университет и Тираспольский историко-краеведческий музей подготовили «Обращение к гражданам ПМР», в котором призвали «поддержать акцию «Книга Памяти» и оказать помощь в сборе материалов для скорейшего издания этой Книги скорби».

Необходимо для контраста с тем, что происходит у нас, подчеркнуть: инициатива общественных организаций нашла не только понимание, но и всестороннюю поддержку руководства республики. Президент ПМР И.Н. Смирнов подписал постановление «О создании Книги Памяти защитников Приднестровья». В соответствии с этим постановлением сформировали государственную комиссию, которую возглавил вице-президент ПМР А.А. Караман. В неё вошли учёные Приднестровского государственного университета, председатель Союза «Память», представители министерств обороны, безопасности, внутренних дел, казачества, исполкомов городов и районов. Министерству экономики и финансов поручено было обеспечить финансирование работ по созданию Книги Памяти из республиканского бюджета.

И вот результат: уже летом 1995 года сложная и кропотливая работа была в основном завершена. К тому времени была документально установлена гибель 457 ополченцев, бойцов республиканской гвардии, территориального сводного спасательного отряда, управления республиканской безопасности, сотрудников милиции, военизированной пожарной охраны, военнослужащих российской армии, казаков Черноморского, Донского, Всекубанского, Запорожского, Забайкальского казачьих войск и Московского землячества казаков. К 5-й годовщине ПМР (2 сентября 1995 года) Книга Памяти защитников Приднестровья была издана тиражом 15000 экземпляров.

Особенностью этой Книги скорби является то, что в ней нашли отражение и жертвы агрессии Республики Молдова среди мирного населения. Здесь представлен поимённый список 128 погибших мирных жителей и 41 пропавших без вести, но затем найденных, опознанных и перезахороненных.

К сожалению, этот скорбный список не завершён, он продолжает пополняться. Группой, созданной по розыску без вести пропавших, объединённой контрольной комиссией, обнаружено, эксгумировано и опознано более пятидесяти погибших во время боевых действий. Однако несколько десятков жертв так и остаются неопознанными, и с каждым годом трудности в их опознании нарастают, в том числе и из-за саботажа со стороны Республики Молдова…

Во всех городах и сёлах Приднестровья стоят памятники защитникам ПМР, погибшим во время агрессии националистов Республики Молдова, и мирным жителям. Особенно впечатляющий мемориальный комплекс возведён в городе Бендеры. В Тирасполе, на площади Александра Суворова, такой мемориальный комплекс стал продолжением памятника павшим при освобождении Тирасполя в ходе Ясско-Кишинёвской операции воинов Красной Армии.

Но что же делать нам в России? То, что в здании законодательной ветви власти — Государственной думе — проходит этот «круглый стол» с заявленной повесткой дня, зарождает искру надежды: наконец-то столь долгожданное решение будет принято и фракция КПРФ добьётся рассмотрения этого вопроса сначала на заседании одного из комитетов, а затем и на пленарном заседании. Конечно, необходимо добиться соответствующего указа на президентском уровне! Мемориальный комплекс, где не будет предана забвению ни одна деревня, сожжённая фашистскими извергами вместе с её мирными жителями, где широко будет показано, чем явилась для нашей страны гитлеровская оккупация, должен стать волнующей памятью нынешнего и будущих поколений.

Особенно важно это именно сейчас, когда война уже реально на пороге России, когда после организованного США в Киеве государственного переворота русских людей убивают на Украине, когда НАТО интенсивно наращивает свои группировки на территории Прибалтики, Польши, Румынии и готовится к нанесению удара по нашей стране.

Если же высшие органы исполнительной власти Российской Федерации продолжат игнорировать инициативу создания мемориального комплекса по увековечению памяти жертв немецко-фашистского геноцида мирных жителей на оккупированных территориях, тогда, видимо, придётся, как это уже не раз бывало, обратиться к россиянам с призывом сплотиться и собрать необходимые средства. И в таком случае живущая в сердцах современников память о миллионах мирных жителей, принявших лютую смерть от рук немецких фашистов, будет воплощена в гранит, в собрание документов и вечный огонь мемориала самим народом, а не благодаря капиталистическому государству и не помнящим родства толстосумам.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *