Провидческий дар художника

Провидческий дар художника

Советская художественная культура стала одной из духовных вершин человечества. Выдающийся французский поэт Поль Валери назвал её третьим чудом — вслед за культурой Античности и Возрождения. Отрицать достижения советских мастеров культуры невозможно. Поэтому «демпропаганда» и тут использует изрядно уже затёртый штамп, пытаясь убедить нас, будто успехи были достигнуты вопреки советскому строю, социалистической системе, коммунистической идеологии. Однако полную несостоятельность этого утверждения доказывает само творчество даже тех мастеров, которых «демократы» пытаются представить творцами, чужеродными советскому обществу. Взять, к примеру, писателя Евгения Шварца, 120-летие которого отмечается 21 октября.

УЖЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ в нашу жизнь входили рассказы и повести, пьесы и фильмы Шварца — «Приключения Шуры и Маруси», «Первоклассница», «Два брата», «Снежная королева», «Золушка», «Два клёна»… В этих и других произведениях для детей писатель сумел создать атмосферу, чарующую душу ребёнка. Отличает их и активный гуманизм. Я имею в виду гораздо большее, нежели просто добрый дух произведений (хотя и он им присущ). Столкновение Добра и Зла Шварц показывает — и делает это на вполне понятном для ребёнка уровне — как столкновение жизненных позиций, основанных на принципиально различных системах ценностей.

Зло у Шварца — это не только традиционные коварство и жестокость, это ещё и эгоизм, меркантильность, алчность. «Деньги — вот это радость», — безапелляционно утверждает Советник из «Снежной королевы», а возражения воспринимает как бунт против «разумного» устройства мира. Такую позицию полностью разделяют Мачеха из «Золушки», Баба Яга из «Двух клёнов» и другие носители зла. И все они без устали заботятся о том, чтобы добыть деньги, почести, власть.

Героям, чтобы победить злые силы, необходимо сначала победить зло в своих душах. Тогда они делаются неуязвимыми для внешнего зла. Как говорит Сказочник, «тех, у кого горячее сердце, не превратить в лёд».

И в произведениях для взрослых (таких, как «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо») основная тема — столкновение систем ценностей и принципов человеческого существования, но раскрывается это уже на философском уровне. И нужно обладать очень буйной фантазией, чтобы усмотреть здесь какое-то «противостояние» коммунистической идеологии.

Герои Шварца наделены свойствами души, которые писатель назвал «волшебными», — бескорыстием, верностью, благородством, умением любить, трудолюбием, готовностью прийти на помощь другим людям. Разве эти черты или категорическое неприятие жажды обогащения и стяжательства, характерное для произведений Шварца, хоть в чём-то противоречат фундаментальным установкам коммунистической идеологии? Напомню их: приоритет духовных ценностей; ориентация на возвышенный идеал; служение стране и народу как главный смысл жизни и готовность к личным жертвам ради него; стремление помочь тем, кто в этом нуждается; отношение к труду как к жизненной потребности человека, сфере раскрытия его творческого потенциала; абсолютное бескорыстие и презрение к любому виду потребительства; отношение к алчности как к уродству. Если говорить о полной несовместимости системы ценностей произведений Шварца, так это с идеологией нынешней, постсоветской России, базирующейся как раз на тех принципах, которые безоговорочно отвергал писатель. Не случайно же если в советское время произведения Шварца знали и любили миллионы людей, а многие выражения из них стали крылатыми, то в последние два десятилетия народ фактически отлучили от творчества писателя.

Что же касается своеобразия художественного стиля Шварца, которое отличало его творчество, так ведь в уставе Союза писателей СССР, принятом в 1934 году, прямо говорится: метод социалистического реализма «обеспечивает возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стиля, жанров». Творчество Евгения Шварца — яркое подтверждение, что это был отнюдь не просто лозунг.

Содержание наиболее глубоких пьес Шварца в современной России не только не утратило своей актуальности, но, напротив, приобрело ту злободневность, которую в советское время многие не ощущали. Поражает провидческий дар художника.

В конце 1930-х годов наша страна только-только вышла из «испытания голодом», а «испытание сытостью», о котором Константин Симонов заговорил два десятилетия спустя, тогда, казалось, и в перспективе ещё не вырисовывалось. Но в пьесе «Тень» Евгений Шварц сделал удивительное по прозорливости предупреждение об угрозе, с которой наше общество столкнулось в 1960-е годы, — смертельной угрозе, которую несёт всему подлинно человеческому потребительское отношение к жизни, формируемое в душах людей установкой на приоритет материальных ценностей и приоритет личных интересов.

Шварц назвал эту болезнь души «сытостью в острой форме» и описал её развитие: «Человек честным путём заработал много денег. И вдруг у него появляется зловещий симптом: особый, беспокойный, голодный взгляд обеспеченного человека. Отныне он бесплоден, слеп и жесток». Болезнь эта не только губительна для души поражённого ею человека, но и опасна для окружающих.

Собственно, такое предостережение звучало и в детских сказках. В «Золушке» говорится, что сестру Мачехи — очень похожую на неё — съел людоед, отравился бедняга и умер. Но то казалось шуткой. А вот во «взрослых» сказках Шварц совершенно серьёзно говорит о том, что люди с потребительской психологией губят вокруг себя всё истинно человеческое. Порой слепо, но чаще сознательно — потому что органически враждебны ему. «Раздуватели душ» у них вызывают острую ненависть. «Вот они — воистину злодеи, — утверждает Министр-администратор из «Обыкновенного чуда». — Это они лгут, будто совесть существует в природе, уверяют, что сострадание прекрасно, восхваляют верность, учат доблести и толкают на смерть обманутых дурачков».

Писатель показал, что заражение сознания вирусом этой болезни ведёт к уродливому деформированию внутреннего мира человека. Он создал целую галерею сатирических портретов таких монстров. И диву даёшься, насколько они соответствуют реальным типажам сегодняшней «демократической» России.

Министр-администратор. Начинал, имея коробку из-под шляпы, в которой лежали бутерброд и кальсоны. А ныне у него «33 ларца и 22 чемодана» наворованного, по его собственным словам, «у каждого понемножку». А чего стесняться, когда он уверен в том, что «все люди — свиньи, только одни в этом признаются, а другие ломаются». Потом он захватил власть в королевстве — и всё стало служить одному: разбойничьему его кошельку.

Журналист Цезарь Борджиа из «Тени». «Раб моды» — характеризуют его знакомые. Как-то в моду вошёл загар, и он загорел дочерна. Но тут мода на загар прошла, и журналист сделал операцию: пересадил на лицо кожу с единственного незагорелого места — из-под трусов. И с тех пор он сделался совершенно бесстыдным.

Певица Юлия Джули из «Тени». Ещё девочкой она, чтобы сохранить башмачки, наступила на хлеб. «С тех пор она наступает и наступает — на хороших людей, на лучших подруг и даже на самоё себя — и всё для того, чтобы сохранить свои башмачки, чулочки и платьица». И больше всего Юлия боится, что «вдруг войдёт в моду быть хорошим человеком — ведь это так хлопотно».

Все эти люди паразитируют на рядовых обывателях, но те не способны ни на что большее, нежели раздражённое ворчание. И дело тут не только в тупой покорности, показывает Шварц, просто обыватели мыслят теми же представлениями, что и их угнетатели. «Горе тому, кто заставит их думать о чём-нибудь другом, кроме денег», — предупреждает в «Тени» Доктор Учёного. А Ланселот в «Драконе» рассказывает, что несколько раз был смертельно ранен — и всегда теми, кого спасал.

Но всё же, говоря о творчестве Евгения Шварца, нельзя заканчивать в пессимистическом тоне. Если писатель оказался столь прозорливым в одном, то можно надеяться, что он не ошибся и в другом — в том, о чём с тревогой говорит представляющий злые силы Министр из «Тени»: «Я открыл один не особенно приятный закон. Как раз тогда, когда мы полностью побеждаем, жизнь вдруг поднимает голову». И, наверное, действительно «волшебным чувствам» никогда не придёт конец. Только надо помнить, что героям Евгения Шварца победа не была дарована с помощью чудесных сил. Они добывали её в трудной и упорной борьбе.

Автор: Виктор ВАСИЛЕНКО.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *