Прометей «Серебряного века»

Прометей «Серебряного века»

Он появился на свет в Москве в канун Рождества 145 лет назад в семье дипломата, принадлежащего к старинному дворянскому роду. Его рано умершая мать была талантливой пианисткой. Видимо, можно считать его любовь к музыке генетически предопределенной.

Александр Николаевич Скрябин стал великим русским композитором и виртуозным пианистом, в музыке которого Россия и мир слышали свое настоящее и видели свое будущее.

Тяга к музыке, к звукам фортепьяно проявилась у маленького Сашеньки очень рано. Взявшая его после смерти матери на воспитание родная тетушка Любовь Александровна Скрябина вспоминала, что уже с грудного возраста он тянулся к звукам фортепьяно, а в три года мог часами просиживать за инструментом, к которому ребенок относился как к живому существу. Да он и сам их мастерил в детстве — маленькие игрушечные рояли…

Когда мальчику исполнилось десять лет, он по семейной традиции был отдан в московский кадетский корпус в Лефортове. Тогда же начались и его регулярные музыкальные занятия в классе известного преподавателя Московской консерватории Н.С.Зверева, у которого в ту пору, кстати, уже учился будущий композитор Сережа Рахманинов. В будущем оба эти мальчика составят славу русской музыкальной культуры. Впрочем, современники начнут разводить композиторов по разные стороны творческих баррикад, называя одного архаиком и традиционалистом, а другого — новатором, открывателем новых путей.

Музыку Саша стал сочинять рано. Уже в семь лет он написал свою первую оперу, назвав ее именем девочки, в которую был тогда влюблен. Искусство композиции он изучал у С.И.Танеева, а Московскую консерваторию закончил в 1892 году по классу фортепьяно, получив малую золотую медаль.

Уже тогда Скрябин дает концерты и много пишет, и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов. Выдающийся пианист камерного плана, чья игра отличалась тонкостью и одухотворенностью, особым, созвучным эпохе, «нервом», музыкант всю жизнь концертировал, исполняя почти исключительно собственные сочинения. Уже первые выступления принесли ему успех, хотя и сам он, и его музыка вызывали неоднозначное отношение. В 1897 году закончены его знаменитая Вторая соната (всего их будет 10) и Концерт для фортепьяно с оркестром.

Завершается XIX век, и вместе с ним уходит старый уклад жизни. На пороге век ХХ-й с его социальными потрясениями и революционными преобразованиями, изменившими историю человечества.

Под влиянием присущего ему оптимизма Скрябин пишет в 1903 году свою знаменитую 4-ю сонату для фортепьяно, в которой передает состояние неудержимого полета к манящей звезде, изливающей потоки света. Такова и Третья симфония, названная композитором «Божественной поэмой» (1904). Преодолев трагизм бытия, человек становится богоравным — тогда и открывается перед ним торжествующая красота мира.

В этих произведениях композитор впервые достиг желаемого. Поток музыки (три части исполнялись без перерыва), насыщенный волевой активностью и стремительной энергией, на едином дыхании возносит слушателя от первых, мрачно-утвердительных тактов. Симфония классична не только в смысле совершенства воплощения замысла («биография духа»), но и в отношении достигнутого в ней равновесия между новым и традиционным, субъективно-индивидуальным и общемузыкальным. Ставшая для многих современников подлинным «открытием Скрябина», «Божественная поэма» остается одной из высочайших вершин мирового симфонизма.

В это время Скрябин много сочиняет, его издают, исполняют, но все же он живет на грани нужды, и желание поправить свои материальные дела снова и снова гонит его по городам и весям. Гастроли в США, в Париже, в Брюсселе.

Несколько слов стоит сказать об одночастной «Поэме экстаза» (1905-1907; с отдельно изданной стихотворной программой), в которой композитор разрабатывал светлые, оптимистические образы мечты, томления, настойчивого порыва очарованной души к действию и конечному торжеству «воли свободной».

И вот «Поэма экстаза» триумфально шествует по европейским столицам, а Скрябин — уже в лихорадке создания нового произведения.

Он с головой погружается в написание своего «Прометея» («Поэму огня», 1910), который по праву считается центральным образом всей музыки Александра Николаевича Скрябина. Этот титан, по не вполне понятным мотивам похитивший у богов с Олимпа огонь и даровавший его людям, так похож на скрябинского творца!

Имя античного героя в «Прометее» символизирует «активную энергию вселенной, огонь, свет, жизнь, борьбу, усилие, мысль». Все зарождается в недрах дремлющего первозданного хаоса, стремительно растет, расширяется, охватывая собой мир, и переходит в главной кульминации коды в «громадный лучезарный подъем» (хор, орган, колокол, весь состав медных и ударных инструментов). Для исполнения своей музыкальной феерии композитору понадобилось расширить оркестр, включить хор, фортепьяно, а кроме того ввести в партитуру нотную строку, обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру… Такое было впервые в истории музыки, хотя некую, пусть условную связь музыкального звука и цвета установили еще древние греки.

Придавая воплощению творческого начала первостепенное значение, Скрябин подчеркивал: «Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъема творческой деятельности, который будет вызван моим искусством». Этого эффекта ему в значительной мере удалось достичь в «Прометее». Его музыка — это неудержимый поток, который сносит на своем пути все установленные традицией грани формы, гармонии, фактуры, мелодических и ритмических построений, превращая произведение в единое целое, в непрерывно пульсирующий, переливающийся всеми оттенками сгусток звуковой плазмы, удерживаемый в пространстве творческой волей и излучающий колоссальную энергию.

Премьера нового симфонического произведения стала главным событием русской музыкальной жизни. Это произошло 9 марта 1911 года в Петербурге в зале Дворянского собрания, том самом, который теперь принадлежит Петербургской государственной филармонии. Дирижировал знаменитый Кусевицкий. За фортепьяно был сам автор. Успех был огромный. Через неделю «Прометей» был повторен в Москве, а затем зазвучал в Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке.

Светомузыка — так было названо изобретение Скрябина — заворожила тогда многих, тут и там конструировались новые свето-проекционные аппараты, обещая новые горизонты синтетическому звуко-цветовому искусству. Однако в наши дни цветовое сопровождение музыки явление столь обычное, что никто уже не обращает на него внимание, К тому же, как оказалось, под цвет, да еще и с дымом, лучше всего получаются эстрадные песенки да танцы в стиле «диско». Наверно, мало, кто знает из современных шоумэнов, что они активно используют изобретение более чем столетней давности.

Но рядом с грандиозным, как бы надличным и сверхчеловеческим, в музыке Скрябина звучит всегда что-то нежное, тонкое, интимное, что-то щемящее, душевное… Это тончайшая лирика, поэзия хрупких чувств и настроений, какие-то прихотливые переменчивые нюансы, поэзия томления и истомы, тревоги и постоянного судорожного поиска. Музыка Скрябина самобытна и глубоко поэтична. В ней ослепительное ликование и хрустальная лирика, утонченный артистизм и порыв к свету, радости, счастью.

Увы! Скрябин умер от общего заражения крови 27 апреля 1915 года в самом расцвете сил и таланта. Ему было всего сорок три года. В пределах, пяти лет до и после него умерло еще несколько гениев того больного поколения России: сорокалетние Врубель и Блок, тридцатишестилетний Чюрленис.

Их современникам казалось, что все они ушли слишком рано, так не завершив задуманного, не дойдя до цели. Жизнь действительно коротка, но это жизнь гения, и тут обычные мерки не годятся.

Подготовлено по открытым источникам.

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *