Покупательская способность (уровень жизни) и доходов россиян с 1995 по 2015

Покупательская способность (уровень жизни) и доходов россиян с 1995 по 2015

Росстат выпустил данные по инфляции за декабрь 2015 и по зарплате населения, соответственно можно оценить уровень покупательской способности доходов в России. С 1995 номинальная зарплата выросла в 58 раз, с 2000 в 14 раз, с 2005 в 4 раза. Но какая покупательская способность?

На основе данных Росстата я рассчитал покупательскую способность зарплаты для товаров, цены на которые непрерывно публикуются с 1995 года по 2015 включительно. В таблице данные по состоянию на декабрь каждого года в количестве единиц товаров или услуг к фактическому доходу за указанный период . Например, в декабрь 2015 на номинальный доход (до уплаты налогов) можно было купить 93.6 кг бескостной говядины, а в 1995 около 59 кг. Т.е. покупательская способность (уровень жизни) по говядине выросла всего лишь в 1.6 раза, хотя номинальный доход (зарплата) в 58 раз. Таблица ниже огромная, поэтому открывается в отдельном окне и разделена на 5 частей.

Ухудшение жизни за последние 2 года катастрофическое. Кризис 2008-2009 даже рядом не стоял и это по официальным данным Росстата, где в последнее время имеет место занижение инфляции. Речь идет в первую очередь о товарах среднесрочного пользования, как одежда и обувь и долгосрочного пользования, как бытовая и цифровая техника, компьютеры. Суть в том, что, по всей видимости (данные это подтверждают), Росстат проводил ребалансировку потребительских качеств анализируемых товаров.

Элементарный пример. По Росстату ноутбуки в цене выросли на 17% (с 23.3 тыс до 27.5 тыс) за 2 года (с декабря 2013 по декабрь 2015), что расходится с реальностью раза в 2 минимум, а смартфоны всего лишь на 10% выросли в цене, что также является полным бредом для товаров сопоставимой категории. Как получилось?

Предположим, два года назад топовый компьютер с наилучшей доступной на рынке начинкой в виде высокопроизводительной видеокарты (nvidia GTX 780), процессора Core i7 4770k можно было взять за X рублей, теперь топовый компьютер с другой конфигурацией, но также лучшей на рынке начинкой (GTX 980/ Core i7 6700k), стоит 2.5X в виду роста курса доллара в 2.5 раза, но в долларах аналогично. Как сделать так, чтобы инфляция была не 150%, а 17%? Правильно, взять не топовый компьютер, а из среднего ценового диапазона (GTX 950, Core i5 6400). Опа, вот и готово! Теперь компьютер из среднего сегмента стоит так, как пару лет назад топовый. Компьютер есть? Есть! Работает? Да. А что еще надо? А то, что из другого сегмента производительности? Ишь вы что захотели — хавайте, что дают. При этом не так и важно, что компьютер в среднем ценовом сегменте тоже вырос в 2.5 раза по стоимости. Главное, чтобы был товар, а качество подождет. Эта логика применима к любому другому товару. Одежда не брендовая, а от азиатских нонеймов, колбаса более низкого качества и так далее.

У Росстата оценка стоимости на коммунальные, транспортные и телекоммуникационные услуги и товары из сегмента продуктов питания и бытовой химии еще как-то соотносятся с действительностью, а вот на товары длительного пользования и услуги спорно. В одежде и обуви десятки тысяч единиц номенклатуры даже в выбранной товарной группе. Выросла цена в два раза, возьмем то, что хуже по качеству и цена останется на месте, хотя то, что хуже по качеству тоже выросло в два раза, но сравнялось с тем, что год-два назад было в верхнем сегменте по потребительским свойствам. Вот такая проблема.

Но так что там с данными? Таблица ниже.
ППС1
ППС2
ППС3
ППС4
ППС5
ППС6
Что мы видим? Фантастическое снижение уровня жизни. Обратите внимание, что на население кризис 2009 не отразился практически никак. В таблице показано, что сейчас даже по отношению к 2010 году имеет место падение уровня жизни (два последних столбца со сравнением к 2010 и 2013 годам). Фактическое снижение уровня жизни, в реальном выражении, так сказать, в натуре.

Если сравнить продукты питания и напитки с 2013, то россияне стали богаче только в картофельном и свекольном измерении. Во всех остальных потеряли. Тамв таблице  свыше 220 видов товаров и услуг, естественно, не имеет смысла комментировать все, но некоторое не помешает. Покажу товары с преимущественно рублевым ценообразованием (не импорт), за редкими исключениями по фруктам и овощам.

Покупательская способность по чесноку опустилась к 2004 году, апельсины к 2006-2007 году, яблоки к 2010-2011, капуста – 2007, морковь и картофель остаются на высоком уровне.
ППС9
По крупам не лучше. Практически по всем видам покупательская способность снизилась к 2006-2007 годам.
ППС10
По хлебу и хлебобулочным изделиям чуть лучше – уровень 2010 года, но ухудшение все равно происходит.
ППС11
По чаю, кофе и сладостям снижение покупательской способности произошло резко и стремительно – до 2005 года почти по всем категориям.
ППС12
С мясными продуктами «мягче» — всего лишь 2007 год, за исключением куриных окорочок, где по покупательской способности примерно, как в 2011.
ППС7
По большинству молочных продуктов покупательская способность упала к 2005-2007
ППС8
С лекарствами значительно хуже. В 2015 валидол можно было купить столько же, сколько в 90-х годах и почти в 6 раз ниже, чем в 2011. По группе отечественных лекарств в среднем до уровня 2005-2006 грохнулись.
ППС13
С развлечением и местами культурного сопряжения за последние 20 лет доступность почти не выросла. Т.е. цены на музеи, выставки, театры и кинотеатры росли в темпах роста номинальной зарплаты. С санаториями и домами отдыха – 2007 год.
ППС14
С услугами медицины и стоматологией все более драматично. Например, изготовление съемного протеза и изготовление коронки на худших уровнях покупательской способности с конца 90-х.
ППС15
Доступность транспорта с конца 90-х увеличилась в среднем в два раза, но стагнирует с 2006. По авиаперевозкам там статистический глюк, когда в 2011 Росстат стал учитывать только эконом класс.
ППС16
С услугами ЖКХ все понятно. Цены растут в среднем на величину инфляции и около нормы чистого приращения номинальных доходов, поэтому доступность услуг ЖКХ не меняется 10 лет, а по газу и услугам капремонта даже хуже, чем в 90-х.
ППС17
Из этого главный вывод. На группы товаров и услуг с рублевым ценообразованием доступность находится на уровнях десятилетней давности для населения России. По большинству услуг, в том числе ЖКУ, культура, развлечение, медицина, образование за последние 20 лет особых изменений не произошло. Т.е. сейчас за полученный доход народ России может купить примерно столько же базовых услуг, как в конце 90-х, в начале 2000 (за исключением транспорта и связи, где покупательская способность выросла в среднем в два раза). В этом плане богаче не стали. С товарами значительно лучше. Доступность выросла в разы с 90-х годов (подробности в таблице). Но с 2005-2007 практически не изменилась, опять же, за редкими исключениями.

За 2 года номинальный доход вырос менее, чем на 10%. Учитывая последние тенденции в бюджетной сфере с необходимостью секвестра бюджета нет объективных причин ожидать прироста номинальных доходов в 2016 году выше, чем на 5% при инфляции выше 10%. 2016 год станет хуже 2015 в плане доступности базовых товаров и услуг, тем самым покупательская способность может опуститься с уровней 2005-2007 до 2004-2005, т.е. 12 лет на нуле. Это еще никаких санкций не вводили против России и негативные тенденции после инвестиционного паралича реализовались не в полной мере.

П.В.Спайделл

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *