Нужен новый курс образовательной политики

Нужен новый курс образовательной политики

Российское образование сегодня и завтра — таков был лейтмотив пленарного заседания Государственной думы 27 января. Приглашение на «правительственный час» министра образования и науки Дмитрия Ливанова обусловило тематическую направленность и политических заявлений парламентариев.

РАЗРАБОТАННЫЙ членами фракции КПРФ и внесённый в Госдуму законопроект «Об образовании для всех» представил Олег Смолин. Действующий сегодня правительственный закон об образовании за два с половиной года своего существования превратился, как и его предшественник, в «лоскутное одеяло»: в него уже внесено 25 поправок. Поэтому назрела необходимость принятия нового базового закона. Впрочем, не только и даже не столько поэтому. Главное, что в основу будущего закона должны быть положены два ключевых принципа. Первый — работа в системе образования не относится к сфере обслуживания, это социальное служение, второй — система образования должна быть не элитарной, а эгалитарной, то есть дающей равные возможности для всех. От того, каким будет российское образование, зависит, сможет ли наша страна подняться на новый, высокотехнологичный уровень развития экономики, то есть останется ли она в ряду ведущих мировых держав или разделит участь цивилизационных аутсайдеров. (Подробно законопроект «Об образовании для всех» освещался в № 3 и № 8 «Правды» с.г.).

При обсуждении повестки дня фракция «Справедливой России» выступила с инициативой рассмотреть на «правительственном часе» проект постановления Госдумы, предлагающей председателю правительства отправить в отставку Д. Ливанова с поста министра образования. За то, чтобы рассмотреть такое постановление, проголосовали 196 депутатов. Для принятия решения не хватило 30 голосов. В конце пленарного заседания «справороссы» снова попытались провести своё предложение об отставке министра уже через процедуру протокольного поручения Комитету Госдумы об образовании. На этот раз «эсеров» поддержали только 119 депутатов, хотя критических замечаний в адрес работы министерства на «правительственном часе» прозвучало немало. Вот некоторые из них.

В регионах начались перебои с выплатой зарплаты работникам образования. Бесконечные проверки образовательных организаций не дают ни учиться нормально, ни учить. Массово закрываются коррекционные школы. Образование всё больше становится платным. Сегодня на 10 тысяч человек приходятся 138 студентов, обучающихся за счёт бюджета. В советские годы этот показатель составлял 220 студентов. Снижается качество образования. Поступивших в вузы выпускников школ приходится доучивать по школьной программе. В докладе правительства «О реализации госполитики в сфере образования в 2014—2015 годах», который был разослан депутатам заранее, очень мало сказано о вузовской науке и ни слова о Российской академии наук, об оценке проходящей реструктуризации вузов. Вообще доклад представляет собой сумму отчётов отдельных департаментов министерства с выгодных для них позиций, а не стратегический документ, коим он должен быть. И неудивительно, потому что нет самой стратегии развития образования.

Аудитор Счётной палаты Александр Филиппенко отметил, что оптимизация образовательных учреждений свелась к ликвидации или реорганизации объектов образования, при этом высвобожденные средства на росте оплаты труда практически не сказались, а это предполагалось. Зарплата растёт лишь за счёт увеличения нагрузки на педагогов. Не способствовала «оптимизация» и росту доступности и качества образования. По данным статистики, отмечается увеличение школ, работающих в три смены. На начало 2015/16 учебного года число обучающихся в третью смену увеличилось на 9 тысяч человек, хотя министр Ливанов заявил о сокращении третьей смены. Более 10 тысяч педагогов, преимущественно в сельских школах, имеют только среднее образование. Всё это негативно сказывается на успеваемости детей. Число выпускников сельских школ, не сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике в 2015 году, увеличилось на 2 и 4 процента соответственно. Более 13 тысяч сельских школьников не получили аттестат о среднем образовании. Это в два раза больше, чем в 2014 году. Полным ходом идёт и «оптимизация» вузов. В 2014 году сокращено 16 тысяч преподавателей, за 9 месяцев 2015 года — ещё 11 тысяч. За пять лет предполагается закрыть 40 процентов вузов и 80 процентов их филиалов.

Депутаты из фракции КПРФ сделали акцент ещё на некоторых проблемах российского образования. Юрий Синельщиков обратился к министру с вопросом: «Не следует ли изменить законодательство, возложив на государство обязанность по обеспечению всеобуча?» По данным статистики, сегодня 30 тысяч детей в возрасте от 7 до 18 лет не обучаются в школе и не имеют обязательного основного общего образования. Причём не учитываются те, кто формально в школе числится, но фактически не посещает её. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка сообщал о 670 тысячах малограмотных и неграмотных подростков в возрасте 15—17 лет. А это, как правило, потенциальные правонарушители. Депутат напомнил, что в советское время надзором за исполнением закона о всеобуче занималась прокуратура. К сожалению, чёткого ответа на поставленный вопрос так и не последовало.

Николай Разворотнев высказал сомнения по поводу реалистичности рассчитанной до 2025 года программы вывода из эксплуатации старых школьных зданий и строительства новых школ. Более 10 тысяч школ имеют сегодня износ свыше 70 процентов. Стоимость программы составляет около трёх триллионов рублей, а это значит, в год необходимо выделять по 280 миллиардов рублей. Всего же в бюджете 2016 года на образование заложено около 580 миллиардов рублей, а на строительство школ всего 50 миллиардов.

Оценку правительственным реформам в области образования дал Олег Смолин, одновременно изложив предложения коммунистов о новом курсе образовательной политики.

После «правительственного часа» депутаты вернулись к так называемой законотворческой работе, которая свелась к отклонению полутора дюжин законопроектов. В числе отклонённых оказался и законопроект Вячеслава Тетёкина, где коммунист предлагал внести поправки в закон «О рекламе», запретив использование в роликах медпрепаратов образов врачей и фармацевтов, а также сделав обязательной ссылку на рекламодателей и лиц, выступающих в качестве экспертов. По мнению депутата, это должно повысить ответственность тех, кто берётся рекламировать чудодейственные лекарства, которые зачастую даже не прошли клинические испытания, и защитить потребителей от недобросовестной рекламы.

Под занавес пленарного заседания парламентарии рассмотрели несколько протокольных поручений, которые депутаты предлагали дать комитетам Госдумы. Так, Владимир Бессонов и Николай Коломейцев обратились к палате с предложением поручить Комитету Госдумы по безопасности и противодействию коррупции запросить в Генпрокуратуре информацию о проверке заявления детей-сирот города Новочеркасска Ростовской области по факту предоставления им жилья, непригодного для проживания. Как сообщается в заявлении сирот, им были предоставлены 26 «однокомнатных квартир» без кухонь, тепло- и шумоизоляции, с отрезанным газопроводом и аварийными водопроводом и канализацией в частном двухэтажном здании — бывшей столовой. По формальным основаниям думское большинство протокольное поручение депутатов-коммунистов отклонило.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *