Тема Украины не теряет своей болезненной актуальности – да и как она могла бы, если каждый новый обстрел городов и сёл Донбасса гулко отдаётся в наших сердцах? Трагическая эпопея Украины ещё явно не окончена. Но, в то же время, это события длились достаточно, чтобы стать и историей, а из истории просто необходимо извлекать уроки, переосмысливать её и отталкиваться от неё, как от опорной плиты на пути в будущее. В этой статье речь пойдёт о том, что автору видится очень важным уроком майданных событий.

После украинского переворота связи и отношения, особенно на уровне народных масс, между двумя некогда братскими родственными ветвями общерусского корня, не прервались, хотя и слабнут теперь неуклонно. И, естественно, в очных разговорах и заочных диспутах неизменно возникал вопрос “Зачем?”, что же вам дал этот майдан? И нередко ответом на него были разнообразные вариации на тему слова “свобода”. Схожий дискурс поддерживает и официальная украинская пропаганда: “путинские рабы”, “русские рабы”, “рабское самосознание”, якобы присущее жителям Донбасса, противопоставляются “свободным Украм”, потомкам “вольного казацкого рода” (что особенно смешно звучит в адрес жителей Львовщины и Тернопольщины, ну да речь не об исторической правде, а о центральных понятиях в нынешней официозной системе промывки мозгов). И эти представления проникают и на широкий общественный уровень – так в печально известном стихотворении Анастасии Дмитрук есть такие строки:

У вас Царь, у нас — Демократия.

Никогда мы не будем братьями

Само стихотворение здесь не столь интересно – его уже не раз анализировали, давали не него ответы, причём не только в прозе, но и здесь мы видим ту же разграничивающую понятийную линию. И именно это – тот урок, о котором мы не должны забывать, который мы не должны проглядеть в украинских событиях – проблема “свободы”. Слово “свобода” не зря взято в кавычки, потому что речь о свободе, понимаемой как абстракция. В неё у щирых Укров входит всё: это и Статую Свободы, США и их ценности и печеньки из заботливых рук госпожи Нуланд, это и бандеровцы и лесные братья, якобы сражавшиеся за свободу, а не пособничавшие самым грязным делам фашистов, наконец, поверх всего этого это ещё и кружевные трусики и всевозможные символы европейского потребления. Во имя “свободы” в числе прочего сжигались дома, а потом и люди, бомбились и обстреливались города и сёла, оплёвывалась история и культура России, а на самом деле и реальная, а не вымышленная история Украины, неотделимая от первой. Пушкин и даже Гоголь становились писателями-оккупантами, нежелательными для прочтения украинцами, особенно молодыми… И вот на дворе март 2016 года и, сейчас это очевидно даже подавляющему большинству украинцев, не говоря о внешних наблюдателях, страна и общество находятся в полном развале и жесточайшем кризисе. Страна разделена, в ней продолжают стрелять, растёт и ширится бандитизм, даже возникают полунезависимые бандитские анклавы в “лучших традициях” пана Грициана Таврического, вроде янтарных приисков в Ровенской области. По ряду экономических исследований и мониторингов за 2015 год Украина оказалась на 2 -3 месте в мире по уровню и скорости инфляции, 4 -5 – по падению ВВП, 3 (после находящихся в войне Йемена и Сирии!) месте по депопуляции. Заветные перспективы евроинтеграции отдалились на 25 лет (а фактически на неопределённо далёкое будущее, едва ли вовсе возможное при нынешнем кризисе ЕС), экономические связи с Европой как укрепились в одних отраслях, так и упали в других, а с Россией и странами Таможенного союза необратимо рухнули. Разваливаются целые отрасли производства, некогда завязанные на общесоюзную кооперацию. Гремят выстрелы политических убийств. Исчезла всякая управа на фашиствующие группы. Разве только Янукович и в самом деле ушёл – и на его место пришёл Порошенко, который даже внешне с некоторых ракурсов весьма напоминает своего предшественника, а по сути, является идентичным ему полукриминальным олигархом, рассматривающим пост президента как средство дополнительного обогащения, чему доказательством так и не проданные вопреки всем обещаниям шоколадный бизнес. Можно всё это назвать проявлениями свободы? Наконец, несвободное, зависимое положение Украины проявляется и во множестве предельно наглядных примеров, вроде массового приглашения на управления варягов – грузинских, прибалтийских, польских и иных, каких бог пошлёт. В невероятном раболепии, вплоть до поклонов и целования руки перед послом США, которому президент даже уступает своё кресло председателя на официальных совещаниях, когда господин посол соизволяет там появиться. Украинское общество сейчас не в состоянии даже обеспечить отставку явно и полностью дискредитировавшего себя премьера Яценюка из-за того, что он пользуется заграничной поддержкой. И всё же даже в этих условиях восклицания о свободе не исчезают! Почему?

Потому что речь в действительности идёт о пустом понятии, об абстракции, не имеющей отношения к жизни, хуже того – о лжи, разделяющей и стравливающей людей. Свобода – не небесная манна, появляющаяся и разливающая запах мирры, если правильно покамлать с американской и европейской символикой, она не наступает как пасха, она не окутывает всё общество, подобно тёплому одеялу. Собственно, свобода как её понимают сейчас на Украине, просто не существует! Это фикция и миф, это маска. Впрочем, а только ли на Украине? В Прибалтике – Эстонии и Латвии тоже очень любят рассуждать о “свободе” и необходимости её защиты. От кого? От русскоязычных жителей этих стран – именно это, тот, что они со своим “рабским менталитетом”, якобы, утянут гордых прибалтов с пути реформ, стало объяснением для лишения их гражданства и прав в 90-е годы. Очень любит рассуждать о свободе русский либерал: он готов к ней, он её жаждет, он её видит, но ему мешают. Кто? 80% населения России! Они несвободные, зашоренные, они – совки, которые не дают идти по пути свободы. Вот бы их тоже лишить избирательных прав! Заставить (В 90-е годы у либералов была весьма популярна надежда и ожидание “русского Пиночета”), а может и вовсе убрать как-нибудь… Узнаваемый портрет – и общая суть. Суть, при которой “свобода” в этом понимании оказывается средством разобщения, дискриминации, эксплуатации, угнетения и даже самого откровенного деления людей на сорта в духе фашизма! Ведь “несвободные ватники” несвободны как-бы от рождения, по определению своему, никак и никогда они не смогут приблизиться к так же врождённо свободным Украм, хоть бы они цитировали французских просветителей в оригинале.

Свобода – сложное этико-философское понятие, о ней спорили и разбивали лбы умнейшие люди на протяжении многих и многих поколений. Марксистское понимание свободы предельно конкретно – это освобождение от гнёта и эксплуатации: от господина-феодала, от тянущего соки капиталиста, от вторгшегося на родные просторы врага, гонящего людей на принудительные работы. Более верным и точным здесь будет говорить даже не о свободе, а об освобождении, о скидывании и сокрушении цепей, о воле, как противоположности покорности. Но ни в коем случае как о самоценной величине, как о некоей сияющей субстанции, висящей над людьми и облагораживающей всё вокруг себя. Свобода поменять себе эксплуататора – это не свобода, как и сменить господство одного олигарха другим. Свобода марксизма, что не менее важно, есть тоже вещь классовая – не единая для всего общества божия благодать, а вполне определённые социальные отношения между его составными частями. Ведь то, что будет свободой для трудящихся, станет её ограничением для капитала и наоборот. Да-да, и то же самое в отношении священной коровы всякого либерала – свободы выбора. Понимается она, правда, либералом предельно просто – прежде всего, в контексте выбора потребителя. Любимая их присказка и любимый поворот в рассуждениях, показывающий как плохо было в Совке – это рассказы про “один сорт колбасы и одну форму брюк для всех”. Само по себе это явное передёргивание, это мелко и пошло, но и не только. Сейчас колбасы у нас много сортов, много сортов и других товаров. Для простоты мы возьмём автомобили – Ладу и Ягуар. Между ними можно выбрать – вот предмет гордости всякого либерала-рыночника, но на много ли людей в действительности распространяется этот выбор и эта свобода? Очевидно, что нет. Превыше всякой свободы, превыше любой абстракции всегда был и будет фактор объективных материальных условий! Деньги у подавляющего большинства населения есть только на Ладу (а на самом деле нет и на неё) и лишь у ничтожного меньшинства – на Ягуар. У кого же в таком случае есть свобода? У того самого меньшинства – и оно же, вот парадокс, всегда в наибольшей мере за неё ратует!

Ограничением свободы предпринимателя, например, можно назвать всё трудовое законодательство. Что значит, не имею права уволить без выходного пособия!? Я нанимал, я хозяин – я и увольняю! И по такой логике об этом говорили и спорили в период его введения в промышленных странах Запада в XIX столетии. И трудящимся приходилось бороться за свою свободу – жизненно необходимое им освобождение, против свободы капиталиста. И так же приходится бороться и сейчас… Недавно в рамках укрепления свободы предпринимательства о 60-часовой рабочей неделе говорил олигарх Прохоров.

В современном обществе, подобно тому, как вор громче всех кричит “Держи вора!” за редчайшим исключением громче всех вопят о свободе те, кто задумал сделать бесправной, беззащитной существенную часть общества, а то и вовсе уничтожить её. О свободе кричит мошенник, которого поймала рука закона, о свободе кричит нацист, который горячо желает бить “несвободных”, о свободе кричат лицемер, политтехнолог, продажный журналист – чтобы защитить собственность и интересы своего патрона. Вот урок обществу, урок массам  не выученный урок, ведь схожим образом кричали и когда крушили СССР: если кто-либо начинает распространяться о свободе – самой по себе и для себя, свободе как самоцели – гоните его в шею! Не верьте ему! Ибо глядя на Украину, глядя на Прибалтику, глядя на наш собственный печальный пример, знаете куда ведёт этот путь и с какой подлинной и верной дороги он уводит!

Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.