Врачей поставили к конвейеру

Врачей поставили к конвейеру

Столичные медики выступают против насаждаемой чиновниками департамента здравоохранения города Москвы так называемой программы повышения качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений для оказания амбулаторной помощи «Московский стандарт поликлиники». Не так давно 18 сотрудников терапевтического отделения 4-го филиала 180-й московской поликлиники выступили с открытым обращением в адрес главного врача этого лечебного учреждения, утверждая, что внедрение данного стандарта у них привело к значительному ухудшению качества оказания медпомощи. Кстати сказать, часть выступивших с открытым обращением медиков принимала участие в прошлогодней «итальянской забастовке», охватившей несколько лечебных учреждений столицы.

В КОЛЛЕКТИВНОМ ОБРАЩЕНИИ медики потребовали, в частности, привести нормы приёма пациентов в соответствие с требованиями минздрава; восстановить совместный приём участкового врача-терапевта с участковой медсестрой; увеличить численность медицинского персонала в зависимости от количества участков и прикреплённых пациентов и в соответствии с действующими нормативными актами; обеспечить участковому врачу-терапевту отдельное время для ведения медицинской документации, а также для ежедневного посещения маломобильных пациентов (с февраля нынешнего года норма составляет 1 час в два дня).

«Московский стандарт поликлиники» начал действовать летом 2015 года, и, как отчитываются чиновники, за прошедшее с тех пор время в работе лечебных учреждений якобы произошли существенные изменения в лучшую сторону. Это, мол, и повышение доступности медицинской помощи, и сокращение очередей и сроков ожидания приёма у врача, и создание комфортных условий для пациентов. Однако так ли обстоят дела на самом деле? Медики 4-го филиала 180-й поликлиники считают, что положение вовсе не так радужно. О ситуации, сложившейся в филиале и в целом в здравоохранении, корреспонденту «Правды» рассказывает акушер-гинеколог, сопредседатель профсоюза медработников «Действие» Екатерина Чацкая.

— Качество обслуживания пациентов и условия труда в нашей поликлинике после введения данного стандарта, на наш взгляд, значительно ухудшились, — говорит Е. Чацкая. — Катастрофически не хватает специалистов. Только за 2015 год уволились 18 терапевтов и 5 медсестёр (в частности, из нашего 4-го филиала — 9 терапевтов). 22 участка обслуживают всего 14 врачей этой специальности. Учитывая, что к поликлинике прикреплены около 65 тысяч человек, одному врачу приходится обслуживать участок, насчитывающий примерно 3,5—5 тысяч человек. Это чрезмерно много! Ведь данная цифра должна быть на уровне 1700 человек. Однако вместо того, чтобы восстанавливать кадровый состав, руководство лишь увеличивает нагрузку на работающих. Например, время амбулаторного приёма, которое должно составлять 6,6 часа в день, порой доходит до 8—10 часов. Особенно остро это проявляется зимой, в период роста заболеваемости гриппом и ОРВИ, когда после 8-часового (а порой даже более длительного) приёма в поликлинике приходится идти на вызовы, потому что не хватает так называемых мобильных бригад, которые должны по новым правилам выезжать на дом к пациентам. В результате медики вынуждены работать в своё свободное время, в выходные, однако работодатель эти переработки никак не оплачивает.

Отдельная тема — с участковыми медсёстрами. Фактически на них просто перекладывают обязанности дежурного администратора, консультанта у терминала, медсестёр регистратуры. То есть они сейчас вынуждены заниматься работой, которая не требует специальных навыков, и это, естественно, не может не сказаться на их профессиональной квалификации. В то же время свои непосредственные трудовые обязанности, такие, как организация амбулаторного приёма участкового врача-терапевта, подготовка приборов, инструментов, помощь врачу в оформлении документации и в работе с пациентами (помочь раздеться/одеться, измерить давление), они не могут выполнять как положено, им просто-напросто не хватает на это времени. Очень важно, на наш взгляд, отметить, что помощь врачу во всех этих делах позволяет ему более качественно работать, всё внимание уделяя пациенту, и не отвлекаться на заполнение бумаг и т.д.

Есть и другие проблемы. В частности, в нашем филиале фактически ликвидирована регистратура, там располагается только картохранилище, а медсёстры теперь трудятся… в коридоре на так называемых сестринских постах, введение которых, мы считаем, ущемляет права как медиков, так и пациентов. Больного вынуждают рассказывать о своих болезнях в присутствии находящихся рядом посторонних людей, а это уже прямое нарушение врачебной тайны.

Причём ситуация, подобная той, что в нашем филиале, — это отнюдь не проблема отдельно взятого лечебного учреждения. Это системные пороки всего нашего здравоохранения. В поликлиниках, где трудятся мои коллеги из профсоюза «Действие», те же самые проблемы.

Кроме того, недовольны медики ликвидацией участкового принципа оказания медпомощи (когда врач закрепляется за определённым участком). Его отмена, отмечают авторы коллективного письма, в худшую сторону влияет на возможность эффективного лечения больных. Прибывающие на вызовы в составе мобильных бригад медики (каждый раз это совершенно разные люди) не способны правильно оценить динамику состояния пациента и эффективность лечения, так как они не наблюдают их постоянно, как ранее это делали участковые терапевты. Результат — многочисленные жалобы пациентов.

Тяжёлые, стрессовые условия труда в 4-м филиале 180-й поликлиники заставляют медработников искать себе применение за пределами данного лечебного учреждения. Низкая заработная плата, большой поток пациентов, невозможность уложиться в нормативы — всё это способствует оттоку специалистов из поликлиники. Из филиала увольняются не только терапевты, много лет здесь проработавшие и до предела измученные нагрузками, но и «новобранцы», некоторые из них не успели потрудиться и один-два месяца, а порой и недели. Поликлиника лишается опытных врачей, да и новые специалисты не задерживаются, столкнувшись с подобными нагрузками.

Как отмечают медицинские работники 4-го филиала, у них действует норматив времени приёма — 12 минут на одного пациента, что не дотягивает даже до федеральных отраслевых норм (15 минут), которые, впрочем, тоже носят рекомендательный характер, и поэтому их мало кто придерживается. Естественно, в таких напряжённых условиях участковый врач-терапевт просто-напросто не сможет уделить необходимое количество времени нуждающемуся в медпомощи человеку без того, чтобы не пострадало качество лечения. Медицинские услуги фактически ставятся на конвейер. Таким образом, сетуют медики, получается, что либо врачи работают по совести, но тогда перерабатывают, причём без доплаты, либо трудятся в ускоренном темпе, но тогда страдает качество.

Учитывая все проблемы в филиале поликлиники и отсутствие реакции главврача на коллективное обращение (точнее — реакция была, но весьма специфичная: фактически людям было предложено добровольно согласиться с кабальными условиями труда, подписав соответствующий договор), медработники приняли решение о подаче заявления в прокуратуру. И первые результаты прокурорской проверки уже есть. Так, сотрудникам за март была выплачена заработная плата в увеличенном размере.

— Если раньше нам платили, можно сказать, голый оклад и те надбавки, которые по закону никак нельзя снимать, то после проверки всем начислили стимулирующие, некоторые получили деньги за так называемую интенсивность работы, — продолжает Е. Чацкая. — Кстати, в соответствии с положением об оплате труда руководство обязано выдавать 100 процентов стимулирующих выплат, если к медработнику нет нареканий. Однако под разными предлогами администрация пыталась уйти от этого.

Конечно, факт передачи обращения в прокуратуру очень не понравился нашему руководству. На тех, кто его подписал, сразу же начали оказывать моральное и психологическое давление: их неоднократно вызывали на личные беседы, предлагали написать заявления на увольнение по собственному желанию, начали тщательно проверять медкарты, видимо, стараясь найти повод для взысканий, и т.п.

Однако люди доведены до такого состояния, что им уже ничего не страшно, лучше уволиться, чем терпеть подобные издевательства. Хотя некоторым всё же по разным причинам пришлось отозвать свои подписи. В то же время большинство понимают: профсоюз реально помогает отстоять свои права. Как известно, в прошлом году в ряде поликлиник Москвы медики — члены профсоюза «Действие» проводили «итальянскую забастовку» и добились существенных результатов. В частности, в нашей 180-й поликлинике установлен 6-часовой приём для медработников женской консультации (только в этом отделении на тот момент была организована ячейка профсоюза), в то время как работодатель настаивал на 7,5-часовом, а также отменена система эффективного контракта, который пытался внедрить работодатель (в критериях оценки работы по этому контракту должны были бы учитываться обязанности, не входящие в должностные инструкции, и за их выполнение начислялись бы стимулирующие выплаты, составляющие 50 процентов от зарплаты).

Следует отметить, что депутат-коммунист Госдумы РФ Валерий Рашкин направил запрос министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой с требованием разобраться в ситуации, сложившейся в 180-й поликлинике, и принять меры по защите прав работников этого учреждения. Он потребовал пояснить, каковы текущие результаты внедрения программы «Московский стандарт поликлиники» на территории города Москвы, насколько они соответствуют целям программы и произошло ли после её внедрения улучшение качества услуг здравоохранения на территории города Москвы.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *