Сегодня на сайте портала «Военное обозрение» была размещена статья, в которой речь шла о вздорном обвинении России со стороны министра обороны Польши в организации Волынской резни. Публикуем её полностью.
Польские политики самого высокого ранга по-прежнему открыто позиционируют себя как отъявленных русофобов. В своей патологической ненависти к российскому государству, многие польские политические деятели переходят границы не то, что допустимого, а просто здравого смысла. Их высказывания начинают напоминать бред психически больных людей. Так, на днях министр обороны Польши Антони Мачеревич обвинил Россию в том, что она является главным виновником Волынской резни — массового уничтожения польского населения, организованного украинскими националистами.
Напомним, что весной — летом 1943 г. на территории Волыни украинскими националистами из Украинской повстанческой армии было организовано массовое уничтожение этнического польского гражданского населения. До 1939 года Волынь находилась в составе Польши, а после начала Второй мировой войны оказалась под контролем гитлеровской Германии. В то же время, на территории Волыни активно действовали украинские националисты. Бандеровцы рассматривали Волынь как территорию Украины и, соответственно, стремились очистить ее от польского населения. Весной 1943 г. руководство волынских формирований Организации украинских националистов (бандеровцев) приняло решение очистить территорию Волыни от польского населения. Формально поляков обвиняли в том, что некоторые из них служили в немецкой администрации и несли службу по охране лесов и государственных поместий. Позже нападения УПА распространились и на обычное гражданское население, включая тех, кто жил на Волыни издавна. 11 июля 1943 года в течение одного дня были совершены нападения на 150 польских селений. Помимо боевиков УПА — ОУН (б), в этнических чистках польского населения участвовали и многие представители местного украинского населения. В результате действий УПА-ОУН (б), по оценкам современных исследователей, на Волыни погибло не менее 36, 7 тысяч поляков. Отметим, что это только те люди, у которых удалось установить имена и места гибели. Кроме того, выявили факты убийства еще почти 20 000 поляков, чьи обстоятельства гибели так и не были установлены. В любом случае, оценки исследователей примерно сходятся — от 30 до 50-60 тысяч поляков стали жертвами Волынской резни. В свою очередь, Волынская резня стала поводом для ответных действий со стороны польской Армии Крайовой, которая в конце лета 1943 года начала этнические чистки украинского населения. Однако количество украинцев, уничтоженных Армией Крайовой, было значительно меньше — 2-3 тысячи человек, при этом такие цифры приводятся украинскими, а не польскими историками. Гораздо более многочисленными были жертвы среди украинского населения, составлявшего до 30% жителей юго-восточных районов Польши. Здесь от рук бойцов Армии Крайовой погибло 15-20 тысяч украинцев.
Вплоть до 1990-х гг. Волынской резне не уделялось много внимания ни в польских, ни в украинских источниках. Возможно, что это был вполне обоснованный шаг. Советская власть и находившееся под ее влиянием польское социалистическое руководство, стремились избежать постоянного возврата к теме резни, который мог повлиять на межнациональные отношения в регионе. Активно муссировать тему Волынской резни начали в середине 1990-х гг. В 2003 г. президенты Украины и Польши подписали «Совместное заявление „О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни“». В нем обе стороны выражали глубокие сожаления по поводу произошедшей трагедии. Тем не менее, в 2009 г. Сейм Польши принял постановление о том, что ОУН и УПА совершили на территории Волыни антипольскую акцию, которая имела характер этнической чистки и обладала признаками геноцида польского населения. Тем самым, польская сторона подчеркнула, что точка по вопросу о Волынской резне еще не поставлена. 15 июля 2013 года, в 70-ю годовщину Волынской резни, польский Сейм вновь принял специальную резолюцию, в которой опять охарактеризовал трагические события на Волыни как этническую чистку с признаками геноцида. Была озвучена и цифра погибших в 1942-1943 гг. на Волыни и в Галиции поляков — около 100 тысяч человек. В то же время, в резолюции 2013 г. содержалось упоминание и о тех украинцах, которые принимали участие в защите польского населения и даже отдавали свои жизни, пряча у себя польские семьи. Это был шаг в сторону Украины, поскольку в Польше прекрасно понимали — для Киева история Волынской резни также является принципиальным вопросом. В отличие от постановления 2009 года, против резолюции 2013 г. выступили некоторые польские оппозиционные партии, которые настаивали включить в резолюцию более жесткую формулировку — что на Волыни осуществлялись не этнические чистки с признаками геноцида, а самый настоящий геноцид поляков. Тем не менее, польское руководство не хотело включать в резолюцию формулировку, характеризующую трагедию Волыни как геноцид — ведь в этом случае могли существенно ухудшиться отношения с Украиной, а Польше, как основному проводнику американского влияния в Восточной Европе, это было не выгодно с политической точки зрения. Тем не менее, 7 июля 2016 г. польский Сенат принял постановление «По вопросу увековечения памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан II Речи Посполитой в 1939—1945 годах». Обращалось внимание и на то, что жертвами боевиков УПА — ОУН (б), помимо польского населения Волыни, становились люди других национальностей — евреи, чехи, армяне, а также украинцы, которые помогали польским семьям. В постановлении польские сенаторы призвали польский Сейм признать 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против поляков.
Примечательно, что Волынская резня объявлена геноцидом именно сейчас — когда Украина активно просится в Евросоюз, а Польша является одним из главных партнеров Киева по русофобской политике. Тем не менее, 15 июня 2016 г. вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции Иванна Климпуш — Цинцадзе подчеркнула, что Киев может официально извиниться перед Польшей за Волынскую резню, если Варшава докажет, что командовавший УПА Роман Шухевич «сделал что-то плохое». Это высказывание весьма странно само по себе, особенно если учитывать, что массовое истребление поляков во время Волынской резни является исторически доказанным фактом, а Роман Шухевич как лидер УПА несет безусловную ответственность за все действия подчинявшихся ему формирований.
И вот — новый поворот. Министр обороны Польши Антони Мачеревич заявил, что настоящим виновником Волынской резни была … Россия. По словам Мачеревича, геноцид действительно имел место быть, но за спиной украинских националистов якобы стояли русские, которым было выгодно стравить два народа. Абсурдность этого утверждения настолько очевидна, что даже не выдерживает никакой критики. Начать хотя бы с того, что государства под названием «Россия» в 1943 году не существовало. Был Советский Союз. Высшим руководителем Советского Союза и его ближайшим соратником и помощником по вопросам государственной безопасности были в то время выходцы из Грузии — Иосиф Виссарионович Джугашвили и Лаврентий Павлович Берия. В состав СССР входила и Украинская советская социалистическая республика, фактическим наследником которой, в 1991-2014 гг. сохранявшимся в границах УССР, и стала современная Украина. Очевидно, что польский министр обороны пытается переложить вину за геноцид поляков на Волыни на Россию вполне осознанно — ведь разногласия по оценке тех трагических событий довольно пагубно сказываются на отношениях Варшавы и Киева. На Украине главной опорой действующего прозападного режима являются националистические организации, для которых Степан Бандера и Роман Шухевич — идеализируемые исторические герои. В Польше, в свою очередь, до сих пор не могут забыть Волынскую резню — ведь многие люди потеряли в ней своих родственников.
На самом деле, Мачеревич фактически поддержал ту версию, которой придерживается ряд украинских политиков и историков. Но украинских националистов понять можно — они всеми силами хотят снять со своего национального героя Шухевича обвинения в организации Волынской резни, так как иначе будут вопросы — почему одним из символов современной Украины является фигура кровавого палача польского народа и как это может соотноситься с процессами пресловутой «евроинтеграции»? Отказаться от упоминания Шухевича как национального героя украинские националисты тоже не могут — в современной Украине не так много исторических фигур, которые удовлетворяли бы русофобские взгляды представителей киевского режима. Если убрать Шухевича, Бандеру — кто же станет столпом идентичности, основанной на русофобии?
В 2015 году Мачеревича сделали министром обороны Польши. На фоне продолжающегося «бряцанья оружием» и нарастающей русофобии, это была очень подходящая кандидатура. Мачеревич — патологический русофоб, который видит во всем «руку Москвы» и «происки русских». Он обвинял Россию в причастности к катастрофе самолета под Смоленском, во время которой погиб президент Польши и целый ряд высокопоставленных военных. Еще один прекрасный штрих к портрету Мачеревича — его сомнения в подложности «Протоколов сионских мудрецов». Мачеревич называет Польшу не иначе, как «фронтовым государством», и требует, чтобы на ее территории было размещено как можно больше войск НАТО. Кроме того, Мачеревич считает, что Польше необходимо вдвое увеличить численность собственных вооруженных сил, соответственно — и военные расходы страны. О том, что в случае боевых действий, в этом случае, именно по Польше будут наноситься мощные удары, Мачеревич почему-то не говорит. Впрочем, и так понятно, что для него ненависть к России давно стала смыслом жизни, по сравнению с которым жизни простых поляков — стариков, детей, женщин — ничего не значат. Не имеет для него значения и социально-экономическое положение Польши, которое не столь и хорошо, а в условиях многократного увеличения военных расходов станет еще менее удовлетворительным.
Российская сторона уже прокомментировала слова польского министра обороны. Одной из первых отозвалась официальный представитель российского Министерства иностранных дел Мария Захарова. На своей странице в социальной сети Facebook Захарова подчеркнула, что, во-первых надо уточнить, озвучивал ли министр Мачеревич свои собственные позиции или официальную точку зрения Варшавы на причины Волынской резни. Во-вторых, Мария Захарова поинтересовалась, «есть ли исторические события или природные явления, в которых Россия не виновата?». Также Захарова выразила опасения, что поощрение подобных высказываний официальных лиц со стороны польского руководства, в конечном итоге приведет к перерастанию бытовой русофобии в разжигание национальной ненависти. Председатель Комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константин Косачев выразился более определенно — он назвал обвинения России в организации Волынской резни не иначе, как предательством.
Хотелось бы добавить, что слова Мачеревича — это предательство не только СССР, освобождавшего Восточную Европу от ужасов нацизма, но и предательство по отношению к польскому народу. Выискивая ложных, мифических виновников Волынской резни, польские лидеры, тем самым, оставляют безнаказанными ее настоящих организаторов и их исторических наследников — современных украинских националистов. Кроме того, они открыто плюют в лицо полякам, потерявшим своих родных, топчут память о многочисленных сынах Польши, сражавшихся в рядах Красной Армии против германского нацизма. История взаимоотношений польского и русского народов очень долгая и очень сложная, но хороших моментов в ней все же больше. Многие видные деятели государства российского имели польское происхождение, среди русских поляков много военачальников и ученых, деятелей искусства и культуры, просто хороших и порядочных людей, патриотов своей страны. Разжигание национальной розни между двумя народами не принесет ничего хорошего, в первую очередь, самой Польше.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.