21 июля в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвящённая предложениям КПРФ по развитию агропромышленного комплекса в России.
ПРЕДВЫБОРНАЯ программа КПРФ «Десять шагов к достойной жизни» затрагивает практически все сферы социально-политической жизни российского общества, экономики и культуры. Её составная часть — аграрная отраслевая программа КПРФ — посвящена возрождению сельского хозяйства страны, обеспечению продовольственной безопасности, отметил Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной думе Геннадий Зюганов. Аграрная отраслевая программа КПРФ подготовлена при участии экспертов, аграриев-практиков, учёных, директоров сельскохозяйственных народных предприятий.
Более подробно программу представил заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин. Продовольственная безопасность достигается в том случае, когда не менее 80% продуктов питания производятся отечественным аграрным сектором. С этим на словах согласилось даже правительство. Но одно дело — говорить правильные вещи, другое — развивать сельское хозяйство на деле.
В реальности же аграрный сектор экономики России до сих пор не достиг того уровня, который был в 1991 году, когда была полностью обеспечена продовольственная безопасность страны. В РСФСР производилось 116 млн. т зерна, молока — 55,7 млн. т, мяса говядины (в убойном весе) — 4,1 млн. т, мяса свинины и птицы — 5,5 млн. т, биоресурсов добывалось около 9 млн. т. Сегодня спустя 25 лет произошло падение в два раза по основным показателям сельскохозяйственного производства. Ныне производится молока лишь 30 млн. т, мяса говядины — 1,6 млн. т. Крупный рогатый скот повырезали, и этот процесс продолжает нарастать. Если взять овощи и фрукты, то их товарное производство практически разрушено, 85% этих продуктов выращивается в личных подсобных хозяйствах, поэтому миллионы тонн овощей и фруктов сегодня импортируются.
Причина провала сельского хозяйства России — в недостаточной поддержке со стороны государства. В советский период эта поддержка составляла до 15% объёма бюджета, в новой России в отдельные годы затраты бюджета на эти цели составляли 1% и менее. Это при том, что Европа и США тратят миллиарды долларов и евро на поддержку своих аграриев.
10% бюджета — триллион рублей — это тот минимум, который необходимо направлять на развитие села. Нужно реструктурировать долги сельхозпредприятий. Сельское хозяйство слабо обеспечено техникой. Если в 1990 году на полях было 1,3 млн. тракторов, то ныне их осталось лишь 240 тысяч. В том числе комбайнов было 410 тысяч, сейчас — около 70 тысяч.
Земельные ресурсы используются расточительно, хищнически.
Плодородие почвы стремительно теряется. Сегодня примерно 49% земель сельхозназначения подвержены процессам деградации. 100 млн. га постепенно превращаются в пустыню, 65 млн. га подвержены водной и ветровой эрозии, 23 млн. га — переувлажнению, 38 млн. га — засолению. Более 41 млн. га пашни выведены из севооборота. По сути, разрушена система мелиорации. Закисляются, заболачиваются даже чернозёмные почвы!
НЕ МЕНЕЕ ужасающие результаты в кадровой политике на селе. В конце 1980-х годов на селе работали свыше 2,5 млн. квалифицированных механизаторов, около 1,2 млн. — специалистов со средним и высшим образованием. Сейчас специалистов в десятки и сотни раз меньше, катастрофически не хватает механизаторов, доярок, скотников. Профессиональных училищ на селе было 4000, осталась всего 1000. Столь же критическая ситуация в сельхознауке: идёт сокращение НИИ. Необходимо увеличить бюджетное финансирование фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ аграрного профиля минимум в три раза, нужно немедленно разработать и реализовать меры по возрождению отраслевой науки.
Для агрария важно не только произвести сельхозпродукцию, но и реализовать её по приемлемой цене, с чем не было проблем в советское время, когда успешно сосуществовали государственные закупки, продкооперация и другие формы реализации сельхозпродукции. Сегодня производитель самостоятельно не может выйти на рынок, который заполонили разного рода посредники и перекупщики.
КПРФ для обеспечения свободного доступа российских сельхозпроизводителей на рынок разработала ряд законодательных предложений, которые решат следующие задачи: вернуть крестьянам рынки в крупных промышленных городах; создать сеть оптовых рынков и организаций для продвижения отечественных продуктов; обязать иностранные торговые сети реализовать не менее 50% в общем объёме сельхозпродукции отечественного производства; вывести сельское хозяйство России на самый высокий конкурентный уровень.
— Мы работаем для людей, — сказал директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин, — и для нас важно, чтобы та продукция, которую мы производим, была востребована покупателем. А если люди вынуждены сводить концы с концами, когда для них важнее цена, а не качество, то конкурировать с фальсификаторами довольно непросто. Именно поэтому у нас, к примеру, рост продаж молока сопровождается ростом импорта пальмового масла. Мы, аграрии, оказались в сложном положении: государственная система поддерживает не сельхозпредприятия, а банки.
— Половину продовольствия Россия сегодня импортирует, — отметил заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. — Это результат того, что сельское хозяйство планомерно разрушалось все эти годы, потому что правительство прекратило его субсидировать. И это при том, что в Евросоюзе на каждый гектар сельхозугодий даётся поддержка в размере 250 евро в год, Япония даёт 67 млрд. долларов ежегодно сельскому хозяйству, Китай — почти 150 млрд. долларов, Россия — всего около 5 млрд. Поэтому все разговоры об импортозамещении — не более чем разговоры. Ни фермерские хозяйства, ни даже крупные хозяйства не могут закупить достаточное количество техники — денег нет. Сельское хозяйство необходимо освободить от налогов и увеличить государственные дотации.
Генеральный директор сельскохозяйственной компании «Дашковка» Виктор Таранин заявил о том, что не ощущает никаких перемен к лучшему в отношении к аграриям со стороны государства, несмотря на разговоры об импортозамещении. Например, дотации производителям молока за последний год уменьшились на 31%, такая же картина и в овощеводстве. Но самая серьёзная проблема, которая волнует аграриев, по мнению В. Таранина, — это то, что рынок не в состоянии «всё отрегулировать»:
— Мы работаем наугад, не знаем, сколько и какой продукции производить и удастся ли нам её продать. В прошлом году те, кто посадил много картофеля, оказались в большом убытке, который государство никак не компенсировало. Всевластие торговых сетей — ещё одна проблема. Они в любой момент могут вернуть продукцию производителю, ничего не заплатив. Мы полностью бесправны перед ними.
Заместитель председателя Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев обратил внимание журналистов на то, что сельское хозяйство — локомотив для экономики любой страны мира. Одно рабочее место на селе даёт 12 рабочих мест в семи других отраслях. В 1991 году СССР имел уровень развития сельскохозяйственной техники, сопоставимый с США и по качеству, и по количеству, и по ассортименту. Для растениеводства производилось 1540 наименований машин и ещё 640 — для животноводства. Сегодня для растениеводства производим 540 наименований машин и 60 — для животноводства. То есть порядка 90% техники для животноводства закупается по импорту, что приводит к гигантским затратам на обслуживание и ремонт, к зависимости от валютного курса рубля. На селе разрушена инженерная служба, ранее этим занималась разветвлённая структура минсельхоза. Только в сельхозмашиностроении было 18 прикладных научно-исследовательских институтов, сейчас нет ни одного.
Глава Лотошинского муниципального района Московской области Екатерина Долгасова убеждена в том, что главное, что может гарантировать продовольственную безопасность страны, — это развитие села. Селяне сегодня нуждаются в том, чтобы здесь сохранились и развивались школы. В этом случае на селе останутся молодые специалисты. Точно так же селу необходимы медицинские услуги: недопустимо закрывать сельские медицинские учреждения, ФАПы. Нужно и дороги строить, и газ проводить.
«Без села Россия умрёт или станет голодной, — заявила Екатерина Долгасова. — Сбережём село — всю Россию сохраним!»
Александр ДЬЯЧЕНКО.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.