Чем заметнее ширилось забастовочное движение в стране, тем большее внимание «Правда» уделяла вопросам организации стачек. Особенно пристально газета стала всматриваться в рабочие собрания, на которых пролетарии коллективно вырабатывали тактику совместной борьбы за свои интересы.
В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ примечателен 34-й номер главной рабочей газеты, вышедший 8 (21) июня 1912 года. Как и в предыдущих номерах, в нём важное место занимает рубрика «Рабочее движение», но в этом номере она конкретизирована: «Стачки». Заголовки заметок без изысков: даётся название предприятия, на котором пролетарии бастуют.
«Спб металлический завод
6 июня, ночью, состоялось общее собрание рабочих Спб металлического завода в количестве 500 человек. Обсуждался вопрос о ходе забастовки. Рабочие решили придерживаться старого постановления: к заводу не приходить, а кому, может быть, будут присланы пригласительные письма администрацией завода, то таковые немедленно приносить на общее собрание.
Затем были прения по поводу маляров: оказалось, что заводоуправление ввиду приостановки малярной работы сдаёт работу вольным подрядчикам Пугачёву и Белоусову. Рабочие постановили с подрядчиками в переговоры не вступать, а предложить работающим от подрядчиков малярам из солидарности к забастовавшим товарищам прекратить заводскую работу.
Обсуждая текущие дела, рабочие постановили выдавать пособия крайне нуждающимся из поступающих сумм. Ораторы высказались о деятельности профессиональных организаций и указали, что рост их зависит всецело от рабочих. Поступило в пользу бастующих рабочих от снаряжательного отдела патронного завода 60 руб. 78 коп. Рабочие металлического завода благодарят товарищей за оказанную поддержку».
Какое богатое содержание у этой небольшой заметки! Забастовка будет продолжена; не допустить появления штрейкбрехеров; отношение к профсоюзам и т.п. Но особо хочется обратить внимание на рабочую демократию, реальные навыки которой формируются потребностями стачечной борьбы.
В условиях забастовки рабочее собрание действует как власть, которая и принимает решения, и исполняет их. Вот где закладываются принципы советовластия, коренным образом отличающиеся от буржуазного парламентаризма. Они не следствие каких-то умозрительных кабинетных конструкций, а суровая необходимость классовой борьбы: на пролетарской стороне баррикад нет никаких структур, занятых исполнением решений рабочих собраний. Постановления здесь принимаются не для кого-то, а для себя. Поэтому и собрание столь массовое, на него пришло большинство заводского люда.
Поскольку решения принимаются для себя, то и обсуждаются они заинтересованно: в заметке особо отмечается, что «были прения», «ораторы высказывались»… Какое после этого может быть отчуждение от такой власти?!
А ещё для рабочей демократии характерны классовая солидарность и социальная справедливость. Потому-то собрание металлического завода и обсуждало вопросы стачечных средств. А разве не переплетаются солидарность и справедливость в том, что «рабочие постановили выдавать пособия крайне нуждающимся из поступающих сумм»? Только классовая солидарность и социальная справедливость на рабочем собрании выглядят не абстрактными лозунгами, а живой жизнью.
И подтверждением этого служат следующие заметки газетной подборки о стачках.
«Невский судостроительный завод
В мастерской по постройке пароходов добровольного флота, где работает 300 сборщиков, рабочие потребовали прибавки цехового жалованья, на что администрация ответила обещанием исполнить требование рабочих. Но так как администрация не исполнила обещания, то рабочие на общем собрании постановили не работать «экстры».
Как видим, рабочее собрание приняло оригинальное решение: прекратить не все работы, а только те, в которых больше всего заинтересованы владельцы предприятия. Выходит, стачки по своей форме могут быть разными, но все они нацелены на отстаивание интересов и прав наёмных работников, то есть насыщены классовой борьбой.
А вот ещё одна информация из той же газетной подборки:
«На заводе Крейтона
Забастовка на судостроительном заводе Крейтона, где работает свыше 1300 человек, проходит уже вторую неделю чрезвычайно дружно. 6 июня разыгралась любопытная история: корабельному мастеру для исполнения срочной работы по сборке отдельных частей, несмотря на все его старания, не удалось найти необходимых шести человек.
Когда была объявлена забастовка, некоторые из лавочников рабочего района закрыли кредит для рабочих во время забастовки. На рабочем собрании это вызвало дружный отпор со стороны мастеровых — в виде бойкота этим лавочникам. Узнав о бойкоте, лавочники убоялись потерять на будущее время покупателей и немедленно же восстановили кредит».
Понятно, что такие пролетарские решения могут стать действенными, если солидарность стала правилом жизни заводского люда. А выработке солидарного поведения серьёзно способствуют рабочие собрания: по отдельности тот или иной человек мог проявить слабость, но когда решение принято коллективно, то его невыполнение становится предательством товарищей-соседей по рабочему месту, по цеху, по классу.
Выходит, самые обыкновенные экономические стачки — это не только выбивание дополнительной копейки к зарплате. Это не в меньшей степени политический университет пролетариата. В ходе забастовки у стачечников формируется привычка подставлять плечо товарищам по борьбе. Вот так и вырастают пролетарские революционеры.
А ещё в ходе забастовки пролетарий овладевает наукой рабочей демократии, из которой и выросли основы Советской власти. Без этой школы он едва ли сможет, придя к власти, создать страну Советов. Об этом полезно помнить каждому партийному комитету, каждому отделению КПРФ. Ведь в программе партии мы взяли обязательство перед трудящимися России вернуть стране Советскую власть.
Да здравствует стачка, самый действенный способ защиты рабочих интересов, школа классовой, пролетарской демократии, школа борьбы за Советскую власть!
Виктор ТРУШКОВ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.