Лариса Ягункова. Большой экран для маленьких граждан: чему он учит?

Лариса Ягункова. Большой экран для маленьких граждан: чему он учит?

В разгар школьных каникул нелишне поговорить о детском кино. Когда-то оно было непременной частью школьного досуга. А уж каникулы не проходили без вылазки в ближайший кинотеатр. Прокатчики приберегали детские фильмы к летнему сезону. Их показывали в городах и деревнях, в пионерских лагерях и на детских площадках. И какие же это были увлекательные фильмы! Вместе с героями юные зрители становились землепроходцами, мореплавателями, преобразователями природы, первооткрывателями кладов, победителями соревнований, соискателями открытий. Вместе с ними приобщались к великим истинам: творчество несёт радость, труд созидает характер, дружба придаёт силы.

ДЕТСКИЙ кинематограф в Советском Союзе был делом государственной важности. По остроте постановки проблем, широте охвата жизни он не уступал взрослому. Такие фильмы 1940—1950-х годов, как «Счастливого плавания», «Красный галстук», «Огни на реке», «Команда с нашей улицы», «Таинственная находка», ставили вопрос о самосознании подрастающего человека, о его месте в обществе, о чувстве долга и чести. Ещё до войны работала киностудия «Детфильм», выпускавшая детские и юношеские фильмы.

После выдающейся экранизации автобиографической трилогии М. Горького ей было присвоено имя писателя. Как ни удивительно, именно это обстоятельство побудило студию изменить профиль: мол, название обязывает к тематической широте. Но с 1972 года студия снова ориентирована на производство детских и юношеских картин, была запущена в производство дилогия «Москва—Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Плодотворно работало в том же направлении и объединение «Юность» на «Мосфильме». За полтора десятка лет там вышло почти 40 детских фильмов самых разных жанров, и среди них такие известные, как «Звонят, откройте дверь», «Неуловимые мстители», «Айболит 66», «Чучело».

Детское кино отнюдь не было убыточным — оно собирало от 10 до 15 миллионов зрителей в год. Но по мере того, как трансформировалось общество, дрейфуя в сторону либерализма и «общечеловеческих ценностей», менялось и отношение к детскому кино. Именно тогда начался поворот отрасли в сторону коммерциализации. Число 10 миллионов казалось уже недостаточным: как же, какой-нибудь детектив собирает 40 миллионов! Среди кинематографистов находилось всё меньше и меньше энтузиастов, готовых работать для юных зрителей. К середине 1980-х годов Ролан Быков и Владимир Грамматиков остались в одиночестве.

Понятно, детское кино — это призвание, требующее особого склада натуры, особого взгляда на маленького человека. И эти качества могут получить развитие только в определённой питательной среде. Такие фильмы, как «Чудак из 5 «б». «Осторожно, черепаха!», «Ох уж эта Настя!», могли произрасти в здоровом общественном климате, где человек, и большой и маленький, представляет собой несомненную ценность.

Между тем общественный климат менялся, и с ним менялось отношение к детскому кино. Уже в начале 1980-х годов выпуск детских фильмов был сокращён почти вдвое, а в последующие годы — до нескольких единиц. Тогда же во всех инстанциях заговорили о том, что интерес к такому кино упал, потому что сфера досуга этой возрастной группы ощутимо расширилась благодаря телевидению, эстраде, спорту. Пытаясь спасти целое направление отрасли, режиссёр Ролан Быков в 1989 году создал Всесоюзный центр детского и юношеского кино и телевидения. С этой целью он готов был войти со своим центром в новую «перестроечную» ассоциацию кинопрокатчиков. Но те сделали ставку на американские фильмы.

НОВЫЕ времена поставили крест на всех начинаниях немногих энтузиастов. Кто бы теперь дал денег под проект детского фильма, кто бы взялся его тиражировать и прокатывать? А если и находился продюсер, то он выдвигал свои жёсткие условия. Уже на стадии проекта режиссёр должен был менять замысел фильма, приспосабливаясь к чужому вкусу и видению темы. Памятна история блокбастера «Война принцессы». Собственно, блокбастером этот фильм стал в процессе съёмок. Вместо рассказа о дружбе русской девочки и мальчика-армянина, ставших заложниками межнациональных отношений взрослых людей, получился фильм о вражде двух детских этнических банд.

«Войну принцессы» стоит вспомнить хотя бы потому, что в этой картине чётко отразился «новый подход» к детской тематике: детство оказалось краплёной картой в руках шулеров — очернителей жизни и человеческой природы. Вспоминается ещё один «шедевр» такого рода с красноречивым названием «Сволочи»: там речь шла о якобы существовавшей в годы Второй мировой войны детской диверсионной школе. Лживые наветы и клевета на детей — пожалуй, самое отвратительное, до чего дошло человеконенавистническое мышление.

Детское кино перестали снимать ещё и потому, что к концу 1990-х годов заметно обозначился демографический провал. Рождаемость продолжала падать, и это неминуемо сказывалось на детской аудитории. Понадобились государственные меры: с одной стороны, учреждение материнского капитала в поддержку рождаемости, с другой — создание Кинофонда, чтобы вернуть смысл самому этому понятию — «детское кино». Энтузиастов, готовых снимать такое кино, оказалось мало, зато каждый фильм, предназначенный для юного зрителя, обращал на себя внимание. Оживился учреждённый тридцать лет назад кинофестиваль «Алые паруса» в «Артеке» — наконец в его программе появились современные картины. Ныне само наименование премий, присуждаемых коллективным голосованием тысяч артековцев — за самый добрый, самый мудрый, самый увлекательный фильм, — говорит о том, что в детском кинематографе оживляются традиции гуманистического искусства.

Артековский фестиваль позволяет отследить основные тенденции современного кино, предназначенного для детской и юношеской аудитории. Прежде всего хочется отметить, что авторы — в основном люди среднего возраста — страдают ностальгией по своему советскому детству. Не случайно многие проекты осуществляются с оглядкой на прошлое — то золотое время, когда детство не знало денежных проблем, социальных и национальных различий. Отсюда и ничем не омрачённая пора роста и развития маленьких граждан большой страны.

Нынешним авторам хочется сохранить в своих фильмах ту благоприятную атмосферу, хотя бы для этого даже пришлось вернуться на тридцать лет назад.

Но при этом они не смеют обнаружить тоску по тому незабвенному времени — напротив, вынуждены насмешничать над ним, ёрничать по поводу «совковых» (читай: советских) правил и традиций. Режиссёр А. Карпиловский снял один за другим два фильма «Частное пионерское» с разными интригами, но общими героями. Заметьте, «частное», а не «честное» — слово изменено в соответствии с реалиями нынешнего времени. Честь, что называется, не в чести; зато очень популярно понятие «частник».

Невольно вспоминается эпизод из романа Юрия Трифонова «Студенты»: молодые герои спорят об этимологических корнях слова «счастье». Кто-то из них предполагает, что в основе лежат понятия «часть», «частное». Но профессор-лингвист разъясняет, что интересующее всех слово восходит к древнеславянскому: «сочастье», стало быть, речь идёт о соучастии, об общем благе. Таким образом, счастье изначально предполагает общую гармонию.

Приватизировав честное пионерское слово, режиссёр не возражает против общего блага: особенно тщательно он осветляет фон, на котором происходит действие второго фильма. Дружно-весело живётся ребятам в пионерском лагере. Правда, главное развлечение тут — танцы. Как пелось в шлягере времён перестройки: танцы на завтрак, танцы на обед. Никаких тебе кружков и походов, никаких пионерских костров и военных игр. Но тройка главных героев держится особняком, так сказать, не смешиваясь с толпой. Они обследуют катакомбы в окрестностях лагеря. Им постоянно мешают начальник лагеря — дурак и вожатая — бюрократка. Но это не умаляет ребячьей активности; а в знак протеста против диктата старших можно разрисовать цветочками бюст Ленина. Пусть попробуют исключить из лагеря — ничего не выйдет, если папа у «художника» человек влиятельный. Правда, оказалось, это совсем чужой папа, но начальнику лагеря хватило случайного звонка, чтобы признать свою ошибку.

Тем временем смена кончается и надо разъезжаться. Но ребята всё-таки успевают помочь милиции отловить преступника, завладевшего было скифским кладом, и распорядиться сокровищами, оказавшимися у них в руках. Заметьте, не яхту себе купить, а сдать государству. Так что морально-нравственный посыл соблюдён. Однако ничего общего с советской действительностью это «ретро» не имеет. Напротив, полностью дезориентирует юных зрителей. Впрочем, такую цель, по всей видимости, и ставил себе режиссёр. Правила игры, так сказать, соблюдены.

СОВЕТСКОЕ прошлое не оставляет равнодушным и режиссёра А. Пиманова, снявшего фантастический фильм «Овечка Долли была злая и рано умерла». С помощью телепортации он отправляет своего героя, молодого талантливого учёного из наших дней, в середину 1980-х годов — там он из любопытства отправится в свой институт, встретит своих родителей молодыми и, естественно, не узнанный ими, окажется в студенческой среде советского времени. Его восхитят братские отношения между ребятами, их научный кругозор и жизненные планы. Но при этом он с недоумением увидит очереди за колбасой и водкой. А попытка поменять оказавшиеся в кармане доллары на рубли едва не приводит его в милицию. Сотового телефона нет, Интернета нет, а без них жизнь какая-то неполная. Зато студенты увлекаются спиритизмом и пытаются вызвать дух Пушкина. Чувствуется, самые пытливые умы рвутся за пределы своего времени — и в прошлое, и в будущее. Но им всячески мешают всё те же дураки и бюрократы, за которыми стоит КГБ.

Правда, есть на кафедре одна светлая личность — герой с изумлением узнаёт в нём своего постаревшего научного руководителя. Втайне от него и проделал юноша свой опыт с телепортацией, причём явно поспешил: оказалось, выломавшись из своего времени, он начал стремительно стареть. Всего несколько дней в новой реальности состарили его на десяток лет. Надо срочно возвращаться назад, точнее, вперёд, в будущее. А что ждёт его в этом будущем? Побывав в советском прошлом, он почувствовал разницу морально-нравственного климата. Тут атмосфера братства и взаимопомощи, а там — жёсткая конкуренция. Чуть зазевался — и ты уже лузер, неудачник. А выбора нет, он должен вернуться — но как?

Понятно, дружба помогает делать настоящие чудеса. Фильм вполне позитивен, невзирая на выпад в сторону КГБ. Он, собственно, и не нужен этому фильму — опять сказались правила игры: если не ругать на все корки советское прошлое, то, по крайней мере, посмеиваться над ним. Но в данном случае ирония не срабатывает. Основной посыл ясен: корни всех научных достижений уходят в советское время. Но в науке нет лёгких путей. История клонированной овечки Долли, внушившая было надежду на повторение прожитой жизни, намекнула, что клонирование сущности невозможно. Остановит ли это энтузиастов, способных на дальнейшие поиски? Конечно, нет. Но нельзя обольщаться единым успехом, если не просчитать последствий. Фильм сделан на уровне детского восприятия и смотрится на одном дыхании. Само появление такого фильма говорит о том, что кому-то отнюдь не безразличны интеллектуальный уровень наших детей, их способность к восприятию серьёзных идей.

Ещё одной тенденцией возрождаемого детского кино представляется обращение к военно-историческому фильму. Такое кино, собственно, во все времена адресовано широкому кругу и прекрасно воспринимается людьми всех возрастов. Вот и фильм К. Ангелиной «72 часа» рассчитан на смешанную аудиторию. Но детям он будет интересен и понятен, потому что в нём просто и чётко, хотя и в форме детективного расследования, говорится о важнейших жизненных нормах. К тому же в центре фильма — юноши и девушки, вчерашние школьники, только вступившие в жизнь, со своими чаяниями и надеждами. А это сближает героев с рано взрослеющими нынешними подростками, благодаря чему доходчивой становится непреложная истина: Родину надо защищать.

Фильм не затушёвывает главного посыла: создав подпольную организацию в тылу у захватчиков, ребята защищают именно Советскую Родину. Все они — комсомольцы и отстаивают своё будущее, связанное с тем образом жизни, который они вели в советское время. Чувствуется, автор знает историю молодёжного подпольного движения в годы Великой Отечественной войны. Но замысел фильма шире: здесь осуществляется попытка исследовать анатомию предательства. Один из бывших школьных друзей оказался уродом. Сын репрессированного священника, он разорвал повестку из военкомата и, дождавшись оккупантов, поступил к ним на службу. Вся подпольная организация была уничтожена по его наводке. Он и сам принимал активное участие в казнях.

Может ли один-единственный человек натворить столько бед? — этот вопрос неоднократно звучит с экрана. Может, отвечает фильм, если у человека нет никаких нравственных тормозов. Вроде бы одержимый местью, он, в сущности, даёт волю своим порочным наклонностям. Его сжигала зависть к ровесникам, которые жили свободно и открыто. И теперь он уничтожает их с особой жестокостью. «Отец твой был мученик, а ты — злодей», — говорит ему священник, отказывая в покаянии. Но верховным судиёй выступает не только церковь — родная мать не признаёт в нём сына. Нет оправдания предательству — вот главная идея фильма. И это весьма смело по нашим-то либеральным временам.

ОЧЕНЬ важным направлением детского кино должна быть современная тема. Как ни странно, именно такие фильмы — в абсолютном меньшинстве. Молодой режиссёр, сам не так давно вышедший из юношеского возраста, скорее возьмётся экранизировать какую-нибудь сказку, чем рассказывать о заботах и проблемах ребят с его двора. Режиссёр Э. Бордуков нашёл героев своего фильма «Коробка» именно во дворе одного из новых московских районов. История соперничества двух дворовых футбольных команд позволила заговорить о серьёзных, можно сказать, больных проблемах, касающихся коллективной среды обитания в большом городе. Это, что называется, фильм для семейного просмотра. По глубине конфликта, по тонкости обрисовки характеров он не уступает фильмам самого высокого класса.

Конфликт возникает из-за «коробки», дощатой выгородки посреди двора, где можно погонять мяч. Её облюбовали юные кавказцы и попытались изгнать «мелюзгу», привыкшую к этой площадке. Но «мелюзга» не хочет уступать свои права «чужакам», ведь «коробку» строили когда-то их отцы. У кавказцев свои амбиции: они старше, сильнее, играют лучше, да и какие же они «чужаки», если все родились в Москве. Вмешательство взрослых «болельщиков» с обеих сторон грозит перерасти в межнациональный конфликт — речь уже не о «коробке», но о праве на жизненное пространство.

Автор фильма проявляет глубокое понимание проблемы, такт и мудрость в её разрешении. Фильм замечательно современен и своевременен — вот такие реалистические содержательные фильмы надо бы представлять на международных европейских фестивалях. В горячем ответном отклике можно не сомневаться.

У современного детского кино есть будущее, но только в случае поддержки со стороны федеральной, региональной и муниципальной власти. А много ли, скажите, сегодня летних площадок, где показывают старые и новые детские фильмы? Казалось бы, именно летом надо продвигать кино в массы — больших затрат для этого не требуется. Но даже в Москве существует только один большой летний кинотеатр «Пионер», причём детские фильмы там не показывают. Пора подумать о киноустановках в детских домах культуры и школах. Свои первые фильмы мы смотрели именно там.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *