25 лет выступления ГКЧП. Кто вышел против него на улицы?

25 лет выступления ГКЧП. Кто вышел против него на улицы?

25 лет назад сформированный советским руководством Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) СССР объявил о введении в стране чрезвычайного положения, сроком на полгода. Президент СССР Михаил Горбачев был заблокирован на правительственной даче в крымском Форосе. Предпринятые комитетом меры по сохранению единства и целостности Советского Союза, наткнулись на ожесточенную реакцию в Москве и Ленинграде. На улицы вышли тысячи протестующих. Официальная пропаганда и историография 25 лет заявляют, что протестующие против «путча» защищали демократию против реакционных сил прошлого. Но кто в действительности был готов умереть у Белого дома?

Первое, что стоит отметить при детальном изучении исторических видеозаписей событий августа 1991 года – это минимальное количество протестующих с интеллигентными лицами. Историки уже не скрывают, кто именно составлял костяк «защитников демократии» — инвалиды-афганцы, беженцы, пенсионеры, работники и владельцы частных кооперативов, вооруженные люди из коммерческих охранных структур (по сути, представители организованной преступности), а также деклассированные элементы и праздношатающиеся подростки и молодые люди. Где-то мы уже видели картину и после «путча». Кажется, во время «оранжевых революций» в Грузии и Украине…

Так или иначе, ГКЧП совершил самую главную ошибку, не выведя вместе с войсками на улицы своих сторонников. В то время как толпы сторонников Ельцина получили поддержку от западных покровителей. Причем настолько открыто, что служебные автомобили сотрудников посольства США были замечены среди баррикад у Белого дома.

Уже 22 августа состоялось то, что можно назвать первой репетицией поминания «небесной сотни» Евромайдана – по улицам Москвы прошло траурное шествие в память о погибших Усова, Комаря и Кричевского, пытавшихся захватить один из БТРов. При этом, участники шествия пронесли огромное полотнище российского «триколора» — символа победы карьериста и узурпатора Ельцина, заявлявшего что нельзя усидеть на троне из штыков, но спустя всего два года все же севшего на него. Мало кто задавался вопросом – откуда за столь короткий срок митингующие, имевшие ранее только самодельные флажки, взяли огромное полотнище? А полотнище было соткано на средства спонсоров Российской товарно-сырьевой биржи, которую возглавлял ярый либерал Константин Боровой.

И при этом, до сих пор, официальная историография повторяет слова Ельцина, что митинги и протесты против ГКЧП были организованы «спонтанно». Однако, стоит отметить, личную роль многих общественных лидеров в организации протестов. Хотя, немногие из глашатаев толпы смогли стать политиками и выехать на волне «борьбы с коммунизмом» в новой России. Хотя участие в подавлении «путча» многим из них дало путевку в истеблишмент. Из тех, кто был на баррикадах у Белого дома, были многие, кто сегодня стал известным человеком…

Вспомним их по именам.

  • Алексей Венедиктов. С 1990 г. работал на «Эхе Москвы». В дни «путча» находился в Белом доме. Вел передачи «главного рупора демократических сил». В демократической России Венедиктов возглавит радиостанцию, которая получит мощную поддержку власти, станет одним из ключевых медиа-деятелей эпохи Ельцина, а «Эхо Москвы» будут посещать руководители страны и иностранных государств. Перед отставкой в 1999 г. Ельцин успеет вручить Венедиктову орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Сегодня Венедиктов владеет 18% акций ЗАО «Эхо Москвы», входит в Общественный совет при Минобороны. Сам Венедиктов по-прежнему является одним из лидеров либеральной журналистики, хотя иногда не чурается встать на сторону власти, не взирая на порицание со стороны протестной публики.
  • Сергей Доренко. Журналист, выступал против «путча», но лишь с того момента, когда стало ясно, что победа Ельцина очевидна. После «путча» карьера Доренко быстро пойдет в гору – он станет политическим обозревателем ВГТРК и ведущим программы «Вести», программы «Время» на «ОРТ», где кстати станет другом Бориса Березовского. Позже Доренко будет критиковать Лужкова и Примакова, а имея достаточные доходы, легко переживает несколько опальных лет – за репортаж 2000 г. о Путине и затонувшем «Курске». В 2003-2012 гг. Доренко на волне неприязни к Путину будет состоять в КПРФ, но затем сначала станет главным редактором «Русской службы новостей», а еще позже получит собственную радиостанцию «Говорит Москва».
  • Кира Прошутинская. После работы в программе «Взгляд», с 1989 г. Прошутинская вела программу «Пресс-клуб», открыто и экспрессивно обсуждая текущие внутриполитические темы, в том числе и «путч». В передаче Прошутинской выступали Боровой и Новодворская, и многие другие активисты перестроечного шторма. В годы правления Ельцина Прошутинская станет автором и соавтором более сотни телепрограмм, из под её крыла вылупятся Валерий Комиссаров («Моя семья», позднее станет депутатом Госдумы и истинным автором шоу «Дом-2»), Леонид Парфенов (идейный предок «НТВшников»), Дмитрий Крылов (главный «теле-путешественник» ОРТ в конце 1990-х – начале 2000-х гг.), Дмитрий Дибров (шоумен, светский лев и некогда «миллионер за интеллект), Алексей Кортнев (полу-актер и полу-певец), Валдис Пельш (музыкальный «угадайка). Все они так или иначе были рядом с Прошутинской, и она не забыла о них после победы над «путчистами». Сегодня Прошутинская неплохо живет и работает на «ТВЦ».
  • Музыканты. «Рок на баррикадах» стал одной из романтических сторон событий 19-21 августа. Музыканты появились у Белого дома 21 августа, когда стала ясной победа Ельцина, а войска, под продолжавшиеся провокации со стороны «мирных митингующих», уже покидали Москву. На баррикадах пели Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Сергей «Паук» Троицкий, Константин Кинчев и многие другие, не настолько еще известные. Увы, но свою политическую грамотность, музыканты переоценили, оставшись в глазах беспристрастной истории лишь подтанцовкой на празднике победы демократии. Их судьбу спустя двадцать три года повторят на Евромайдане «Вопли Видоплясова» и «Ляпис Трубецкой»… А после 1991 года пути «певцов баррикад» сразу разойдутся.

Шевчук быстрее всех поймет, что к чему, и после «ты не дай им опять закатать рукава суетливых ночей», напишет уже «Правда на правду, вера на веру», а в политику не сунется вплоть до «болотных протестов» 2011-2012 гг., и причем снова разочаруется.

Макаревич, оставаясь «вечным оппозиционером», казалось бы подзабудет этот статус в годы Ельцина – станет светским львом, звездой теле-кулинарии и аквалангистики. В первые годы правления Путина будет подпевать ему с Васильевского спуска, а с 2011 г. тряхнет молодостью и вновь начнет обличать режим. А после воссоединения Крыма с Россией и вовсе открыто станет «другом Украины», ругая везде где можно «эту страну».

Константин Кинчев отойдет от политики, едва прикоснувшись к ней, хотя по степени «отмороженности» на выступлении перед толпой был, пожалуй, одним из первых. А вот Сергей «Паук» Троицкий станет наоборот, завсегдатаем политической тусовки, занимаясь спойлерством на каждых выборах, отвлекая от происходящего политического процесса молодой электорат.

  • Александр «Хирург» Залдостанов. «Рокер», потому что слов «байкер» и «Ночных волков» в те времена еще не было в помине. Однако его физически крепкие парни, с цепями и горячим нравом, умело использовались ельцинистами, как ударная сила для претворения в жизнь своих решений. В годы правления Ельцина «Хирург» уже имел опыт эмиграции, боевых искусств, нелегальный мото-бизнес и участия в массовых драках. Его байк-клуб «Секстон» во Мневниках стал головной болью для окрестных жителей. Став скорее ручным, а не ночным, волком, «Хирург» организовывал байк-фестивали, а его друзья периодически попадают в органы правопорядка за разборки с летальным исходом. Сегодня «Хирург», выехавший на ниве присоединения Крыма в первые ряды околополитической тусовки, не любит вспоминать свою роль в свержении советской власти и даже иногда хвалит Сталина. Но возвращать социализм «Хирург» явно не хочет, а потому всеми силами стоит против любых поползновений против системы.

По сей день, историографы от власти преподносят августовские события, как военно-политическое противостояние. Но без социально-экономической подоплеки ельцинисты вряд ли одержали бы победу. У Белого дома выступали представители нарождавшегося бизнеса, которых из «кооператоров» уже превращали в «бизнесменов». Об этом моменте официальная историография не любит упоминать, воздавая все почести «десяткам тысяч демократически настроенных москвичей». Но по факту, именно частники и их бойцы из бандитской среды составили основу вооруженных защитников демократии. Не исключено, что и участникам «Рока на баррикадах» платили эти же дельцы, ибо ради выступления на этих самых баррикадах некоторые певцы прервали гастроли. Однако звуковое оборудование поставили именно «кооператоры». И одними бутербродами от сочувствовавших москвичей (эволюционных предков «болотных печенек» и «майдановских пирожков») защитники Белого дома почти пять суток явно не питались – дефицитное продовольствие поставляли эти самые «кооператоры».

Последними участниками событий, как это не прискорбно, являются военнослужащие. Как то неверно называть события «путчем», во время которого техника не была снабжена боеприпасами, было произведено всего две автоматных очереди, двое погибших от пуль и один под гусеницами – все трое пытались захватить военную технику. Три случайно погибших и ни одного раненого – заслуга военных. Но при этом, сами военные пострадали больше всех других участников. Либеральная и демократическая пропаганда успела превратить всех силовиков, прежде всего армию и КГБ, в настоящих демонов и врагов демократии. Сами военные, выполняя приказ, не атаковывали митингующих. Видимо, поэтому, спустя два года, в 1993 году, военные и вовсе будут уклоняться от приказов Ельцина стрелять по своим вчерашним соратникам. Эту грязную работу передадут войскам специального назначения и наемникам.

Из рядовых военных, участвовавших в события, вспомнить можно двоих – Сергея Евдокимова и Сергея Суровикина.

Евдокимов, майор, начальник штаба Таманской дивизии. Он отдал свой танк под трибуну Ельцину. После «победы над путчем», танк Евдокимова одним из последних покинул Москву.  В конце 1991 г. Евдокимов перешел на службу в одном из московских райвоенкоматов, получит от нового министра обороны Шапошникова звание подполковника. По выслуге лет закончил карьеру в 2000 г. После армии Евдокимов занялся бизнесом, кстати с одним из «кооператоров» на баррикадах – Сергеем Братчиковым, который и уговорил Евдокимова перейти на сторону демократии. Правда совместный бизнес Евдокимова и Братчикова долго не протянул.

Суровикин, капитан, командовал батальоном Таманской дивизии, под одним из его танков и погиб один из защитников Белого дома. После «путча» Суровикин был арестован, а спустя семь месяцев, уже в новой России, был освобожден по указанию Ельцина, и даже повышен в должности. После чего Суровикин выучился в академии им. М.В.Фрунзе, командовал полком в Таджикистане, стал генералом, командовал общевойсковой армией, до 2010 года руководил оперативным управлением Генштаба. В 2004 году Суровикин обвинялся в рукоприкладстве к подчиненным. Наконец, в 2012 году Суровикин возглавлял рабочую группу по созданию военной полиции, но потом был назначен командующим Восточным военным округом.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *