Впереди новый дефолт или развитие?

Впереди новый дефолт или развитие?

19 августа на сайте портала «Свободная пресса» была размещена статья Юрия Болдырева, в которой речь шла об очередной годовщине августовского дефолта 1998 года. Публикуем её полностью.

Говорят: «Большое видится на расстоянии». Но применительно к историческим событиям, трактовка которых затрагивает интересы политических и экономических верхов, да еще и монопольно контролирующих СМИ, впору сказать и иначе: чем больше расстояние, тем легче беззастенчиво перевирать события прошлого.

Две даты второй половины августа неизменно привлекают наше внимание, напоминают о минувших событиях. 17 августа 1998 года — обрушение долговой пирамиды и дефолт. 19−21 августа 1991 года — неудавшийся путч, создание и провал «ГКЧП». К последней дате в этом году особое внимание — четвертьвековая годовщина события.

Сейчас остановимся на дате прошедшей, а в следующей статье — на годовщине путча 1991 года.

Применительно к дефолту 1998 года нам ежегодно напоминается, что такое при Ельцинебыло, мол, расходы превышали доходы и потому дошло до краха. Подчеркивается, что благодаря мудрой политике нынешнего руководства более такое невозможно. Но забывается главное.

Первое. Дело было отнюдь не в «социальном популизме» левого большинства в Думе и «необеспеченных» госрасходах, но в масштабном разворовывании государства и его бюджета, несколько лет компенсировавшемся пирамидой госзаимствований. Пирамида, конечно, неминуемо должна была рухнуть. Но рушить ее вовсе не обязательно было заведомо преступным образом. Подробности того, кем персонально и как это делалось, есть в специальном докладе — «Заключении временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий дефолта 1998 года». Этот доклад можно найти в сети.

И второе: тогдашнее преступление осталось абсолютно безнаказанным. Более того, поощренным.

Не грех вновь и вновь напоминать: разграбление государства и его бюджета так и не пресечено (хотя компенсировалось до поры не пирамидой заимствований, а сверхвысокой конъюнктурой цена на энергоносители), а все ключевые фигуры, участвовавшие в тех событиях, не просто не наказаны, но и поныне при высоких должностях на управлении стратегической государственной собственностью. Даже из первой «тройки»: тогдашний премьер Кириенко — и поныне руководит «Росатомом»; тогдашний министр финансов Задорнов — глава полугосударственного банка «ВТБ-24»; председатель Центрального банка Дубинин за это время — и на «Газпроме», и на РАО «ЕЭС России», и до июня 2015 председатель Наблюдательного совета банка «ВТБ», да и поныне от нашего с вами имени «наблюдает»… То есть, все — на наших госресурсах и денежных потоках.

Соответственно, ежегодно, после каждого бодрого рапорта, что «для нового дефолта оснований нет», не устаю повторять, что объективных оснований пока и впрямь нет, но все субъективные — возможность провернуть новую гигантскую махинацию безнаказанно — налицо.

На протяжении полутора десятков лет эти мои рассуждения носили сугубо теоретический характер, но два года назад были исчерпывающе подтверждены практикой: безо всякого дефолта и, по большому счету, без каких-либо объективных оснований (в отличие от ситуации августа 1998 года), рубль, тем не менее, был вновь обрушен.

Соответственно, если и за новое обрушение рубля никто не ответил, точно так же, как и за дефолт полтора десятка лет до того, то нынешние очередные заклинания высших должностных лиц в эту годовщину дефолта, что никаких оснований для нового дефолта нет — чего эти заклинания стоят?

Новое же в еще не официальной, но постепенно продвигаемой трактовке событий 1998 года особо заслуживает внимания. А именно: мол, ничего уж такого трагического в тех событиях и не было, напротив — оживилась промышленность, началось развитие…

Трактовка не случайная, а намеренно конъюнктурная: с этих позиций на высоком уровне попытались оправдать и обвал рубля 2014-года: мол, зато наши производители получили преимущества. Стоит добавить: «те из них, кто выжил…».

Что на это ответить?

Два тезиса.

Первый. Если бы дефолт был так хорош, да еще и автоматически вел бы к расцвету национальной промышленности, так не пришлось бы Ельцину срочно отправлять тогдашнее правительство в отставку и формировать новое. На самом деле, масштабное ограбление и массовое обнищание — никак не социально-экономическое благо, хотя и вынуждает людей предпринимать чрезвычайные усилия для выживания. После этого те, кто выжил, могут и поблагодарить судьбу за то испытание, которое им удалось преодолеть и которое сделало их сильнее. Поблагодарить судьбу и себя самого, но никоим образом не тех мошенников и бандитов (пусть и обличенных властью и самыми высокими должностями), которые поставили их в столь тяжелое положение.

Второй. Вытянул страну, дал импульс развитию промышленности тогда не дефолт, но правительство «Примакова-Маслюкова», в котором Примаков был скорее политическим прикрытием (не мог Ельцин прямо поставить на пост премьера представителя КПРФ), а экономическую политику вел бывший председатель Госплана СССР Ю.Д.Маслюков. Суть прецедента как раз в том, что в совершенно безвыходной ситуации, когда власть уже падала из рук, Ельцин, пусть и совсем ненадолго, но вынужден был обратиться за помощью в спасении страны (и, тем самым, себя при власти) к противостоявшим ему и его команде политическим силам — к левому и национально ориентированному большинству в Думе. На этом все последующие годы стараются не акцентировать внимание (равно как и на безнаказанности и даже последовавшем уже нынешней властью недвусмысленном поощрении основных виновников дефолта), но прецедент для нас крайне важен.

Неудивительно, что ныне, хотя рубль и опять (осенью 2014 года) обрушен более чем в два раза, тем не менее, повторения эффекта экономического подъема 1999 года так и не наблюдается. И дело вовсе не в том, что тогда еще были чудом сохранившиеся советские производственные мощности, а теперь их уже нет, вроде как, не на чем быстро поднимать производство. Дело, прежде всего, в том, что тогда, хотя бы на уровне правительства, сменилась власть, и у людей возникла надежда и перспектива. Вся экономическая политика периода правительства «Примакова-Маслюкова» при руководстве Центральным банком Геращенко, была направлена на стимулирование производства и ограничение финансовых спекуляций. Сегодня же ничего подобного не наблюдается.

К прошедшей дате и предстоящим выборам, повторю лозунг момента: для экономического подъема недостаточно лишь обвалить национальную валюту, а нужно еще и (на самом деле — прежде всего) сменить власть.

От редакции: Как справедливо подчёркнуто в статье, не «превышение расходов над доходами» была причиной финансовой катастрофы в 1998 году (тем более, что социальные обязательства марионеточное правительство Ельцина фактически не выполняло). Т.н. «реформаторы» сами искусственно занижали доходную часть бюджета. Сюда относится и разрушение производства (вследствие политики «шоковой терапии» и приватизации) с последующим сокращением поступлений доходов в бюджет, и демонтаж государственной монополии на внешнюю торговлю, в результате чего колоссальные доходы от экспорта нефти, газа и прочих энергоресурсов проплыли мимо бюджета и потекли в карманы криминально-компрадорской буржуазии, и отмена государственной монополии на производство и оборот этилового спирта. В результате государство лишилось доходов и вынуждено было прибегать к финансовым займам на внутреннем и на внешнем рынках. А события 17 августа были уже следствием данного эксперимента.

Что же касается рассуждений о «благотворности» дефолта, то это прямая попытка ввести избирателей в заблуждение. Так, говорят о том, что девальвация рубля якобы способствовала повышению конкурентоспособности российского производства. Однако результаты исследований, проведённых учёными-экономистами (в т.ч. и учеными либеральных воззрений) показывают, что эффект от девальвации в импортозамещении был незначительным (всего 25% от общего прироста ВВП в 1998 — 1999 гг). К примеру, в 2014 году тоже наблюдалась девальвация рубля, но это не привело к всплеску промышленного роста. Как подчёркивают руководители предприятий реального сектора экономики, это результат того, что государство не приняло мер, которые могли бы способствовать подъему производства. А в 1998 — 1999 гг. они были предприняты правительством Примакова — Маслюкова и Центробанком Геращенко — финансовая, кредитная и налоговая поддержка реального сектора экономики, регулирование тарифов естественных монополий и деятельности экспортёров сырья, проведение социальной политики, что привело к повышению покупательной способности населения, следовательно — к укреплению платёжеспособного спроса. А самое главное — данный кабинет министров пытался на деле пересмотреть результаты криминальной приватизации, призвать олигархов к ответу перед законом. 

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *