Образование — это один из ключевых приоритетов нашей партии

30 августа в пресс-центре краснодарского филиала ИД «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция депутата Государственной Думы, члена Президиума, секретаря ЦК КПРФ, кандидата в депутаты Госдумы по 46-му Краснодарскому одномандатному округу Сергея Павловича Обухова. Он представил программу КПРФ «Образование для всех», одним из разработчиков которой он также является.

— Добрый день! Вам представлена небольшая аннотация законопроекта «Образование для всех», полностью он выложен на сайте Государственной Думы. Поэтому кого интересуют детали, вам представлена небольшая брошюра «Справочник для родителей». Надеюсь, что он поможет нашим родителям узнать, на что можно тратить деньги в школе, что противозаконно, какие существуют образовательные программы и как должны кормить детей в школе. К сожалению, это тоже сегодня одна из проблем.

Почему мы обращаемся к теме образования? Не только потому, что скоро 1 сентября. Образование — это один из ключевых приоритетов партии. Это основа жизни общества. Если есть образование, нормальное качественное, это основа для прорыва. Образование — это старт для жизни и реализации жизненных устремлений. Образование — это уровень развития общества. Все определяет образование. То, что сейчас болезненно, все это связано с образованием.

Если брать рейтинг городских проблем, то качество обучения в школах за последнее время не улучшилось. Горожане высказывают все больше нареканий. Есть специальный индекс, которым мы меряем эти проблемы. Если он был 68, то сейчас 41. Идет понижение оценки качества образовательного процесса. Мы имеем похожие цифры и на федеральном уровне.

Престижность труда учителя падает, 48 процентов граждан считает, что труд учителя не престижен, плохо оплачивается. За последние два года показатель ухудшился. Хотя федеральные законодатели и правительство провозгласили определенные цели по повышению заработной платы учителей.

Накануне 1 сентября Министерство образования отчиталось: средняя зарплата школьного работника — 25 тыс. рублей, а учителя — 31 тыс. рублей. Если сравнивать Москву, где учителя получают от 80–100 тыс. рублей, и сделать среднее с периферией, то может так и получится. В любом случае 31 тыс. рублей, о которой говорит министр образования, это «средняя температура по больнице».

Другой вопрос, который, мне кажется, ключевой, даже если педагог получает 31 тыс. рублей, то это не одна ставка. Значит, он вынужден брать подработки, дополнительные часы. В любом случае, знаменитые фразы премьер-министра Дмитрия Медведева «Денег нет, но вы держитесь!», или «Идите в бизнес» — я думаю, что это антигосударственный подход.

Профессия учителя всегда должна быть одной из самых престижных в обществе. Также как профессии врача, рабочего, инженера и военного. Эти профессии определяют самочувствие и состояние общества. Если этого нет — общество больно. В любом случае, определенные подвижки есть, в том числе и по майским указам президента. Этого нельзя отрицать. Вся беда в том, что наше правительство пытается возросшую нагрузку на учителей и немного поднятую зарплату выдать за свое достижение. Это неприемлемо!

Коммунистическая партия считает, что это неправильно. Хотя с другой стороны, те цели, которые поставлены в майских указах, мы поддерживаем, разделяем. На уровне Государственной Думы требуем их реализации.

Что сейчас происходит на уровне Государственной Думы? Власть декларировала, что надо решать проблему школ. На краевом уровне предпринята программа. У нас сейчас на федеральном уровне декларировано что за 10 лет нужно выделит 3 триллиона рублей на строительство школ. Это получается 300 млрд. рублей в год.

Я один из авторов поправки в бюджет, которая предполагает выделить дополнительно 50 млрд рублей на строительство школ. Она была принята Государственной Думой. Это консолидированная поправка фракций. Но что мы имеем на деле? Мы, депутаты, проголосовали, расписали эти средства в надежде, что Краснодарский край получит 1 млрд рублей. Но правительство расписало только 25 млрд. рублей, половина выделенной суммы до сих пор не распределена.

Более того, регионы поставлены в очень жесткие условия по софинансированию. Хотя мы при обсуждении этой поправки настаивали, что софинансирование регионов должно быть минимальным. Столько условий поставлено Минфином, что регион даже ограниченные средства с большими затруднениями сможет получить. Более того, они будут выдаваться постфактум, после того как регион произведет достройку запланированных школ.

Как только начнется сессия Государственной Думы, эти вопросы будут во весь голос поднимать депутаты всех фракций и вызывать на ковер Правительство, потому что это безобразие! Парламент проголосовал за одну сумму, правительство же до сих пор выделило только половину.

Программа Краснодарского края на 2016-2020 годы. Запланировано 35 млрд. рублей на строительство школ, но ведь край заложил здесь 23 млрд. рублей федеральных денег. Мы, депутаты, каждый год из федерального центра должны голосовать за то, чтобы краю выделялось, минимум, 4 млрд. рублей, а получается, что даже 1 млрд. рублей по бюджетной поправке не дошел. А где еще 3 млрд рублей?

Вопросы образования ключевые. И мы считаем, что здесь должна быть консолидированная позиция всех фракций, как в отношении бывшего Министра образования, которого, слава Богу, уволили. Напомню, тогда все фракции обратились к Президенту, в том числе и «Единая Россия», требуя уволить господина Министра. Потому что в крае система разбалансирована. Политика, которая проводилась, — антинациональная.

Но у нас вызывает осторожный оптимизм новый Министр образования, ее заявления. Ключевой вопрос, это ее отношение к ЕГЭ, болонской системе, к содержанию программ. Здесь она в русле того, что предлагает Коммунистическая партия Российской федерации. Напомню, на чем мы настаиваем. Я являюсь одним из авторов законопроекта «Образование для всех», который мы внесли в Государственную Думу. Авторами этого законопроекта также являются лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, лидер нашей партии Геннадий Зюганов и первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников.

О программе КПРФ «Образование для всех»

С.П. Обухов:

— Образовательная политика, проводимая в нашей стране последние двадцать с лишним лет, является, по своей сути, антироссийской и антинародной. И это не преувеличение.

Через образовательную систему воплощаются установки, которые были разработаны, сформулированы и навязаны России Всемирным банком, являющимся одним из инструментов западных спецслужб. С их помощью Запад рассчитывает лишить Россию интеллектуального суверенитета. И если у кого-либо имеются еще какие-то сомнения на этот счет, то у нас их давно уже нет.

Подобная задача была поставлена еще в докладах «Россия: образование в переходный период», которые были подготовлены в 1994-95 годах — при поддержке Фонда Джорджа Сороса и правительств Великобритании, Франции, Нидерландов и некоторых других стран. А также — в докладе 18 666-RU под названием «Обновление образования в России (региональный уровень)».

Отупляющая тестовая система экзаменов, двухуровневая «болонская система» бакалавров-магистров, бюрократизация образовательного процесса, сокращение учреждений образования, запрос на «навыки», а не знания — все это «оттуда», все это было «рекомендовано», а на самом деле, навязано нам извне.

А вот законопроект «Образование для всех» и создает как раз основу для суверенной, проводимой в национальных интересах России, образовательной политики, опирающейся как на лучшие отечественные традиции, так и на передовой мировой опыт.

В 90-е годы властями уже была предпринята попытка приватизировать образовательные учреждения. С ними собирались поступить точно так же, как было сделано это с крупными предприятиями, со всей советской экономикой. А депутаты-коммунисты не позволили сделать это, обеспечив тем самым отечественному образованию достойное будущее. И свою позицию удерживали до последнего — пока позволял расклад сил в парламенте.

Однако впоследствии ситуация, к сожалению, изменилась — не в нашу пользу. И поэтому все последнее время в системе образования наблюдается ползучее бездумное реформирование «всего и вся», а по сути дела — уничтожение всей образовательной системы. И лишь депутаты от КПРФ по-прежнему остаются единственной последовательной силой, выступающей за смену проводимой в стране образовательной политики.

Законопроект КПРФ «Образование для всех», в частности предполагает:

1. Увеличить финансирование системы образования. Необходимо обеспечить рост расходов на него не менее чем до 7% от объема ВВП в РФ. И средства эти в стране есть, их выделение — вопрос приоритетов. Никому в мире не удалось еще произвести модернизацию страны при затратах на образование менее 7%. Предусматривается возвращение нормативов обеспечения бесплатного высшего образования: финансирование за счет средств федерального бюджета обучения не менее 220 студентов на 10 тыс. населения, как было это в СССР.

2. Дебюрократизировать систему образования. Необходимо радикально сократить число проверок учебных заведений и установить лишь одну комплексную проверку — накануне учебного года.

3. Законодательно приравнять педагогических работников по пенсионному обеспечению и другим социальным гарантиям к государственным гражданским служащим.

Установить средние ставки (среднюю зарплату за одну ставку) — 18 часов в неделю, или 720 часов в год:

— педагогическим работникам учреждений дошкольного и общего образования — не ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом;

— педагогическим работникам техникумов и колледжей — не менее полутора средних зарплат по региону и по стране;

— педагогическим работникам вузов — не менее двух средних заработных плат по данному региону и по Российской Федерации в целом.

4. Законопроектом предусмотрен возврат льгот по оплате родителями детских садов: 20% от реальных затрат для обычных семей и 10% — для детей из многодетных семей.

5. Вернуть базовое содержание образования в образовательные стандарты, которые будут разработаны в ходе самой широкой дискуссии среди специалистов и приняты лишь после одобрения их Российской академией наук.

6. Законодательно запретить ликвидацию или реорганизацию государственного (муниципального) образовательного учреждения без согласия представительного органа власти.

7. Законодательно восстановить финансирование малокомплектной сельской школы — вне зависимости от количества учащихся. Ввести запрет на ликвидацию и реорганизацию такой школы без согласия сельского схода.

8. Определить программу поэтапного выведения тестовых форм Единого государственного экзамена (ЕГЭ) из системы образования. На первом этапе предоставить выпускнику право выбора: сдавать экзамен в традиционной форме либо в форме ЕГЭ. А впоследствии предложить ему итоговую форму аттестации, выявляющую реальные знания, а также умение мыслить.

9. Ввести добровольность участия вузов в «Болонском процессе». Право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» должно принадлежать вузам, а траектория обучения — студентам. Потому что уже доказано: плюсы «болонской системы» несопоставимы с наносимым ею вредом.

10. Установить адекватный размер стипендий студентам: в вузе — не ниже 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения, в колледже (техникуме) — не менее 60%, а социальная стипендия малообеспеченному студенту — не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения,

Законопроект будет рассмотрен в Государственной Думе осенью.

О проблеме образования. Местный аспект

С.П. Обухов:

— Ведется сбор подписей под петицией Президенту в связи с нехваткой общеобразовательных школ в городе Краснодаре. Эта проблема возникала не сегодня и не вчера. Губернатор сказал, что этой проблеме два десятка лет. Конечно, во всем можно обвинять только федеральный центр. Но я приведу два примера, когда негативная ситуация сложилась по вине местных властей.

Первый пример. В микрорайоне Солнечный был принят план застройки. Было изначально запланировано строительство двух школ и шести детских садов. Было соответствующее решение мэрии. К 2013 году осваивается 90 процентов территории. Застройка велась с нарушением градостроительных норм. Об этом губернатор указал администрации города. Но жилой дом был построен там, где планировалось возвести школу. Губернатор дал команду разобраться с застройщиками, сделать проект школы на 1100 мест. Но и по сей день застройщик не предоставил проектную документацию, несмотря на указания губернатора.

Другой пример. Это 433 гектара в районе Западного обхода. Компании-застройщику (не буду ее называть) ставится задача построить восемь школ. Через два месяца заместитель главы администрации Краснодара подписывает постановление, по которому количество школ уменьшается с 8 до 1, детских садов – с 25 до 5, а все социальные учреждения, вообще, исключены из плана. Если город дает преференции определенным застройщикам, то он должен с них и строго спрашивать. Он должен соблюдать все строительные нормы.

О новом составе Госдумы

С.П. Обухов:

— Теперь будет совсем иной состав Государственной Думы: пятьдесят процентов депутатов изберут по партийным спискам, и пятьдесят процентов – будут одномандатники. Я считаю, что одномандатник более зависим от избирателя. Если одномандатника начнут клевать избиратели, то и его поведение будет совершенно иным. Когда был одномандатный состав Думы, даже доминировании тех или иных фракций, фракции одномандатников занимали более взвешенную позицию. Поэтому сейчас степень свободы у депутата будет гораздо больше. Соответственно, больше будет степень свободы и у Думы, в связи с тем, что появится половина одномандатного состава.

Состоятся ли дебаты Обухова с Евлановым?

С.П. Обухов:

Я благодарен Гражданскому комитету «За честные выборы», который обратился ко мне. Я ответил, что я готов принять участие в таких дебатах. Я готов внести свою долю, чтобы это был платный эфир. Если у государства нет бесплатного эфира, тогда давайте проведем платные дебаты. Но пока от Владимира Лазаревича Евланова я ответа не слышал.

Меня по этому вопросу поддержали коллеги из Государственной Думы. Группа депутатов Госдумы направила запрос в Центризбирком в связи с тем, что на 46-м округе отсутствуют дебаты. Хотя есть соответствующее требование Президента.

О хороших избирателях и плохих руководителях

С.П. Обухов:

— Я тоже смотрю данные социологии. Значительная часть граждан считает, что выборы у нас нечестные и несправедливые. Но мой подход абсолютно противоположный бойкоту голосования. Я считаю, что плохие руководители и плохие депутаты избираются очень хорошими людьми, но только теми, которые не ходят на выборы.

Я обращаюсь к тем, кто не ходит на выборы. По вашей вине избираются плохие руководители и плохие депутаты. Поэтому придите на выборы и проголосуйте. И это не только вопрос совести. Потому что тем создается искушение для административного ресурса. Для всевозможных нарушений и вбросов голосов, если вы не пришли.

Я считаю, что бюллетенем можно изменить свою жизнь. КПРФ против экстремизма и радикализма. Пока есть возможность изменить нашу жизнь бюллетенем, это нужно делать. Все остальные варианты плохи для всех.

Поэтому я призываю хороших людей, которые не ходят на выборы, прийти и выбрать хороших депутатов и руководителей!

* * *

Наша задача сегодня – не потерять будущее поколение. Мы убеждены, что профессия педагога должна быть одной из самых престижных, так же как и врача, рабочего, крестьянина, инженера и военного. Но до тех пор, пока образование на государственном уровне считается «услугой», ждать подвижек в лучшую сторону не приходится. КПРФ расценивает его не как «услугу», а как общественное благо. И это коренным образом отличает позицию КПРФ по вопросам образования от позиций других партий, представленных в Госдуме, — отметил в завершение пресс-конференции Сергей Обухов.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *