За единство леводемократических сил

За единство леводемократических сил

Состоялся XI съезд Коммунистической партии Бангладеш

Недавно в столице Народной Республики Бангладеш Дакке состоялся XI съезд Коммунистической партии Бангладеш. По поручению ЦК КПРФ я представлял на нём Коммунистическую партию Российской Федерации. Съезд, работавший в течение четырёх дней, был посвящён прежде всего проблеме создания леводемократической альтернативы власти буржуазии, грабящей страну. Его открытие проходило на территории национального мемориала имени Шохраварди, где в 1971 году армия Пакистана капитулировала перед освободительными отрядами объявившей независимость Бангладеш. Бенгальский народ с теплотой вспоминает поддержку Советским Союзом своей освободительной войны.

ОТКРЫТИЕ СЪЕЗДА было ознаменовано красочным уличным шествием делегатов с красными флагами по улицам столицы. Транспортное движение в Дакке очень сложное: светофоры здесь не приживаются, в одном ряду перемещаются современные автомобили, разбитые автобусы почти полувековой давности и велорикши. В этой ситуации полицейское сопровождение шествия коммунистов и автоколонны зарубежных гостей было не только заботой о безопасности, но и знаком уважения и признания важной роли Коммунистической партии, хотя она не представлена в органах государственной власти.

Как мне объяснили товарищи, КПБ не имеет парламентских мандатов в силу того, что отказалась от политического союза с партией «Народная лига Бангладеш» (НЛБ), а в условиях ущемления демократии победить в мажоритарных округах вне блока при доминировании тугих кошельков и властного ресурса крайне трудно. Правда, от коалиции с правящей партией отказалась и правая, наиболее одиозная и, по мнению самых разных политических сил, причастная к поддержке исламского фундаментализма и кровавых терактов Бангладешская националистическая партия (БНП).

В начавшейся после шествия работе съезда Компартии участвовали 683 делегата (из них 217 женщин) из всех районов страны. В первый день, когда заседание съезда проходило на открытой площадке парка имени Шохраварди, на нём присутствовало несколько тысяч гостей и активистов партии, одетых в красные (цвет коммунистов) футболки и кепки. Здесь же находились официальные делегации коммунистических партий из 12 стран мира. Они представляли коммунистов Китая, Индии, Непала, Пакистана, Шри-Ланки, Вьетнама, Великобритании, Германии, КНДР. Мне, представителю КПРФ, было приятно ощущать очень уважительное отношение к российской Компартии со стороны как хозяев, так и гостей съезда.

Лидеры партии председатель ЦК КПБ Муджахидул Ислам Селим и генеральный секретарь ЦК Сайед Абу Зафар возглавили возложение венков к временному алтарю жертв борьбы за независимость и солидарность трудового народа, в котором гости тоже приняли участие. Были подняты государственный флаг Бангладеш и флаг партии. Крупная эмблема рук, сжатых в кулаки, в сочетании с серпом и молотом уверенно возвышалась над сценой.

Муджахидул Ислам Селим, открывая съезд, во вступительном слове сделал упор на то, что нынешняя государственная власть не в состоянии решить вопрос достойного будущего народа Бангладеш. Компартия считает, что необходимо изменить политический курс страны, так как он, по сути, противоречит духу освободительной войны и национальным интересам народа. Он подчеркнул, что партия сохраняет неизменным свой основной лозунг: «Положить конец общинной разобщённости, империализму и грабежу народа и установить демократию, которая сегодня в стране отсутствует». Съезд признал необходимым сконцентрировать эту принципиальную формулу в виде лозунга: «Патриотизм, социализм, демократия и секуляризм».

В выступлениях часто звучали знакомые нам по нынешней России оценки сложившейся в Бангладеш ситуации: «В стране процветает коррупция» и «Национальные богатства подвергаются разграблению правящей элитой». Генеральный секретарь ЦК КПБ Сайед Абу Зафар привёл в качестве примера предательства властью национальных интересов страны в пользу Индии проект угольной электростанции в мангровом лесу в районе Рампала.

Товарищ Селим резко критиковал и правящую партию «Народная лига Бангладеш», и Бангладешскую националистическую партию за их социально-экономическую политику, проводимую в интересах буржуазии. Лидер КПБ поставил перед партией задачу преодолеть монополию сменяющих друг друга во власти двух проимпериалистических партий (БНП была у власти ранее, и именно результаты проводившейся ею политики привели её к поражению на выборах). Дабы положить конец грабежу страны, необходимо, чтобы Коммунистическая партия Бангладеш стала той реальной альтернативой буржуазным партиям, в которой нуждается народ Бангладеш. Предложение о создании леводемократического фронта было одобрено съездом и записано в его политическом постановлении.

Делегаты съезда тепло приветствовали представителя КПРФ, ибо здесь видят в нашей партии наследницу партии Ленина. Бангладешские товарищи не скрывали: для них высокий авторитет нашей партии определяется тем, что КПБ рассматривает КПРФ как преемницу Коммунистической партии Советского Союза, надёжного друга бенгальского народа. Лидеры Компартии Бангладеш особо отмечают, что именно после контактов с КПСС по линии межпартийных связей руководство СССР приняло решение о поддержке борьбы восточных бенгальцев за независимость.

Уважительное отношение к КПРФ как наследнице Коммунистической партии Советского Союза в Бангладеш характерно не только для коммунистов. Мне довелось принять участие во встречах со спикером парламента Народной Республики Бангладеш Ширин Чоудхури и главой государства Шейх Хасиной, которая является также лидером НЛБ. Шейх Хасина во время короткой беседы тоже отметила, что относится к КПРФ как наследнице Коммунистической партии Советского Союза, которая много сделала для обретения независимости Бангладеш 45 лет назад, когда борьбой её народа руководил её отец Шейх Муджибур Рахман. Шейх Хасина сказала, что она благодарна Советскому Союзу и будет помнить о его роли в обретении независимости её родиной, но жаль, что СССР уже нет. Она заявила о большой заинтересованности в расширении контактов наших стран в экономической, образовательной, культурной и других областях.

Но вернёмся в зал XI съезда КПБ. Его делегаты бурными аплодисментами реагировали на оглашённое мною приветствие Г.А. Зюганова. По поручению ЦК КПРФ я вручил руководству КПБ символику и сувениры нашей партии, а также диск с фильмом о В.И. Ленине.

По итогам работы съезд КПБ принял ряд важных резолюций: по рабочему движению и профсоюзам, по социально-экономическому положению в Бангладеш, по сельскому хозяйству и крестьянству, по изменению климата, по женскому вопросу; резолюцию по защите топливных и природных ресурсов. В резолюции о международном положении съезд КПБ указал, что мировой империализм стремится получить контроль над ресурсами Бангладеш, проводя политику неолиберализма. Империалистические страны готовы идти на прямую интервенцию под маской войны якобы против террора. Однако обездоленные люди во всём мире всё лучше осознают неоколониальный смысл такой политики и всё больше включаются в борьбу с ней.

XI съезд КПБ избрал Центральный Комитет в составе 43 человек и Президиум ЦК из 10 человек. Муджахидул Ислам Селим и Сайед Абу Зафар вновь избраны председателем и генеральным секретарём ЦК партии.

Вечером в Национальном пресс-клубе прошёл международный семинар «Империализм, новый либерализм и религиозный фундаментализм». Большое впечатление произвело выступление доктора Джона Фостера из Компартии Великобритании, с позиций марксизма проанализировавшего современные тенденции общественного развития и угрозы, которые несут нынешние формы империализма.

Необходимо отметить, что Компартия Бангладеш имеет большое влияние в некоторых профсоюзах и стремится активно действовать в рабочей среде. Так как большинство населения верующие, то коммунисты идут в мечети, чтобы… вести там агитационную работу. К сожалению, в Бангладеш возрастает угроза исламского фундаментализма. На съезде отмечалось, что эта опасность угрожает демократически мыслящим слоям интеллигенции, гражданам, исповедующим другую религию, и атеистам.

При расставании коммунисты Бангладеш ещё раз поблагодарили руководство КПРФ — партии В.И. Ленина за внимание к их съезду. Их главные слова на прощание: «Товарищи из КПРФ! Спасибо за солидарность! Мы вместе обязательно победим! Встретимся в 2017 году!»

* * *

Мне довелость принять участие в экскурсии в Дом-музей Шейха Муджибура Рахмана в Дакке. Мы молча постояли у лестницы, где он был расстрелян вместе со всей семьёй, включая детей (оставшаяся дочь Хасина была в то время за границей). Бангладешцы не так давно узнали всю правду о зверской расправе. США и Канада до сих пор отказываются выдать ряд террористов — исполнителей этого зверского убийства, которые бежали за океан.

В музее на видном месте размещены фотографии переговоров Муджибура Рахмана с Л.И. Брежневым в Кремле. Надо заметить, что в период освободительной войны 1971 года Шейх Муджибур Рахман и другие лидеры партии «Народная лига Восточного Пакистана» (предшественники НЛБ) попросили помощи у СССР, но решение непростого вопроса правительством затягивалось. Тогда они обратились к руководству КПСС (в частности, к М.А. Суслову). После этого вскоре решение было принято высшим руководством СССР. Таким образом, канал межпартийных связей компартий в той критической ситуации оказался самым действенным в борьбе с фактическим геноцидом бенгальского народа.

Александр ПОТАПОВ. Член ЦК КПРФ, секретарь МГК КПРФ.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *