В новую эпоху без больших потрясений

В новую эпоху без больших потрясений

Процесс транзита власти, с которым связывали якобы неизбежные потрясения в Узбекистане, завершился. Президентом избран Шавкат Мирзиёев, долгие годы занимавший пост премьер-министра. Новый глава государства пообещал улучшить жизнь граждан, а также наладить отношения с соседями, испортившиеся за время правления предшественника.

НА ПРОТЯЖЕНИИ двадцати с лишним лет независимости выборы всех уровней в Узбекистане представляли собой формальные процедуры. Политическая система была очищена от остатков оппозиции ещё в начале 1990-х годов, и с тех пор неограниченная власть Ислама Каримова и его ближайшего окружения не подвергалась сомнению. Внешние признаки демократии, включая четыре политические партии и выборы, при этом сохранялись, но имели чисто показной характер.

Наивно было полагать, что со смертью Ислама Каримова, скончавшегося от инсульта 2 сентября, ситуация кардинальным образом изменится. Результаты нынешних выборов не сильно отличаются от прежних. По данным ЦИК, Шавкат Мирзиёев набрал 88,6 процента голосов. Явка составила почти 88 процентов. Процесс смены власти проходил по чёткому сценарию, в основе которого лежали не демократические процессы, а консенсус между группами влияния. Как и ожидалось, исполняющим обязанности президента Республики Узбекистан стал Шавкат Мирзиёев, с 2003 года занимавший пост премьер-министра. Это произошло 8 сентября, а уже 16-го Мирзиёев был выдвинут в президенты Либерально-демократической партией, неформальным главой которой он является.

Помимо него, в предвыборной кампании участвовали ещё три кандидата: Хатамжон Кетмонов от Народно-демократической партии, Наримон Умаров от партии «Адолат» («Справедливость») и Сарвар Отамуратов от партии «Миллий Тикланиш» («Национальное возрождение»). В качестве реальных соперников их никто не рассматривал. Кетмонов и Умаров уже принимали участие в президентских выборах 2015 года, получив по 2—3 процента голосов. Кроме того, кандидаты не допускали критики существующей системы, ограничив агитацию обтекаемыми пожеланиями и обещаниями.

Впрочем, назвать предвыборный марафон серым и полностью шаблонным было бы неправильно. Новая власть попыталась придать кампании демократическую видимость. Впервые за выборами следила полноценная миссия западных наблюдателей от ОБСЕ. В отличие от Ислама Каримова, который не утруждал себя активным участием в кампании, Шавкат Мирзиёев развернул энергичную деятельность. Начавшиеся в сентябре поездки по стране не прекращались до последнего момента. При этом исполняющий обязанности президента не скупился на обещания. По его словам, целью руководства является удвоение ВВП к 2030 году и доведение доли промышленности в валовом продукте до 40 процентов. Уже в ближайшее время будут реализованы свыше 600 инвестиционных проектов стоимостью 40 миллиардов долларов, что позволит увеличить промышленное производство в полтора раза. Одним из приоритетов является развитие лёгкой промышленности. К 2021 году власти обещают перейти к переработке отечественного хлопкового волокна исключительно собственными силами.

Другие посулы были связаны с социальной сферой. 21 октября Мирзиёев подписал постановление «О Программе по строительству доступных жилых домов по обновлённым типовым проектам в сельской местности на 2017—2021 годы». Только в следующем году власти обещают построить 15 тысяч единиц социального жилья. Также и.о. президента обещал беспощадно бороться с коррупцией и организованной преступностью, обеспечить верховенство закона и защиту суверенитета Узбекистана. «Мы заверяем, что дадим решительный отпор любым попыткам посягнуть на суверенитет и независимость нашей страны», — заявлял Мирзиёев. По его словам, Ташкент продолжит прежний курс неприсоединения к военно-политическим блокам и не допустит размещения на своей территории иностранных военных баз.

Будут ли выполнены эти обещания, говорить пока рано. Но ряд шагов Шавката Мирзиёева за минувшие месяцы внушают осторожный оптимизм в том, что Узбекистан хотя бы частично исправит ошибки, допущенные прежним президентом. В первую очередь это касается отношений с соседями. В последние годы Ташкент фактически находился в состоянии «холодной войны» с Таджикистаном и Киргизией. Экономические и политические контакты с этими странами были заморожены. Мирзиёев пошёл на нормализацию отношений с Бишкеком и Душанбе. Уже в сентябре состоялись узбекско-киргизские переговоры, позволившие значительно продвинуться в решении болезненных споров по делимитации границы. Ещё более заметен прогресс в отношениях с Таджикистаном. Стороны договорились возобновить железнодорожное и авиасообщение между республиками, а также приступить к поиску взаимовыгодных решений в сфере водопользования.

Ожидать полного разворота внутренней и внешней политики Узбекистана, однако, не следует. Существующая система держалась не на одном Исламе Каримове, а отражала интересы приближённых к власти кланов и групп. Даже при желании новый президент не сможет игнорировать влияние этих сил, а потому все шаги Шавката Мирзиёева будут лишены резких рывков. Поэтому в новый период своей истории, который называют посткаримовским, Узбекистан входит без серьёзных потрясений.

Сергей КОЖЕМЯКИН. (Соб. корр. «Правды»). г. Бишкек.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *