Вчера на сайте портала «Свободная пресса» была размещена статья, в которой речь шла о последствиях возможной отмены антироссийских санкций в 2017 году. Публикуем её полностью.
Мы продолжаем публикацию прогнозов на 2017 год. Сегодня речь пойдет о внутренней политике — направлении, на котором возможны значительные перемены в преддверии президентских выборов в РФ.
2017-й в России ждали с нетерпением. После тяжелого 2016-го блеснула надежда, что «черная полоса» остается позади. Действительно, победа Дональда Трампа на президентских выборах в США создала серьезные предпосылки для постепенного снятия с РФ санкций со стороны Запада.
Накануне новогодних праздников компания Bloomberg провела опрос среди экономистов, и большинство из них (55%) спрогнозировали ослабление ограничительных мер США против России в 2017 году. Симптоматично, что еще в октябре такого прогноза придерживались только 10% экспертов.
При этом аналитики уверены: если Вашингтон ослабит санкции, Евросоюз последует его примеру. 40% опрошенных Bloomberg экономистов ждут смягчения санкционного режима со стороны ЕС в те же сроки — в ближайшие 12 месяцев.
Если в 2017-м санкции действительно отменят, это обеспечит прирост ВВП России на 0,6−0,8%. Это довольно серьезный показатель. Плюс, благодаря договоренности о сокращении добычи нефти между ОПЕК, РФ и рядом стран, не входящих в картель, можно прогнозировать, что среднегодовая цена нефти в 2017-м перешагнет отметку в $ 40 за баррель, которая заложена в российский бюджет.
Все это говорит об одном: жить в 2017-м действительно станет легче. Но парадокс заключается в том, что отмена санкций может стать катализатором нарастания недовольства внутри России.
Политологи предупреждают: если исчезнет внешний враг в лице Запада, на которого Кремль сегодня списывает неудачи, просчеты кабмина в экономической политике могут стать вполне отчетливыми.
Действительно, санкции — далеко не главная причина торможения экономики РФ. Достаточно напомнить, что наша экономика начала «съезжать» вниз еще в 2013 году, когда темпы роста ВВП упали с 3,7% до 1,3%. И уже тогда было ясно, что это происходит из-за нарастания жесткости структурных ограничений, и из-за отсутствия необходимых мер в экономической политике, которые были бы направлены на их преодоление.
Эти ограничения не преодолены до сих пор, и потому по мере снятия санкций список вопросов к власти со стороны общества будет только расширяться. А это чревато как падением рейтинга поддержки президента РФ Владимира Путина, который перед Новым годом достиг рекордной отметки в 86%, так и падением доверия к партии власти и правительству.
Это значит, 2017-й может неожиданно стать годом повышенной турбулентности во внутренней политике, что ослабит позиции Путина перед президентскими выборами 2018 года.
Что на деле показывает внутриполитический барометр-2017?
— Внутриполитические риски в 2017 году связаны с тем, что Владимир Путин продолжает прежнюю либерально-экономическую политику, и продолжает поддерживать либералов в социально-экономическом блоке кабмина, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Президент по-прежнему не приглашает к дискуссии экономистов с альтернативной точкой зрения. Этих экономистов-государственников идеологически маргинализировали еще в 1990-е годы путем диффамации и отстранения от всех управляющих структур. В результате, в России де-факто нет пула влиятельных экономистов, которые могли бы высказывать конкурентные идеи.
Это не очень правильная ситуация. Напомню, что тот же Иосиф Сталин в похожей ситуации — в ноябре 1951 года — инициировал широкую экономическую дискуссию. Он пошел на это, поскольку после войны стало ясно: мобилизационная экономика достигла определенного уровня, исчерпала себя, и нужны новые решения.
У нас же, повторюсь, дискуссии нет, и мы по-прежнему ориентируемся в экономике на Запад. Хотя впечатляющий рост демонстрируют, прежде всего, восточные модели экономик: Сингапур, Таиланд и, главное, Китай.
Понятно, почему Путин опирается на экономистов-либералов. Они ему хорошо знакомы лично, прошли с ним долгий путь еще от Санкт-Петербурга, и потому он им доверяет. Но, с другой стороны, люди могут быть лояльны президенту, но при этом совершать ошибки, и тем самым подставлять под удар главу государства.
Так, либералы считают, что приход к власти в США Дональда Трампа будет способствовать и росту политической стабильности в России. Я же, напротив, уверен: ослабление конфронтации с Западом, что неминуемо после прихода Трампа, заставит россиян обратить самое пристальное внимание на внутренние проблемы.
Тем более, на внешнеполитической арене, кроме Сирии, явных успехов у России нет, а ситуация на Украине буксует, что также вызывает раздражение населения. Думаю, если сразу после прихода Трампа не будет прорывов на Украине, в отношениях Россия-НАТО, в том же урегулировании в Сирии, у граждан РФ будет нарастать разочарование даже внешнеполитическим курсом. Если же не будет успехов во внешней политике, Кремлю будет нечем похвастаться перед избирателями, и люди начнут все чаще задавать «неудобные» вопросы».
«СП»: — Какие, например?
— Почему олигархические круги продолжают жировать? Почему правительство обирает людей все возрастающими косвенными налогами? К этому добавятся и «внешнеполитические» претензии: почему надежды на администрацию Трампа не оправдались? А главное — почему уровень конфронтации с Западом спал, а мы продолжаем терпеть неудачи в экономической области?
Этот рост недовольства в обществе, я считаю, приведет к падению рейтинга президента, несмотря на старания политтехнологов. Надо понимать: политические технологии хорошо работают, когда под ними имеется определенная основа. Если же основа будет размываться, то и технологи начнут давать сбои.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.