Новости, которые приходят в первые дни нового 2017 года из Латинской Америки, показывают, что в год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции в этой части света идеи Октября живы и актуальны. Борьба за социализм и правая реакция образуют стержень политической борьбы в регионе. О ситуации рассказывает член Президиума, секретарь ЦК КПРФ Ю. В. Афонин.
Венесуэла: углубление революции или правая диктатура?
В первые дни нового года в Венесуэле предпринята попытка парламентского переворота (парламент страны после выборов 2015 года контролируется правыми силами). Национальная ассамблея большинством голосов объявила «оставившим свой пост» из-за «стойкой неспособности исполнять свои обязанности» Николаса Мадуро, президента страны и близкого соратника покойного Уго Чавеса. Верховный Суд Венесуэлы сразу же отменил это решение парламента как незаконное. И действительно: избранный народом президент находится на своём рабочем месте и продолжает руководить страной. А статья 233 Конституции Венесуэлы, на которую сослались правые депутаты, вообще-то описывает процедуру прекращения полномочий президента в случае его смерти, добровольной отставки или физической неспособности исполнять обязанности, зафиксированной медицинским заключением, которое должно быть утверждено Верховным Судом. Ничего подобного не произошло. Почему же правые пошли на явное нарушение Конституции?
После избрания в 1998 году президентом Венесуэлы Уго Чавеса в стране развернулась Боливарианская революция. В ходе её было национализировано немало капиталистической собственности и выстроена невиданная в истории Венесуэлы система социальной защиты населения. Достаточно сказать, что за время правления чавистов число людей, получающих пенсию по старости, выросло в 8 раз (до революции подавляющая часть населения страны в принципе была лишена какого-либо пенсионного обеспечения). Бензин в Венесуэле стал самым дешёвым в мире. Было развёрнуто массовое строительство социального жилья, передаваемого беднякам за символическую цену. До Боливарианской революции значительная часть населения страны жила в «ранчос» – фактически, в городских трущобах на склонах холмов, как правило, лишённых водопровода, канализации, а то и электроснабжения. Только в минувшем 2016 году, несмотря на падение доходов государства из-за низких цен на нефть, в Венесуэле по этой программе было построено 359 тысяч квартир. Кстати, в расчёте на душу населения это примерно в 2 раза больше, чем сейчас строится жилья в России (притом, что у нас большая часть вводимого жилья вовсе не социальная, а сугубо коммерческая).
Тем не менее, в последние годы симптомы экономического кризиса в Венесуэле очевидны. Страна уже 100 лет сидит на «нефтяной игле». И чавистам не удалось серьёзно изменить эту ситуацию. Поэтому резкое падение мировых цен на энергоносители, начавшееся в 2014 году, нанесло Венесуэле большой ущерб. Главной проблемой стали дефицит товаров и очереди, которые нужно отстоять для их приобретения. Большая часть торговли остаётся в частных руках. И на контроль правительства над ценами торговцы отвечают припрятываением товаров с последующей их спекулятивной реализацией по нелегальным каналам. Процветает также контрабанда товаров в соседние с Венесуэлой страны (Колумбию и Гайану). По примерным оценкам, в этих странах до 10 миллионов человек (!) живёт за счёт доходов от этой контрабанды. Эта массированная контрабанда, кстати, ясно показывает, насколько товары в Венесуэле (особенно продукты и бензин) дешевле, чем в соседних странах.
В целом, ситуация очень напоминает экономическую войну, которая велась буржуазией против правительства Альенде в Чили накануне фашистского переворота 1973 года. Экономическая война дополняется информационным террором. Ведь вопреки сказкам о «чавистской диктатуре», большая часть СМИ страны находится в частных руках и совершенно свободно каждый день поливает правительство ушатами грязи. Частные масс-медиа нагнетают в обществе атмосферу паники, предсказывая со дня на день начало голода, прекращение электроснабжения и т. д. В таких условиях правые силы и смогли в декабре 2015 года впервые за много лет выиграть у чавистов парламентские выборы с соотношением голосов 56% на 44%.
После получения контроля над парламентом правые немедленно начали подготовку референдума об отзыве президента Мадуро. Но дело закончилось пшиком: в собранных в поддержку референдума подписях оказалось большое число «мёртвых душ». Референдум провалился. Вот тут венесуэльские оппозиционеры и пошли на эту авантюру с неконституционным объявлением об отстранении президента Мадуро от должности. Правовых последствий эта акция, конечно, иметь не может. Но политическое обострение, создаваемое правой оппозицией, выглядит угрожающим. Ведь венесуэльская оппозиция пользуется безусловной поддержкой США. И попытка правого переворота или даже прямая интервенция США выглядят всё более реальными. Не нужно забывать, что Венесуэла обладает самыми большими в мире запасами нефти. А эта чёрная жидкость, как показывает опыт, просто неодолимо притягивает американских «демократизаторов».
Трагичность ситуации в том, что в случае свержения чавистов никакой буржуазной демократии в Венесуэле быть не может. За время Боливарианской революции миллионы венесуэльских бедняков вышли из своих трущоб, почувствовали себя политической силой, «распробовали» ранее совершенно недоступные им социальные блага. И лишить их всех социальных гарантий и загнать обратно в трущобы без большой крови не получится. Таким образом, сегодня перед Венесуэлой во весь рост встаёт дилемма: продолжение Боливарианской революции, которая должна стать последовательно социалистической, или кровавая проамериканская диктатура.
Эквадор: Ленина – в президенты!
В другом государстве Латинской Америки – Эквадоре – сегодня разворачивается важнейшая избирательная кампания. В ней левые силы будут противостоять правой реакции, за которой явно маячит мурло США. 19 февраля 2017 года в этой стране пройдут выборы президента и парламента.
С 2007 года в Эквадоре идёт «Гражданская революция» во главе с левым президентом Рафаэлем Корреа. Её суть, как и в Венесуэле, – направить доходы от природных богатств страны на нужды народа, резко расширить систему социальных гарантий. Корреа также резко ограничил влияние «гринго» в Эквадоре: начал борьбу с американской нефтяной компанией «Шеврон», нанёсшей огромный ущерб эквадорской природе, а в 2009 году по требованию эквадорского правительства в стране была закрыта военная база США в городе Манта. Ответ североамериканской империи не заставил себя долго ждать: в 2010 году против Корреа был организован полицейский путч (верхушка офицеров эквадорской полиции традиционно обучалась в США). Но благодаря массовой народной поддержке, левый президент выстоял.
По Конституции Эквадора Рафаэль Корреа не имеет права снова баллотироваться на президентский пост, и президент не собирается нарушать законы страны. Кандидатом левых сил на выборах 2017 года стал Ленин Морено (в Латинской Америке люди левых взглядов нередко называют своих детей в честь великих коммунистов прошлого). Ленин Морено уже почти 20 лет передвигается в инвалидной коляске (после вооруженного нападения на него в 1998 году у Ленина парализованы ноги). Но это не помешало ему стать одним из самых ярких политиков в истории Эквадора. В 2007-2013 годах он был вице-президентом страны, а в последние годы – специальным посланником ООН по помощи людям с ограниченными возможностями.
Главный соперник Ленина на выборах – правый политик Гильермо Лассо, один из крупнейших акционеров частного «Банка Гуаякиль», в прошлом работавший также менеджером эквадорского филиала «Кока-Колы». В общем, сама классовая принадлежность и биография этого кандидата не оставляют сомнений в том, чьи интересы он представляет.
Сегодня, по данным соцопросов, Ленин Морено лидирует. Однако борьба будет жёсткой. Сейчас частные СМИ Эквадора ведут настоящую информационную войну против левого правительства. Вполне возможным представляется второй тур президентских выборов, в котором все правые и проамериканские силы постараются консолидироваться. Будем надеяться на победу Ленина Морено. Ведь его борьба за народные интересы показывает, что дело В. И. Ленина живёт и в Эквадоре!
Мексика: от протестов против повышения цен – к борьбе с властью монополий и наркокартелей
В 120-миллионной Мексике в первые дни нового года происходит настоящее народное восстание. Эта крупнейшая испаноязычная страна мира сейчас охвачена массовыми народными протестами против «гасолинасо» – повышения цен на бензин, санкционированного правительством правого президента Энрике Пенья Ньето. Мексиканцы занимают бензозаправки, перекрывают дороги. За первые 10 дней нового года арестовано уже около 2 тысяч человек. К сожалению, отмечены случаи стрельбы полиции по протестующим, есть раненые и погибшие. Характерно, что обо всём этом практически ничего не сообщают российские буржуазные СМИ.
С самого начала глобального капиталистического кризиса в 2008 году уровень жизни мексиканских трудящихся постоянно снижается. Поэтому новый удар в виде 20-процентного повышения цен на бензин народ терпеть не согласился. Ведь этот резкий рост цен на топливо происходит на фоне весьма низких мировых цен на нефть. А Мексика – один из крупнейших нефтедобытчиков в Латинской Америке. Её собственная добыча не только полностью покрывает потребности страны в жидком топливе, но и позволяет осуществлять масштабный экспорт (второй по объему экспорт нефти в регионе). Спрашивается: почему бензин должен быть недоступен для мексиканских трудящихся?
По подсчётам мексиканской газеты «Ла Хорнада», теперь среднему мексиканцу, чтобы оплатить заправку всего одного полного бака (60 литров) нужно работать целых 12 дней. В нефтедобывающих Канаде и Норвегии для этого надо работать всего полдня. Ясно, что скачок цен на бензин неизбежно подстёгнёт рост цен практически на все товары, перевозимые автотранспортом. Особое возмущение мексиканцев вызвал тот факт, что для депутатов и части чиновников установлены талоны на бензин (фактически, их расходы на топливо оплачивает госбюджет).
Следует иметь в виду, что власти Мексики, не колеблясь, прибегают к весьма жестоким методам подавления народных протестов. В 2016 году только за один день 19 июня в городе Асунсьон Ночикстлан, штат Оахака, при подавлении протестов учителей полицией было убито 8 человек и десятки ранены. Ещё один пример – бесследное исчезновение в 2014 году 43-х студентов педагогического колледжа, которые направлялись на протестную акцию. Сегодня самая распространённая версия их исчезновения – подростки были убиты и тайно захоронены боевиками одного из наркокартелей по «просьбе» местных чиновников, которым надоели народные протесты (государственная власть и наркокартели во многих регионах Мексики сегодня вообще образуют настоящий симбиоз). Но свирепые расправы не останавливают мексиканцев. Страна вновь поднялась на борьбу.
В организации нынешних протестов населения видную роль играет Коммунистическая партия Мексики. Она пытается привнести в народное движение классовое сознание и стратегические цели – от протеста против роста цен к борьбе с властью монополий.
На заставке – плакат Коммунистической партии Мексики. Текст: «Против гасолинасо и роста цен, против голода и нищеты. Долой власть монополий! Товарищ рабочий, ты не один! Вступай в ряды Коммунистической партии, организуем пролетарскую борьбу».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.